Номенклатура дел. Особенности построения.
Номенклатура дел — это систематизированный список наименований дел, заводимых в делопроизводстве, с указанием сроков их хранения, утвержденный в установленном порядке.
Основными принципами построения номенклатуры являются:
-систематизация документов на основе классификатора вопросов деятельности учреждения, позволяющая документы по одному вопросу (теме) группировать вместе;
-единство в подходе к учету, систематизации, описанию и поиску документов;
-применение индексации документов, обеспечивающей внесение в соответствующие разделы номенклатуры изменений, добавлений и исправлений; стабильность, сохранение за номенклатурой функции учета документов.
Номенклатура включает полный состав документов, в первую очередь документы, подлежащие постоянному хранению. Общеизвестно, что номенклатура способствует правильной организации и хранению документов учреждения. Она не только определяет единый порядок формирования дел, но и помогает решать вопросы комплектования, экспертизы и отбора на государственное хранение основной документации, имеющей научно-историческое значение. Это важное свойство номенклатуры дел делает ее наиболее объективным средством отбора документов на государственное хранение.
Ответственность за разработку номенклатуры возлагается на делопроизводственную службу учреждения.
Различают:
-номенклатуру дел организации
-номенклатуры дел отдельных функциональных подразделений.
Прежде чем приступить к составлению номенклатуры, необходимо провести определенную организационную работу. С этой целью начальник канцелярии совместно с представителем архива проводят совещание с участием представителей всех структурных подразделений. На таком совещании, которое обычно проводится в IV квартале текущего года, подводятся итоги по формированию дел и даются указания о порядке формирования и сроках представления номенклатур дел структурными подразделениями на будущий год.
Номенклатура дел должна быть составлена подразделениями заранее, чтобы канцелярия и архив смогли до 1 января согласовать их с государственным архивом и утвердить у руководителя учреждения. Следует учитывать, что несвоевременно составленная номенклатура в новом году приводит к нарушению существующих требований. В результате таких нарушений документы нового года неправомерно подшиваются в дела прошлого года. Такие дела приходится расформировывать, что требует больших непроизводительных затрат времени.
Во вновь созданном учреждении номенклатура составляется в любое время года, а затем к началу каждого делопроизводственного года. Точно так же при реорганизации учреждения (если функции его значительно изменились, а номенклатура не отражает настоящего состояния дел) номенклатура должна быть составлена в любое время года.
Для составления номенклатуры дел используются уставы или положения об учреждении и его структурных подразделениях, должностные инструкции работникам учреждения, штатные расписания, отчеты и другая документация, схема классификации служебных документов, ведомственный или типовые перечни документов и дел с указанием сроков их хранения, примерные, типовые номенклатуры дел, номенклатуры дел за прошлый год, регистрационные карточки (журналы), описи дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, список структурных подразделений и корреспондентов.
Положение (устав), штатные расписания, должностные инструкции, номенклатуры дел прошлого года облегчают составление номенклатуры и систематизацию дел; карточки и журналы регистрации документов помогают определить состав и содержание полученных, отправленных и внутренних документов и т.д.
Обычно номенклатура строится по структурному или структурно-функциональному принципу. Возможно построение номенклатуры дел по функциональному принципу в бесструктурных учреждениях или там, где нет устойчивой структуры.
Пример схемы номенклатуры дел, построенной по структурному принципу:
1. Канцелярия.
2. Отдел экономического прогнозирования.
3. Производственно-технологический отдел.
4. Отдел техники безопасности.
5. Финансовый отдел.
6. Бухгалтерия.
7. Отдел труда и заработной платы. 8: Отдел кадров.
9. Токарный цех.
10. Слесарный цех.
11. Сборочный цех. 12.....
15. Профсоюзный комитет
Пример схемы номенклатуры дел, построенной по структурно-функциональному принципу:
1. Руководство.
2. Планирование.
3. Организация производственной деятельности.
4. Бухгалтерия.
5. Отдел кадров.
6. Профсоюзный комитет.
Пример схемы номенклатуры дел, построенной по функциональному принципу:
1. Руководство.
2. Планирование.
3. Организация производственной деятельности.
4. Финансирование.
5. Учет и отчетность.
6. Кадры.
Составление номенклатуры дел начинается в структурных подразделениях учреждения. На основании номенклатур дел структурных подразделений составляется сводная номенклатура дел всего учреждения, которая согласовывается с архивным органом и утверждается руководителем учреждения.
В сводной номенклатуре дела располагаются так же, как и в номенклатурах структурных подразделений. Первый раздел сводной номенклатуры дел рекомендуется посвящать делам с документами канцелярии (секретариата, общего отдела), затем функциональным отделам и управлениям. Действующие на общественных началах структурные подразделения и органы учреждения располагаются за основными структурными подразделениями. Завершают номенклатуру дел расположенные в порядке значимости общественные организации.
В номенклатуре, построенной по структурно-функциональной и функциональной схеме, названия ее разделов и подразделов совпадают с наименованиями управленческих функций и структурных подразделений, которые располагаются в порядке их значимости. Внутри каждого раздела дела размещаются по группам с учетом степени важности, сроков хранения. Внутри каждой группы располагаются дела постоянного хранения, затем временного свыше 10 лет и временного до 10 лет включительно.
В номенклатуру дел сначала включают дела с распорядительными документами вышестоящих организаций, затем с распорядительными документами данного учреждения, протоколы, штатные расписания, планы, отчеты, договоры, бухгалтерские документы, акты, переписку и др.
Наименования дел, включающие документы одинаковые по содержанию и разновидности, помещаются рядом. Так, после подлинных приказов включаются дела с копиями приказов; квартальные планы следуют за годовыми; месячные — за квартальными; после них — переписка по планированию. Однородные наименования дел располагаются в номенклатуре по алфавиту корреспондентов или географических названий.
В учреждениях могут быть дела по вопросам, которые не разрешены в течение одного года. Это так называемые "переходящие" дела. Переходящие дела можно условно подразделить на несколько групп. Первая группа — дела, не завершенные делопроизводством, которые ведутся вплоть до разрешения вопросов, например: "Документы о строительстве здания архива (отчеты, акты, переписка и др.)". Вторая группа — дела, которые ведутся в течение нескольких лет до окончательного заполнения форм, например: "Журнал регистрации арбитражных дел". Третья группа — дела с распорядительными, инструктивно-методическими документами, которые ведутся в течение ряда лет (пока дело не достигнет 200—250 листов), например: "Приказы министра об изменении структуры. Копии".
Эти дела вносятся в номенклатуру каждого года с одним и тем же наименованием и с одним и тем же индексом в течение всего срока, необходимого для разрешения вопроса. Если в истекшем году дело состоит из двух или более томов, а последний том не закончен, то в номенклатуру будущего года включаются все тома переходящего дела. Если в результате передачи функций одного учреждения другому передаются незавершенные делопроизводством дела вместе с картотеками и документами, они включаются в номенклатуру дел учреждения, принявшего его функции.
Не включаются в номенклатуру дел ведомости Национального Собрания Республики Беларусь, собрания декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, брошюры, справочники, информационные листки, бюллетени, реферативные журналы, экспресс-информации и другие печатные издания.
Учет признаков заведения дел является обязательным условием правильного составления номенклатуры дел. При формировании отдельных статей номенклатуры признаки заведения дел должны отражаться в такой последовательности: номинальный, авторский, предметно-вопросный, корреспондентский или географический, хронологический.
Признаки заведения дел влияют и на расположение статей в пределах номенклатуры. Так, названия дел, наиболее важных по значению с точки зрения номинальной характеристики документов (положения, уставы и т.д.), выдвигаются на первое место. Названия дел, состоящих из документов однородного содержания, помещаются рядом. Названия дел, отражающих авторский, корреспондентский и географический признаки, располагаются в номенклатуре по алфавиту авторов, корреспондентов, географических наименований. Названия дел, формируемых по хронологическому принципу, располагаются в последовательности хронологических периодов, за которые сгруппированы документы.
В первой графе номенклатуры дел проставляется индекс, состоящий из обозначения структурного подразделения (или направления деятельности учреждения), присвоенного канцелярией, и порядкового номера дела по номенклатуре в пределах структурного подразделения (участка, направления деятельности). Например, индекс дела 02-18, где 02 — индекс структурного подразделения, 18 — номер дела. 106
Система индексов может быть трех видов: цифровая, буквенная и смешанная. Чаще всего применяются десятичная, нумерационная и серийная цифровые индексации. Наиболее распространена десятичная система.
Если в учреждении имеется классификатор вопросов деятельности учреждения, индекс дела состоит из условного обозначения структурного подразделения, условного обозначения вопроса по классификатору и порядкового номера дела по номенклатуре. Не менее важным является правильное заполнение 2-й графы номенклатуры дел ("Заголовки дел"). В этой графе указываются названия разделов и подразделов и заголовки дел.
Заголовки дел располагаются в соответствующих разделах и подразделах номенклатуры. Они формируются на основе определений документируемых участков работы и вопросов деятельности учреждения. К ним добавляется название рода заводимого дела (переписка, документы) или делопроизводственного вида документов (приказы, протоколы, акты), а также данные об авторах документов, корреспондентах, датах событий, указания о подлинности или копийности документов, вопрос (тема, предмет), к которому относится содержание документов заводимого дела. Кроме того, в заголовки дел могут быть внесены названия учреждений, после переписки с которыми образовались документы (корреспонденты). Название учреждения-автора в заголовках дел с перепиской не указывается.
Так, в заголовке дела "Переписка с областными и районными организациями по вопросам образования и культурно-массовой работы" в обобщенном виде показаны корреспонденты и вопросы переписки (такое дело составляется, если нет необходимости заводить несколько дел по группам корреспондентов).
В заголовке также может указываться географическое название, к которому относится содержание документов, и время. При этом учитывается целесообразность группировки в отдельные дела документов постоянного и временного хранения.
Неправильно озаглавлены дела, в которых вместо вида документа указано действие, например, "Проверки финансово-хозяйственной деятельности и документальных ревизий подведомственных учреждений" вместо "Акты проверки ...", "Справки проверки ..." и т.д.
Наименования дел в номенклатуре должны совпадать с их заголовками на обложках дел.
Термин "дело" употребляется в заголовке тогда, когда объединяются различные по своим разновидностям документы, связанные между собой последовательностью разрешения вопроса. Термин "дело" употребляется также при заведении личных, судебных дел.
В заголовках некоторых дел принято обобщение "документы". Этот термин употребляется, когда объединяются различные виды документов по одному вопросу, но не связанные последовательностью его разрешения, например: "Документы о строительстве завода строительных материалов (сметы расходов, финансовый отчет, акт сдачи в эксплуатацию и др.)".
Термин "документы" употребляется также при объединении в одном деле приложений к какому-либо одному или нескольким документам, например: "Документы к акту о приеме-передаче завода ...". Если дело состоит из одного документа, в его заголовке указывается разновидность документа и дата события: "План научно-исследовательских работ института на 1993 г.". Годовые планы, сметы, отчеты включаются в номенклатуру предстоящего года, в течение которого они должны поступать или создаваться в данном учреждении. Так, в номенклатуру дел на 1995 г. может быть включен план НИР на 1996 г. и отчет за 1994 г., если они составляются в 1995 г.
Заголовки дополнительно формируемых дел, не предусмотренных номенклатурой, вносятся в соответствующие разделы, для чего в конце каждого раздела включают так называемые "резервные" номера. Каждый раздел номенклатуры дел целесообразно начинать с новой страницы.
Графа 3 номенклатуры заполняется после завершения дел делопроизводством и окончания года. В ней указывается количество частей (томов) по каждому наименованию. Если в течение года заведено несколько томов дела, и последний том не завершен, то в номенклатуру дел предстоящего года включаются все тома переходящего дела. В графе 4 проставляются сроки хранения со ссылкой на статьи типового или ведомственного перечня. В том случае, если в перечне отсутствуют отдельные новые категории документов, экспертная комиссия определяет срок хранения на основании их практической и исторической ценности.
Не менее важным является заполнение графы 5 "Примечание". В течение года в этой графе делаются отметки о заведении дел, указываются фамилии ответственных за это лиц, делаются отметки о переходящих делах (например: "переходящее", "продолжается делопроизводством"), о передаче дел в архив учреждения, об уничтожении дел и т.п. (приложение 66).
Номенклатура дел подписывается руководителем делопроизводственной службы. Очень важно своевременно заполнить итоговые записи в номенклатуре, поскольку здесь указывается количество заведенных в течение года дел с постоянным, временным свыше 10 лет и временным до 10 лет сроками хранения, а также количество переходящих дел. Итоговая запись заполняется по окончании года и заверяется лицом, ответственным за делопроизводство. Итоговая запись дает сведения для будущего комплектования архивов, а также учитывает количество переходящих дел для включения в номенклатуру будущего года.
Номенклатура дел составляется, как правило, в четырех экземплярах (первый экземпляр хранится в канцелярии, второй - в структурных частях, третий - в архиве учреждения для контроля за правильностью сдачи дел в архив и для приема по номенклатуре дел с временным сроком хранения, четвертый — в государственном архивном учреждении). Ежегодный экземпляр номенклатуры дел является документом постоянного хранения и включается в раздел номенклатуры канцелярии (секретариата).
Номенклатура дел организации, передающей документы на хранение в государственный архив, согласовывается с учреждением государственной архивной службы. Организации, не передающие документы на государственное хранение, согласовывают номенклатуры дел с центральной экспертной комиссией (ЦЭК) вышестоящей организации. Пересогласовывается номенклатура дел в случае изменения функций и структуры организации, но не реже одного раза в 5 лет.
При отсутствии таких изменений она ежегодно перепеча-тывается и с соответствующими поправками утверждается руководителем организации. Номенклатура дел является также сдаточной описью для дел временного хранения в тех учреждениях, где предусмотрена сдача таких дел в архив ведомства. Дела временного хранения передаются в архив под номерами, присвоенными им по номенклатуре, а в номенклатуре в графе "Примечания" против каждого названия дела отмечается "Сдано в архив".
Чтобы улучшить организацию документов в структурных частях всей системы в целом, целесообразно разрабатывать примерные, типовые номенклатуры дел для подведомственных им учреждений. Примерная номенклатура дел представляет собой список наиболее типичных для какой-либо группы однородных учреждений (организаций, предприятий) наименований дел с указанием сроков их хранения и имеет рекомендательный характер. Она определяет порядок группировки документов в дела, устанавливает сроки их хранения и является важным пособием для составления номенклатуры дел конкретного учреждения.
Номенклатура для группы однородных учреждений с одинаковыми функциями и структурой может являться типовой, то есть предусматривать один и тот же обязательный состав заводимых дел для всех учреждений данной группы. Типовая номенклатура по охвату дел близка к индивидуальной, в ней должны быть отражены все дела.
Составляется примерная или типовая номенклатура на основании изучения функций и направлений деятельности данной группы учреждений. При этом используются те же источники, что и для индивидуальной. При стабильной структуре учреждения примерная или типовая номенклатура строится по структурному принципу, в других случаях - по структурно-функциональной или функциональной схеме.
Следует отметить, что номенклатура дел является необходимым условием четкой работы аппарата управления организации: раскрывая содержание деятельности учреждения, она способствует правильной группировке документов в дела, правильному формированию и оформлению дел, передаче их в государственные архивы, а также своевременному отбору дел на уничтожение.
Совершенствование номенклатур дел является основой оптимизации работы с документами, рационализации делопроизводства и управленческого труда.
Формирование дел — группировка исполненных документов в дела в соответствии с номенклатурой дел.
Все документы организации на бумажной основе группируются в дела. Формированием дел в структурных подразделениях занимаются ответственные за делопроизводство лица, назначаемые руководителями структурных подразделений.
Контроль за правильным формированием дел в организации осуществляется службой делопроизводства или лицом, ответственным за делопроизводство. ПО
При формировании дел необходимо соблюдать следующие правила:
- помещать в дело только исполненные документы;
- помещать в дело документы, которые по своему содержанию соответствуют наименованию дела по номенклатуре;
- помещать вместе все документы, относящиеся к разрешению одного вопроса;
- помещать приложения вместе с основными документами;
- раздельно группировать в дела документы постоянного и временного хранения;
- группировать в дело документы одного календарного года, за исключением переходящих дел;
- в дело не должны помещаться документы, подлежащие возврату, лишние экземпляры, черновики;
- дело должно содержать не более 250 листов (3—4 см). Располагаются документы внутри дела в хронологической или вопросно-логической последовательности и в их сочетании.
Распорядительные документы группируются в дела по видам и хронологии с относящимися к ним приложениями. Приказы по личному составу группируются в самостоятельные дела в зависимости от сроков их хранения. Протоколы заседаний располагаются в хронологическом порядке, по номерам. Документы к заседаниям, сгруппированные в отдельное дело, систематизируются по номерам протоколов заседаний. Лицевые счета рабочих и служащих по заработной плате группируются в самостоятельные дела и располагаются в них по алфавиту фамилий.
Предложения, заявления, жалобы граждан и все документы по их рассмотрению и разрешению группируются в хронологическом или алфавитном порядке. В случае получения повторного предложения, заявления, жалобы или появления дополнительных документов они подшиваются к данной группе документов.
С момента заведения и до передачи в ведомственный архив дела хранятся по месту их формирования.