Первые итоги работы свободного порта Владивосток
Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» был принят 13 июля 2015 года, но вступил в силу лишь 12 октября того же года, основная цель проекта — обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие Дальнего Востока, в частности Приморья, а также повысить уровень жизни населения.
Согласно данному закону в СПВ действует особый правовой режим осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Резидентам свободного порта предоставляется ряд преференций: налоговые льготы, максимальное снижение административных барьеров, упрощение таможенных и визовых процедур. Это вызывает сильную заинтересованность, что ведет к увеличению компаний, желающих получить статус резидента Свободного порта Владивосток.
«На сегодняшний день к нам поступило 396 заявок на получение статуса резидента Свободного порта Владивосток на общую сумму 374 млрд рублей (13 юля 2016 года количество заявок было равно 96, на общую сумму инвестиций более 164 млрд. рублей). Из них 309 заявок были подтверждены, 28 проектов сейчас находятся на стадии рассмотрения. Почти половина заявок от потенциальных резидентов рассчитана на реализацию в городе Владивостоке (191 заявка). Подтвержденные инвестпроекты обещают создание более 30 тысяч новых рабочих мест» [21], – рассказал на круглом столе, который прошел 11 июля 2017 года в Москве, директор Департамента территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток Министерства Российский Федерации по развитию Дальнего Востока Андрей Федотовский.
Упрощенный визовый режим способствует оживлению туристического потока, позволяет расширить трансграничную торговлю и содействует развитию туристической и транспортной инфраструктуры Приморского края [22]. Например, в 2016 году гостями Приморья стало более трех миллионов человек, большинство из которых является гражданами других стран, расширяется сеть международных рейсов.
Одно из главных достижений развития режима за период его работы – это выстроенный конструктивный диалог между бизнесом и властью. Инструментом такого диалога стала Ассоциация поддержки резидентов Свободного порта Владивосток, образованная в феврале этого года.
Согласно этой ассоциации на 9 декабря 2017 года количество резидентов Свободного порта Владивосток в Приморье достигло 364. Общий объем капиталовложений в проекты составляет сейчас почти 353 млрд. рублей, а количество рабочих мест выросло до 33 тысяч, что повлияло на сокращение безработицы в Приморском крае [23].
Стоит отметить, что налоговые льготы, предоставляемые резидентам СПВ, позволяют вкладываться предприятиям не только в сое развитие, но и в социальные проекты: строительство жилья для работников, улучшение качества жизни в районе [24].
Один из резидентов СПВ, председатель компании «Композитное кораблестроение», Дмитрий Волошенко уже после года после внесения в реестр отметил преимущества льгот. По его словам, ему удалось всего за год сэкономить около 10 млн. рублей.
Следует сказать, что за 2 года работы Свободного порта Владивосток было полностью реализовано 10 проектов, сумма вложений в которые составила 10 млрд. рублей.
В целом, за два года деятельности такого революционного закона заметно возрос интерес как отечественных, так и зарубежных партнеров к региону. Приморский край вошел и держится на сегодняшний день в одной из трех лидирующих групп в рейтинге инвестиционной привлекательности, на которые приходится 86% всех инвестиций в России [25].
Как было сказано, одной из целей создания СПВ является развитие экономической деятельности Приморского края. Проект является весьма масштабным, поэтому даже первые крупные результаты после оценки возможных экономических последствий от реализации данного проекта эксперты планируют лишь в 2021 году.
Конечно, чем больше преимуществ у данного проекта, тем больше и возможных рисков, но одним из направлений является поиск подобных рисков и решений по их устранению, либо минимизации последствий. Тем не менее, в случае реализации всех задуманных планов Владивосток может стать одним из важнейших центров международного экономического сотрудничества с высоким уровнем жизни и эффективным выходом на международные морские пути.
Несмотря на первые положительные результаты функционирования режима СПВ, участники отметили и проблемные вопросы, которые требуют детального изучения и выработке взвешенного решения с привлечением бизнес – сообщества.
На дискуссиях по поводу Свободного порта Владивосток возникает вопрос о препятствиях эффективному использованию механизмов СПВ. Например, ситуация с налоговыми льготами для компаний, которые уже работают в данном регионе и хотели бы войти в число резидентов со своими проектами. Решение данного момента все еще не найдено.
Таким образом, за 2 года деятельности Свободный порт Владивосток не смог еще достаточно раскрыться, поэтому мы не можем судить в полной мере об эффективности его деятельности. Тем не менее, прогнозы экспертов и уже имеющиеся результаты функционирования порта позволяют сделать вывод о том, что свободный порт Владивосток является эффективным инструментом развития экономики Дальневосточного региона, укреплению позиций страны и развитию внешнеторговых связей в Азиатско-тихоокеанском регионе.