Глава 2. оценка деятельности экономики таможенного дела свободного порта владивосток
2.1. Оценка преимуществ и рисков экономики таможенного дела
свободного порта Владивосток
С момента принятия ФЗ № 212 «О свободном порте Владивосток» прошло всего 2 года, поэтому пока трудно оценить все достоинства и недостатки проекта. Однако все же можно выделить определенные преимущества и недостатки, сформировавшиеся за этой короткий срок.
К положительным моментам можно отнести создание нескольких тысяч рабочих мест и увеличение занятости населения. Согласно официальному сайту территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю за период с января 2016 г. по октябрь 2017 г. уровень безработицы сократился на 1,2 % [16].
За счет экспорта из Российской Федерации и транзита из стран Европы через свободный порт Владивосток растет грузооборот. По данным Ассоциации морских портов России (АСОП), в этом году Владивостокский порт занял вторую строчку рейтинга портов России по грузообороту, обогнав, традиционно занимавшего второе место, порт Новороссийска [17].
Благодаря увеличению числа ввозимых без пошлины компонентов, появилась возможность для создания различных видов техники, которые могут быть ориентированы на внутренний рынок, что является примером развития потенциала для отраслей импортозамещения. Своеобразный импульс развития также получили обрабатывающие экспортоориентированные производства: нефтехимические, минеральных удобрений, изделий из древесины, наукоемких продуктов, биопрепаратов и т.д.
Основой почти всех преимуществ являются льготы и преференции, которые предоставляются резидентам свободного порта Владивосток. Их создание связано с большими надеждами Правительства на долгосрочное развитие региона, края и страны в целом. Если преимущества мы можем назвать очевидными, то недостатки обусловлены сомнениями в реалистичности проекта, а именно развития свободной торговли. Поэтому при реализации проекта обязательно следует учитывать все возможные риски.
Как было сказано, свободный порт Владивосток занял в этом году второе место по грузообороту, в 2014 году она занимал пятое. Увеличивающийся через порт грузопоток может привести к перегруженности, решением такой проблемы может стать вынос доли грузопотока за пределы Владивостока, либо строительство нового порта и инфраструктурных систем, несколько территориально удаленных от самого Владивостока [18].
Для торговцев беспошлинный режим звучит очень привлекательно, но не стоит забывать, что он может привести к росту экспорта необработанного сырья (нефть, газ, металлы и пр. природные ресурсы), вместо того, чтобы развивать экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью. К тому же облегченный ввоз сельскохозяйственной продукции может привести к росту конкуренции в аграрной отрасли Приморья.
Особое внимание следует уделить механизму распределения полномочий между Управляющей компанией свободного порта Владивосток и органами местного самоуправления, например, в вопросах передачи в распоряжение земельных участков и объектов инфраструктуры. Внимательно следует подойти к определению специализированных территорий в рамках свободного порта: вместо выделения специализированных территорий для некоторых территорий свободного порта возможно выделение специализированных функций с последующей передачей прав резидентам. Например, в целях оптимизации грузопотоков за отдельными портами закрепить приоритетные функции - перевалка угля, нефтепродуктов, минеральных удобрений, контейнеров, зерна, комплектующих и др.
Еще одной проблемой может стать консерватизм органов государственной власти, высокая степень забюрократизированности системы управления, ставшее традиционным в российской практике административное давление на бизнес.Для того чтобы решить этот вопрос, следует выработать принципиально новые подходы к управлению, которые будут обеспечивать высокую динамику деятельности контролирующих органов за счет новой кадровой политики и политики в области подготовки кадров.
Немаловажную роль играют коррупционные и криминальные риски. По данным прокуратуры Приморского края отмечается рост регистрации преступлений экономической направленности на 22% (с 390 в 2015 году до 475 в 2016 году). Также на 19% возросла регистрация преступлений коррупционной направленности (со 108 в 2015 году до 129 в 2016 году), из них наибольшую долю занимают нарушения в таких сферах, как государственные закупки, осуществление госконтроля, использование государственного (муниципального) имущества, землепользование и бюджетное законодательство.
По мнению специалистов, в процессе развития свободного порта органам власти всех уровней необходимо консолидировать усилия для минимизации криминально-коррупционных рисков, которые могут снизить макроэкономический эффект СПВ [19].
На мой взгляд, одним из важных моментов является полное планирование, т.к. проект является масштабным и сложным. Разработать специальную, детальную планировку территории СП, ее микрозонирования (детальное исследование ближней зоны) вполне могут Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, Дальневосточный федеральный университет и Приморгражданпроект, обладающие большим запасом опыта и компетенций в регионе [20].
Также еще одним важным моментом является вопрос о распределении доходов и расходов от деятельности порта между бюджетами разных уровней. Наряду с ростом производственной, предпринимательской и инвестиционной деятельности региона, некоторые инфраструктурные и демографические проблемы не позволяют пока в полной мере реализовать потенциал данного проекта, что говорит о необходимости исследования возможных рисков и поиске способов их устранения.
Таким образом, организация в Приморском крае свободного порта Владивосток – это своевременный, перспективный и, одновременно, неоднозначный проект.