Понятие свободного порта, нормативная база

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине____«Экономика таможенного дела»___________

на тему ____«Особенности и роль экономики таможенного дела на ____________территории свободного порта Владивосток»_______

Выполнил:

ФИО обучающегося ________Шоколюк Дарья Вадимовна_________

Форма обучения __________________очная___________________________

Факультет____________________экономический______________________

Курс ______3______ Группа_________Эб01/1502_______

Проверил:

ФИО руководителя ______Павлова Алла Викторовна___________________

_______________Доцент кафедры, к.э.н., доцент_______________________

Оценка__________________________________________________

Подпись_________________________________________________________

«__»_______________ 20__г.

Люберцы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…..……………………………………………………………….........3

Глава 1. Теоретические основы экономики таможенного дела на территории свободного порта Владивосток……………………………………...........5

1.1. Понятие свободного порта, нормативная база …………………..5

1.2. Причины создания свободного порта Владивосток……….…...10

1.3. Особенности экономики таможенного дела свободного порта Владивосток……………………………………………………….12

Глава 2. Оценка деятельности экономики таможенного дела свободного порта Владивосток…………………………………………………..……..20

1.

2.

2.1. Оценка преимуществ и рисков экономики таможенного дела свободного порта Владивосток……………………………..…………..20

2.2. Первые итоги работы свободного порта Владивосток………..23

Глава 3.Прогнозы и перспективы развитиясвободного порта Владивосток…………………………………………………………………….…….27

1.

2.

3.

3.1. Планируемые проекты в свободном порту…………………….27

3.2. Перспективы развития свободного порта Владивосток……....32

Заключение…………………………………………………………………….38

Список использованных источников………………………………………...40

ВВЕДЕНИЕ

Россия имеет более 100 морских портов, которые занимают важное место в ее транспортной инфраструктуре. Через морские порты происходит транспортировка большей части импортных, экспортных и транзитных грузов, а также завоз топлива и снабжения.

С каждым днем, количество грузов и стран, которые с нами контактируют, увеличивается, поэтому одна из основных задач в развитии портового комплекса России – это улучшение инвестиционной привлекательности портового бизнеса и создание благоприятных условий для частного бизнеса в морских портах.

Создание и функционирование свободного порта Владивосток является определяющим направлением развития экономики Дальнего Востока и Приморского края в последние годы, что обуславливает актуальность данной темы.

Целью создания такого порта стало расширение трансграничной торговли, организация несырьевых ориентированных на экспорт производств; привлечение инвестиций, развитие транспортной инфраструктуры и включение Приморского края в сеть глобальных транспортных маршрутов и дальнейшая интеграция экономики России в систему международных экономических отношений стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Однако везде присутствуют свои риски и трудности, которые и будут рассмотрены в данной работе вместе с итогами деятельности свободного порта Владивосток за первые годы его существования и дальнейшими перспективами его развития.

Главная цель курсовой работы - раскрыть сущность экономики таможенного дела на территории свободного порта Владивосток, проанализировать ее характерные особенности.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть сущность свободного порта;

2) рассмотреть причины его создания;

3) провести оценку деятельности экономики таможенного дела на территории свободного порта Владивосток;

4) привести основные риски экономики таможенного дела свободного порта Владивосток;

5) охарактеризовать перспективы развития свободного порта Владивосток.

Объектом исследования является экономика таможенного дела на территории свободного порта Владивосток.

Предметом исследования являются особенности и роль экономики таможенного дела на территории свободного порта Владивосток.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА НА ТЕРРИТОРИИ СВОБОДНОГО ПОРТА
ВЛАДИВОСТОК

ГЛАВА 3. ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНОГО ПОРТА ВЛАДИВСОТОК

4.

5.

6.

Планируемые проекты в свободном порту

Среди реализуемых в настоящее время проектов, которые направлены на социально-экономическое развитие Дальневосточного региона, Свободный порт Владивосток является одним из ключевых.

Несмотря на то, что он является одним из самых крупных, большинство проектов, которые весьма значимы для Дальневосточного региона, уже находятся в стадии планирования. Например, в Уссурийском округе хотят создать промышленный парк по высокотехнологичному производству тарного картона и гофрированной упаковки из вторичного сырья. В Ольгинском районе планируют начать переработку природного мрамора и производство такого инновационного стройматериал, как блочное пеностекло. Привлеченные с помощью СПВ южнокорейские инвестиции, будут направлены на развитие производства бытовой химии в Артеме и на сетевязальное производство в Большом Камне [26].

На территории Свободного порта Владивосток реализуются разные проекты: от небольших проектов с объемом инвестиций 5-6 млн. рублей, до крупных, объем которых доходит до 30 млрд. рублей. В первый год работы СПВ стартовали пять проектов, еще 16 проектов были на стадии строительно-монтажных работ и на стадии проектирования с общим объемом инвестиций более шести млрд. рублей[27].

Небольшие проекты запускаются в Свободном порту один за другим. Компания «КБ Пласт», размещенная в Уссурийске, открыла производство трубопроводных систем из полипропилена. Стройка началась еще в конце 2016 года, и уже сейчас мощность завода составляет 20 тонн готовой продукции в месяц. В предприятие было вложено около 7 млн. рублей, однако инвестор намерен развивать проект и дальше: он прорабатывает планы по увеличению мощности до 35-40 тонн готовой продукции в месяц. Уже сейчас трубы, произведенные в Свободном порту, поставляются в полтора десятка регионов России [28].

Члены Наблюдательного совета в октябре 2016 года одобрили 35 инвестиционных проектов. Общая сумма частных инвестиций составила порядка 94 млрд. рублей, а планируемое количество новых рабочих мест – 3700.

Во Владивостокских портах существует проблема с подъездными дорогами и развитием железных путей, что навело на идею создания тылового терминала в пригороде. Один из первых инвесторов СПВ компания «ДЮК Авеста» ведет активную работу по созданию транспортно-логистического комплекса «Юнион» в городе Артем Приморского края. Суть проекта заключается в создании широко используемых во всем мире тыловых терминалов, позволяющих клиентам не стоять часами в городских пробках. Уникальность ТЛК «Юнион» в том, что на сегодня - это единственный в регионе тыловой терминал.В планах компании до 2020 года создать склад, способный обслуживать 1 млн. тонн груза ежегодно, что позволит еще больше увеличить грузопоток СПВ, и предоставить до двухсот рабочих мест. Планируемый объем инвестиций составляет более 1,5 млрд. рублей.

ООО «Терминал Авто-ВМРП» планирует инвестировать около 140 млн. рублей на открытие единого центра обработки данных на базе информационного портала для автоперевозчиков и экспедиторов, работающих на территории порта Владивосток. ООО «Российская транспортная группа» предложила проект предприятия, оказывающего услуги хранения генеральных грузов, контейнеров и техники. Компания "Ольгинские лесопромышленники", создавшая инвестиционный проект по созданию предприятия безотходной переработки круглого леса в Ольгинском районе Приморского края, планирует в ближайшее время создать 31 рабочее место. Также к 2018 году компания планирует выйти на объем производства 22 000 куб м.

ООО «Восточный берег» инвестирует 48 млн. рублей в проект по созданию индустриального парка производственных предприятий для рыбоперерабатывающей промышленности. Запуск производства намечен на конец 2017 года. Планируемая производственная мощность предприятия по прогнозам составит 50 млн. банок и 100 млн. крышек в год. В перспективе резидент намерен создать до 130 рабочих мест и ввести в строй новые производственные мощности.

АО «Восточный Порт» в конце 2016 стало резидентом Свободного порта Владивосток с инвестиционным проектом строительства Третьей очереди углепогрузочного комплекса в Находкинском городском округе. Проект является продолжением существующего угольного производственного перегрузочного комплекса и представляет собой полностью автоматизированный терминал перегрузки угля с железнодорожного транспорта на морской с параллельным предоставлением услуг по хранению и обработке угля. В рамках данного проекта инвестор планирует построить склады для единовременного хранения в размере до 800 тысяч тонн угольной продукции, укомплектовать терминал специализированной техникой для перевалки угля от ведущих мировых производителей.

В первых числах ноября 2017 года к числу уже реализуемых проектов на территории СПВ прибавилось еще десять новых [29]. Компании планируют развить пляжные территории Приморского края, построить завод по разведению рыбы, а также гостиницы и новые дома для жителей Владивостока и торгово-складские комплексы.

Например, компания «Восход» планирует заняться добычей и первичной переработкой краба в Лазовском районе, а ООО «Крис» - созданием сети гостиниц во Владивостоке.

В течение недели с 27 октября по 3 ноября, общий объем инвестиций планируемых объектов превысил 1,25 млрд. рублей.

Реализация подобных проектов делает соответствующие территории инвестиционно-привлекательными, за счёт широкого ряда преференций, таких как упрощённый визовый режим, налоговые льготы, свободная таможенная зона, которые предоставляются резидентам СПВ.

Для вхождения в Свободный порт потенциальному резиденту необходимо соответствовать нескольким критериям. Во-первых, это должен быть новый бизнес, зарегистрированный на территории Свободного порта Владивосток. Во-вторых, объем инвестиций должен быть не менее 5 миллионов рублей в течение 3 лет. И в – третьих, бизнес должен соответствовать разрешенным в законе видам деятельности.

Стоит отметить, что создание проекта СПВ хорошо гармонирует с новой системой «Один пояс и один путь». Эта концепция была предложена председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году, суть ее заключается в поиске, формировании и продвижении в дальнейшем новой модели международного сотрудничества, а также развитие региональных механизмов и структур, взаимодействующих с Китаем. За основу был взят Шелковый путь. При ее осуществлении, реализованные проекты Дальнего Востока (в первую очередь СПВ) смогут предоставить фундаментальную базу логистических и инфраструктурных решений для международного совместного проекта. Участие России в данном направлении позволит повысить инвестиционную привлекательность регионов.

В рамках программы импортозамещения до конца 2018 года во Владивостоке планируется наладить серийное производство судов, выпуская 120 катеров в год и продавая, в том числе, в страны Азии. Компания "Композитное кораблестроение" уже имеет несколько потенциальных заказчиков во Владивостоке, также проектом заинтересовались две дилерские компании из Южной Кореи, рассматривается возможность запуска производства в этой стране. Также компания планирует воспользоваться режимом свободной таможенной зоны в рамках свободного порта - она позволит сделать катер еще дешевле для покупателей.

Сначала законопроект «О свободном порте Владивосток» разрабатывался как шаг на пути к расширению взаимной торговли с приграничными регионами, совершенствованию транспортной инфраструктуры и присоединению Приморского края к глобальным транспортным маршрутам Азиатско-тихоокеанского региона, привлечению инвестиций, созданию сети логистических центров и организации несырьевыхэкспортоориентированных производств.

Существуют разные точки зрения по поводу реализации такого масштабного проекта как Свободный порт Владивосток. С одной стороны, льготы, предусматриваемые режимом свободного порта, могут повлечь отток финансовых и трудовых ресурсов из близлежащих российских регионов, что в свою очередь повлечет замедление их развития. Также следует отметить, что после окончания 10-летнего льготного периода возможно сворачивание производственной деятельности в регионе и обратный отток инвестиций, и, как следствие возвращение состояния региона к дореформенному состоянию, сворачивание трансграничной торговли, ухудшение предпринимательского климата. С другой стороны, проект может обеспечить серьезный прогресс в развитии данной территории. Он будет проявляться в увеличение потока туристов, в развитии сферы производства и услуг, а также притоке денежных средств в региональный бюджет, налаживании благоприятного инвестиционного климата и повышении уровня жизни населения [30].

Информация обо всех проектах, реализуемых на территории Свободного порта Владивосток, является открытой и доступна на официальном сайте Ассоциации поддержки резидентов СПВ в разделе «Проекты».

Таким образом, в ближайшее время стоит ожидать открытия новых предприятий, которые повлекут за собой создание новых рабочих мест. Население региона, края в первую очередь, смогут свободно трудоустроиться, получат постоянный доход и социальные гарантии, одним словом – стабильность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Морские порты являются одним из ключевых элементов транспортного комплекса. Благодаря их участию в Росси осуществляется 60% внешнеторгового грузооборота, а также обеспечивается связь различных видов транспорта.

В практике мирового хозяйства неотъемлемую часть международных экономических отношений занимают свободные порты. Система мировых хозяйственных связей представляет свободные порты как фактор ускоренного экономического роста за счет мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов, активизации международного товарооборота, обмена технологиями и информацией.

Под свободным портом понимается беспошлинная зона ввоза и вывоза товара, которая должна привлечь грузоперевозчиков и других контрагентов. Особенно подобная таможенная зона выгодна тем субъектам международной торговой деятельности, которым нужен перевалочный пункт для дальнейшей транспортировки грузов. В границах Свободного порта установлен упрощенный визовый режим, введены особые меры поддержки предпринимательства, целый ряд льгот в обложении налогами. Данный статус благоприятствует не только международным торговым отношениям, но и развитию местного предпринимательства.

Как уже было сказано, согласно Федеральному закону № 212-ФЗ от 13 июля 2015 года, под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности. С момента принятия ФЗ № 212 «О свободном порте Владивосток» прошло всего 2 года, поэтому пока трудно оценить все достоинства и недостатки проекта.

Вступивший в силу 12 октября 2015 года, проект Свободный порт Владивосток способствует экономическому и социальному развитию, поэтому можно с уверенностью говорить, что он может быть полезен абсолютно всем жителям Приморского края.

Подводя итог, мы можем сказать, что формирование и реализация в Приморском крае такого проекта, как свободный порт Владивосток – это своевременный, перспективный и, но, вместе с тем, неоднозначный проект, имеющий свои риски и проблемы. Несмотря на рост производственной, предпринимательской и инвестиционной деятельности региона, некоторые инфраструктурные и демографические проблемы не позволяют в полной мере реализовать потенциал данного проекта. Однако прогнозы экспертов и уже имеющиеся результаты функционирования порта позволяют сформулировать вывод о том, что свободный порт Владивосток является весьма эффективным инструментом для развития экономики Дальневосточного регионавнешнеторговых связей в Азиатско-тихоокеанском регионе, а также для укрепления позиций страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток».

2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «О свободном порте Владивосток».

3. Федеральный закон от 13.07.2015 № 214-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О свободном порте Владивосток».

4. Черныш А.Я. Экономика таможенного дела, 2013 г.

5. «Фундаментальные исследования», научный журнал, 2015. – № 9-2. – С. 352-355.

6. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Плюсы и минусы проекта «Свободный порт Владивосток» // Молодой ученый, 2015, № 24. С. 364–367.

7. Арсентьева В. С., Богданова Т. Г. Свободный порт Владивосток: прогноз развития, оценка преимуществ и рисков // Молодой ученый, 2017, №13.1. С. 4-7.

8. Ворожбит Я.А., Ворожбит О.Ю. Предпринимательская среда и налоговая политика в 2012 году: перспективы и ожидания // Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2012. – № 1. – С. 84-90.

9. Нехайчук Ю.Свободный порт Владивосток растянется от Хабаровска до Камчатки» // «Ведомости», ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа», от 12.10.2015.

10. Шолик Н. 10 Ответов на самые актуальные вопросы о свободном порте Владивосток // Приморская газета, 2015. № 78. – С. 3.

11. Ларина Л. Скалы Свободного порта Владивосток // Золотой Рог, 2016.– № 39.

12. Рафальская О.Территория Свободного порта Владивосток привлекла новых инвесторов, новости и события, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока 07.11.2017.

13. Сухаренко А.Н. Создание Свободного порта Владивосток через призму криминально-коррупционных рисков, Региональный проблемы, 2015, Том 18, №2. с 82-85.

14. Бакланов П. Свободный порт Владивосток – плюсы и минусы, ВЭД Эксперт, «Валентин», С. 197-215.

15. Научно-практический электронный журнал Аллея Науки, №10 2017.

16. Тютюшев М. Свободный порт Владивосток: что значит? Свободный порт Владивосток: плюсы и минусы, 2016.

17. Свободный порт Владивосток,III Международные Озёринские чтения, 18.12.2015 г.

18. Эксперты обсудили результаты двухлетней работы Свободного порта Владивосток, ЭкспертOnline, от 11.07.2017 г.

19. Новости Владивостока и приморья, 29.10.2016 г.

20. Экономика Дальнего Востока, 7.11.2016 г.

21. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов в 2017 году, Известия, 2017 г.

22. Российская ассоциация морских портовURL:http://www.morport.com/rus/.

23. Ассоциация поддержки резидентов Свободного порта Владивосток URL:http://freeport-vl.ru/.

24. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю URL:http://primstat.gks.ru.

25. Администрация Приморского края и органов исполнительной власти URL: http://www.primorsky.ru/news/116117/.

26. Первый проект свободного порта Владивосток – пятизвездочная гостиница в Славянке // Новости Владивостока, URL: www.newsvl.ru/vlad/2015/10/21/140409/#ixzz3peVxutkF.

27. Русско-Английский экономический словарь, 2001 г.URL: http://slovar-vocab.com/russian-english/economic-vocabulary/svobodniy-port-1717739.html.

28. Юридический словарь URL: http://www.mirslov.ru/2/17/50049/.

29. Пояснительная записка к проекту федерального закона "О свободном порте Владивосток" URL:http://externalcounsel.ru/port/65/.

30. Действие режима Свободного порта расширено на Углегорский район Сахалина // ENTERFAX, от 3.07.2017 г. URL: http://www.interfax.ru/business/568889.

31. Внешнеэкономическая политика. Государственное регулирование ВЭД URL: https://studfiles.net/preview/5424155/page:2/.

32. Свободные экономические зоны URL:https://studme.org/68425/pravo/mezhdunarodnye_dogovory_inostrannyh_investitsiyah_uchastiem_rossiyskoy_federatsii.

33. История введения и отмены режима порто-франко на Дальнем Востоке URL:https://dv.land/history/zabytaya-svoboda.

[1]Свободные экономические зоны // https://studme.org/68425/pravo/mezhdunarodnye_dogovory_inostrannyh_investitsiyah_uchastiem_rossiyskoy_federatsii.

[2]История введения и отмены режима порто-франко на Дальнем Востоке // https://dv.land/history/zabytaya-svoboda.

[3]Русско-Английский экономический словарь, 2001// http://slovar-vocab.com/russian-english/economic-vocabulary/svobodniy-port-1717739.html.

[4]Юридический словарь // http://www.mirslov.ru/2/17/50049/.

[5]Пояснительная записка к проекту федерального закона "О свободном порте Владивосток"http://externalcounsel.ru/port/65/.

[6]Шолик Н. 10 Ответов на самые актуальные вопросы о свободном порте Владивосток // Приморская газета, 2015. № 78. – С. 3.

[7] Нехайчук Ю.Свободный порт Владивосток растянется от Хабаровска до Камчатки» // «Ведомости», ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа», от 12.10.2015.

[8]Действие режима Свободного порта расширено на Углегорский район Сахалина // ENTERFAX, от 3.07.2017 г. http://www.interfax.ru/business/568889.

[9]Тютюшев М.Свободный порт Владивосток: что значит? Свободный порт Владивосток: плюсы и минусы http://fb.ru/article/223589/svobodnyiy-port-vladivostok-chto-znachit-svobodnyiy-port-vladivostok-plyusyi-i-minusyi.

[10]Свободный порт Владивосток //III МеждународныеОзёринские чтения, 18.12.2015 г.

[11]Фундаментальные исследования, 2015. – № 9-2. – С. 352-355.

[12]Черныш А.Я. Экономика таможенного дела, 2013 г.

[13] Внешнеэкономическая политика. Государственное регулирование ВЭД https://studfiles.net/preview/5424155/page:2/.

[14]Ворожбит Я.А., Ворожбит О.Ю. Предпринимательская среда и налоговая политика в 2012 году: перспективы и ожидания // Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2012. – № 1. – С. 84-90.

[15]Первый проект свободного порта Владивосток – пятизвездочная гостиница в Славянке // Новости Владивостока www.newsvl.ru/vlad/2015/10/21/140409/#ixzz3peVxutkF.

[16]Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краюhttp://primstat.gks.ru.

[17]Официальный сайт Российской ассоциации морских портов http://www.morport.com/rus/.

[18]Арсентьева В. С., Богданова Т. Г. Свободный порт Владивосток: прогноз развития, оценка преимуществ и рисков // Молодой ученый. ,2017., №13.1., С. 4-7.

[19]Сухаренко А.Н.Создание Свободного порта Владивосток через призму криминально-коррупционных рисков // Региональный проблемы, 2015, Том 18, №2. с 82-85.

[20]Петр Бакланов СвободныйпортВладивосток – плюсыиминусы // ВЭДЭксперт.

[21]Эксперты обсудили результаты двухлетней работы Свободного порта Владивосток // ЭкспертOnline,от 11.07.2017 г.

[22]Научно-практический электронный журнал Аллея Науки №10 2017 .

[23]Ассоциация поддержки резидентов Свободного порта Владивосток http://freeport-vl.ru/

[24]Арсентьева В. С., Богданова Т. Г. Свободный порт Владивосток: прогноз развития, оценка преимуществ и рисков // Молодой ученый, 2017, №13.1. С. 4-7.

[25] Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов в 2017 году // Известия.

[26] Ещё 36 резидентов вошли в состав Свободного порта Владивосток // Администрация Приморского края и органов исполнительной власти http://www.primorsky.ru/news/116117/.

[27] Новости Владивостока и приморья, 29.10.2016.

[28]Экономика Дальнего Востока, 7.11.2016.

[29]Оксана РафальскаяТерритория Свободного порта Владивосток привлекла новых инвесторов //новости и события // Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока 07.11.2017.

[30]Арсентьева В. С., Богданова Т. Г. Свободный порт Владивосток: прогноз развития, оценка преимуществ и рисков // Молодой ученый, 2017, №13.1. С. 4-7.

[31]Ларина Л. Скалы Свободного порта Владивосток // Золотой Рог, 2016.– № 39.

[32] ТОР или Свободный порт Владивосток – куда податься бизнесу // Экономика // Сетевое периодическое издание Ежедневные Новости Владивостока http://novostivl.ru/msg/20869.htm.

[33]Свободный порт Владивосток: что значит? Свободный порт Владивосток: плюсы и минусы - http://fb.ru/article/223589/svobodnyiy-port-vladivostok-chto-znachit-svobodnyiy-port-vladivostok-plyusyi-i-minusyi.

[34]Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Плюсы и минусы проекта «Свободный порт Владивосток» // Молодой ученый, 2015, № 24. С. 364–367.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине____«Экономика таможенного дела»___________

на тему ____«Особенности и роль экономики таможенного дела на ____________территории свободного порта Владивосток»_______

Выполнил:

ФИО обучающегося ________Шоколюк Дарья Вадимовна_________

Форма обучения __________________очная___________________________

Факультет____________________экономический______________________

Курс ______3______ Группа_________Эб01/1502_______

Проверил:

ФИО руководителя ______Павлова Алла Викторовна___________________

_______________Доцент кафедры, к.э.н., доцент_______________________

Оценка__________________________________________________

Подпись_________________________________________________________

«__»_______________ 20__г.

Люберцы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…..……………………………………………………………….........3

Глава 1. Теоретические основы экономики таможенного дела на территории свободного порта Владивосток……………………………………...........5

1.1. Понятие свободного порта, нормативная база …………………..5

1.2. Причины создания свободного порта Владивосток……….…...10

1.3. Особенности экономики таможенного дела свободного порта Владивосток……………………………………………………….12

Глава 2. Оценка деятельности экономики таможенного дела свободного порта Владивосток…………………………………………………..……..20

1.

2.

2.1. Оценка преимуществ и рисков экономики таможенного дела свободного порта Владивосток……………………………..…………..20

2.2. Первые итоги работы свободного порта Владивосток………..23

Глава 3.Прогнозы и перспективы развитиясвободного порта Владивосток…………………………………………………………………….…….27

1.

2.

3.

3.1. Планируемые проекты в свободном порту…………………….27

3.2. Перспективы развития свободного порта Владивосток……....32

Заключение…………………………………………………………………….38

Список использованных источников………………………………………...40

ВВЕДЕНИЕ

Россия имеет более 100 морских портов, которые занимают важное место в ее транспортной инфраструктуре. Через морские порты происходит транспортировка большей части импортных, экспортных и транзитных грузов, а также завоз топлива и снабжения.

С каждым днем, количество грузов и стран, которые с нами контактируют, увеличивается, поэтому одна из основных задач в развитии портового комплекса России – это улучшение инвестиционной привлекательности портового бизнеса и создание благоприятных условий для частного бизнеса в морских портах.

Создание и функционирование свободного порта Владивосток является определяющим направлением развития экономики Дальнего Востока и Приморского края в последние годы, что обуславливает актуальность данной темы.

Целью создания такого порта стало расширение трансграничной торговли, организация несырьевых ориентированных на экспорт производств; привлечение инвестиций, развитие транспортной инфраструктуры и включение Приморского края в сеть глобальных транспортных маршрутов и дальнейшая интеграция экономики России в систему международных экономических отношений стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Однако везде присутствуют свои риски и трудности, которые и будут рассмотрены в данной работе вместе с итогами деятельности свободного порта Владивосток за первые годы его существования и дальнейшими перспективами его развития.

Главная цель курсовой работы - раскрыть сущность экономики таможенного дела на территории свободного порта Владивосток, проанализировать ее характерные особенности.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть сущность свободного порта;

2) рассмотреть причины его создания;

3) провести оценку деятельности экономики таможенного дела на территории свободного порта Владивосток;

4) привести основные риски экономики таможенного дела свободного порта Владивосток;

5) охарактеризовать перспективы развития свободного порта Владивосток.

Объектом исследования является экономика таможенного дела на территории свободного порта Владивосток.

Предметом исследования являются особенности и роль экономики таможенного дела на территории свободного порта Владивосток.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА НА ТЕРРИТОРИИ СВОБОДНОГО ПОРТА
ВЛАДИВОСТОК

Понятие свободного порта, нормативная база

Понятие «свободный порт» появилось благодаря итальянскому термину «порто-франко» (portofranco), который исторически означал морскую гавань с правом беспошлинного ввоза иноземных товаров. Свободный порт (далее СП) не входит в состав таможенной территории государства. Обычно зона свободной торговли создается для увеличения товарооборота и увеличения грузопотока, а также привлечения иностранных инвестиций и повышения конкурентоспособности региона и государства в целом.

В основном, при первом появлении свободный порт использовался для беспошлинного складирования товаров на время поиска покупателей, развития внутреннего рынка, а затем для содействия выходу и на внешний рынок. Первый свободный порт появился в Генуе в 1595 году. Затем свободные порты были созданы в Венеции и Марселе. Международные нормативно-правовые документы в то время не разрабатывались[1].

В России режимы свободного порта появились впервые на Чёрном море: в Феодосии в 1798—1799,в Одессе в 1817—1859, в Батуми в 1878—1885 годах. Дальневосточные «свободные гавани» в то время имели свои региональные особенности, что вызвало скорее вынужденную меру создания свободного порта на этой территории. Объяснялась эта необходимость недостаточной освоенностью этой части империи, из-за чего власти не имели ни финансовых, ни материальных ресурсов, чтобы обеспечить отечественными товарами местное население. Невозможность организовать оперативную таможенную и пограничную охрану, отсутствие перечисленных ресурсов и малое развитие в совокупности стало одной большой причиной, почему такой способ доставки как «северный завоз» даже не рассматривался[2].

На тот момент казалось, что проще избавиться от препятствий и позволить иностранцам импортировать свои товары, чем завозить их из европейской части России. Именно поэтому было принято решение ввести режим свободного порта (порто-франко), особенностью стало то, что это касалось не отдельных портов, а больших территорий.

Первая свободная торговля появилась в 1856 году в Николаевске-на-Амуре; в последующие годы это право получили новые порты в Японском море: Дуэ, Ольга, Де-Кастри, а затем и Владивосток. В итоге право беспошлинной торговли распространилось не только на отдельные порты, а на всю территорию Восточной Сибири от Тихого океана до самого Байкала.

Введение нового режима привело к появлению самого понятия «Свободный порт» и к необходимости создания нормативных документов, которые могли бы регулировать его создание и функционирование.

В русско-английском экономическом словаре под свободным портом понимается зона в порту, на территории которой импортируемый товар может находиться без необходимости уплаты пошлин [3].

Согласно юридическому словарю, свободный порт – это один из видов свободной экономической зоны: территория порта, которая не входит в состав таможенной территории государства, включая водные бассейны, причалы и прилегающие участки со складами, мастерскими и подобными сооружениями. Функционирование свободного порта основывается на полном или частичном отсутствии таможенных пошлин и налогов, льготном режиме ввоза, вывоза и реэкспорта товаров. В таких портах разрешено производить погрузочно-разгрузочные операции, сортировку, складирование, маркировку и хранение товаров, заниматься ремонтом судов, выставочной деятельностью, продажей товаров, предоставлением страховых и банковских услуг [4].

Согласно Федеральному закону № 212-ФЗ под свободным портом Владивосток (далее СПВ) понимается часть территории Приморского края (рис. 1.1.), на которой устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности. Территории муниципальных образований иных субъектов Российской Федерации начали приравниваться к территории СП Владивосток только с 3 июля 2016 года с введением второй часть статьи 2 данного ФЗ.

Понятие свободного порта, нормативная база - student2.ru

Понятие свободного порта, нормативная база - student2.ru

Рис. 1.1. Расположение свободного порта Владивосток

Анализируя закон № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», можно сказать, что экономическое содержание СПВ выходит за пределы классического определения свободного порта и предусматривает формирование особой экономической зоны, которая будет характеризоваться комплексным развитием инфраструктуры региона и высокой степенью международной интеграции.

Всоставтерриториисвободного порта Владивостоквошли 16 муниципальных образований Приморьяизтридцатичетырех, входящихвсоставрегиона. На указанных территориях законопроект создает условия для осуществления инвестиций в действующие предприятия и вновь создаваемые, в инфраструктурные объекты, в транспортно-логистические комплексы, включая создание, и модернизация морских причалов и т.д. [5]

Нормативную базу СПВ составляют следующие документы [6]:

1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»;

2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «О свободном порте Владивосток»;

3. Федеральный закон от 13.07.2015 № 214-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О свободном порте Владивосток»

В ближайшее время планируется расширить режим ещё на ряд портов Камчатского и Хабаровского краев, Сахалинской области, Чукотского автономного округа, а также на базу подводных лодок Тихоокеанского флота в Вилючинске и аэропорт «Елизово» на Камчатке [7]. С 1 июля 2017 года режим свободного порта распространен на Углегорский городской округ Сахалинской области [8].

Таким образом, введение налоговых и таможенных льгот для свободного порта, облегчение процесса их создания, учреждение районов льготного инвестирования в приморской полосе дали толчок развитию товарооборота и увеличению грузопотока, начали привлечение иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособности региона и страны в целом. Идея создания свободного порта было не только принята и реализована, но и подкреплена созданием нормативно-правовых актов.

Наши рекомендации