Строительные машины и оборудование
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Методические указания и задания к контрольным работам
для студентов заочного обучения специальности
290300 – «Промышленное и гражданское строительство»
Красноярск
УДК 69.003
ББК 38.6-5
Строительные машины и оборудование. Методические указания и задания к контрольным работам для студентов заочного обучения специальности 290300 – «Промышленное и гражданское строительство. Красноярск: ИСИ, 2017. 45с.
Составили Рюрик Тимофеевич Емельянов
Андрей Петрович Прокопьев
Евгения Сергеевна Турышева
ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольные работы выполняются в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), СТО 4.2–07–2014.
Работу оформляют в виде пояснительной записки с необходимыми расчетами, схемами, эскизами и мотивировками принятых решений. Расчеты и мотивировки необходимо сопровождать ссылками на соответствующий источник литературы: ГОСТы, нормативы, каталоги и другие источники.
Работы, не соответствующие нужному варианту или выполненные не в полном объеме – без необходимых чертежей, эскизов и пояснения, возвращаются студенту для доработки.
ТЕМА: ДЕТАЛИ МАШИН
Студент должен выполнить следующее задание:
1) решить задачу используя данные из таблицы 1 по двум последним цифрам своего условного номера;
2) ответить письменно на три вопроса, приняв номера по таблице 2 в соответствие с двумя последними цифрами условного шифра.
Содержание работы
Задачи № 0, 3, 5, 6, 8. Необходимо выбрать и определить:
Ø тип клинового ремня;
Ø диаметры ведущего и ведомого шкивов;
Ø межцентровое расстояние передачи и длину ремня;
Ø скорость ремня и окружное усилие;
Ø число ремней;
Ø диаметры ведущего и ведомого вала передачи;
Ø размеры поперечного сечения и длину шпонок с проверкой на смятие;
Ø основные размеры шкивов (наружный и внутренний диаметры канавок шкива, толщину и ширину обода, длины и диаметр ступицы).
В графической части следует поместить расчетную схему передачи, выполненную в масштабе, и рабочий чертеж ведущего шкива в двух проекциях со всеми необходимыми размерами, в соответствии с требованиями ЕСКД.
Задачи № 1, 2, 4, 7, 9. Требуется (см. таблицу 1) выбрать и определить:
q материалы зубчатых колес и допускаемые напряжения;
q межцентровое расстояние редуктора из расчета на контактную прочность;
q нормальный и торцевой (для косозубой передачи) модули зацепления;
q число зубьев шестерни и зубчатого колеса;
q диаметры и ширину зубчатых колес;
q проверить выбранное значение модуля зацепления по напряжениям изгиба;
q диаметр ведущего и ведомого валов;
q размеры поперечного сечения и длину шпонок с проверкой их на смятие;
q размеры зубчатых колес, необходимые для выполнения рабочих чертежей.
В графической части помещают чертеж шестерни в двух проекциях со всеми необходимыми размерами, в соответствии с требованиями ЕСКД.
Таблица 1– Исходные данные
Номер задачи и предпосле-дняя цифра | Типы передачи и режим ее работы | Параметры передачи | Последняя цифра шрифта | |||||||||
Клиноременная передача; режим работы - средний; i=6 Цилиндрический прямозубый редуктор; режим работы - тяжелый; i=4,5 Цилиндрический косозубый редуктор; режим работы – легкий; i=5,6 Клиноременная передача; режим работы – средний; i=3,2 Цилиндрический косозубый редуктор; режим работы – средний; i=3,8 Клиноременная передача; режим работы – легкий; i=5,2 Клиноременная передача; режим работы – средний; i=4 Цилиндрический косозубый редуктор ; режим работы – средний; i=4 Клиноременная передача; режим работы – легкий; i=5 Цилиндрический прямозубый редуктор; режим работы – средний; i=3,2 | N1, кВт n1,об/мин N1, кВт n1,об/мин N1, кВт n1,об/мин N1, кВт n1,об/мин N1, кВт n1,об/мин N1, кВт n1,об/мин N1, кВт n1,об/мин N1, кВт n1,об/мин N1, кВт n1,об/мин N1, кВт n1,об/мин | 25 1200 10 1000 50 600 5,5 1440 12 1200 20 600 8 750 22 900 8 1500 8 1200 | 10 950 25 1500 43 800 6,5 1600 12 900 20 1200 18 1500 20 1000 10 1000 8,5 1400 | 8 1500 40 900 30 850 7,5 1900 10 1450 10 1200 20 950 20 1600 10 1400 9 1680 | 750 50 750 25 1000 8 1200 10 900 10 500 40 1200 15 750 15 750 9,5 1200 | 50 900 8 1500 22 1500 9 800 18 600 10 1400 20 800 12 960 15 1500 10 1440 | 18 1000 45 800 20 1750 10 900 18 1300 7 1300 8 1500 11 720 18 1200 10,5 1680 | 20 1500 40 1000 18 1200 12 750 25 1000 6 1200 50 900 11 1440 20 600 11 960 | 22 750 20 950 15 1450 18 1000 25 750 5 850 30 900 10 1600 20 1500 11,5 1200 | 40 1200 18 1500 12 1200 20 1200 35 600 14 1000 25 1200 9 960 25 1200 12 1440 | 45 750 8 750 950 22 600 35 1000 14 750 10 900 8 1100 28 1400 12 960 |
Примечание. N1 - мощность на ведущем валу, кВт; n1 - частота вращения ведущего вала, об/мин; i – передаточное число.
Таблица 2 – Номера вопросов для письменных ответов к контрольной работе
Предпоследняя цифра шифра | Последняяцифра шрифта | |||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА: СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ
При выполнении этой контрольной работы решить задачи, приняв данные из таблиц 3 – 7, в соответствии с двумя последними цифрами условного шифра.
Задача № 1. Рассчитать электрическую реверсивную лебёдку, предназначенную для подъёма груза массой m со скоростью υг на высоту Hп.
Исходные данные представлены в таблицах 3,4.
Таблица 3 – Номера вариантов для задачи №1
Послед няя цифра | Предпоследняя цифра шифра | |||||||||
Таблица 4 – Исходные данные
Вариант | Схема запасовки каната | Тип кранового механизма | Режим работы крана | m, кг | vг, м/с | Hn, м | Lv, м | ПВ, % | Маркиро- вочная группа каната |
Стреловые краны | Легкий | 0,16 | |||||||
Средний | 0,15 | ||||||||
Тяжелый | 0,14 | ||||||||
Весьма тяжелый | 0,13 | ||||||||
Строительные краны | Легкий | 0,12 | |||||||
Средний | 0,11 | ||||||||
Тяжелый | 0,10 | ||||||||
Весьма тяжелый | 0,09 |
Продолжение таблицы 4
Вариант | Схема запасовки каната | Тип кранового механизма | Режим работы крана | m, кг | vг, м/с | Hn, м | Lv, м | ПВ, % | Маркиро- вочная группа каната |
Вспомогательные крановые механизмы | Легкий | 0,2 | |||||||
Средний | 0,10 | ||||||||
Тяжелый | 0,18 | ||||||||
Весьма тяжелый | 0,17 | ||||||||
Стреловые краны | Легкий | 0,16 | |||||||
Средний | 0,15 | ||||||||
Тяжелый | 0,14 | ||||||||
Весьма тяжелый | 0,13 | ||||||||
Вспомогательные крановые механизмы | Легкий Средний | 0,12 0,11 | |||||||
Тяжелый Весьма тяжелый | 0,10 0,09 | ||||||||
Окончание таблицы 4
Вариант | Схема запасовки каната | Тип кранового механизма | Режим работы крана | m, кг | vг, м/с | Hn, м | Lv, м | ПВ, % | Маркиро- вочная группа каната |
Вспомогательные крановые механизмы | Легкий | 0,21 | |||||||
Средний | 0,22 | ||||||||
Тяжелый | 0,23 | ||||||||
Весьма тяжелый | 0,24 | ||||||||
Стреловые краны | Легкий | 0,16 | |||||||
Средний | 0,15 | ||||||||
Тяжелый | 0,14 | ||||||||
Весьма тяжелый | 0,13 | ||||||||
Вспомогательные крановые механизмы | Средний | 0,2 | |||||||
Тяжелый | 0,18 |
Исходные данные: схема запасовки каната; тип кранового механизма; режим работы крана; m − масса поднимаемого груза; υг − скорость поднимаемого груза; Hп − высота поднимаемого груза; Lо − расстояние от полиспаста до барабана; ПВ − процент включений; маркировочная группа каната.
При решении задачи студент закрепляет теоретический материал по простейшим грузоподъемным машинам.
Схема запасовки канатов представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Схема запасовки канатов
Определить:
– подобрать канат (dk - диаметр каната, Lк - длину каната, вид каната);
– диаметр блоков Dбл;
– определить параметры барабана (Dб - диаметр барабана, Lб - длину барабана, nб - частоту вращения барабана).
Подобрать:
– электродвигатель (марку двигателя);
– редуктор (краткая характеристика);
Решение
1) Определяем кратность полиспаста:
− если канат сбегает с не подвижного блока:
i = z,
где z - количество ветвей на которых весит груз;
− если канат сбегает с подвижного блока:
i = z + 1.
2) Определяем вес поднимаемого груза:
где g − ускорение свободного падения, g = 9,8 м/с .
3) Определяем силу натяжения ветви каната:
,
где − КПД полиспаста, определяется по следующим формулам
− если количество блоков в грузоподъемном механизме меньше или равно 4 (n ≤ 4) то:
,
где − КПД блока,
n − количество блоков полиспаста;
− если количество блоков в грузоподъемном механизме больше 4 (n > 4), то КПД полиспаста определяется по следующей формуле
,
где t − количества обводных блоков;
i − кратность полиспаста.
4) Определяем разрывное усилие каната:
где k − коэффициент запаса прочности (таблица А1).
5) По разрывному усилию подбираем диаметр каната, dk (таблица А2).
6) Диаметры блоков (D бл) и диаметр барабана (Dб) выбираем в
зависимости от типа кранового механизма и режима его работы по таблице А 3. Диаметры блоков (D бл) и диаметр барабана (Dб) округляем до большего значения.
7) Определяем необходимую длину каната:
8) Определяем длину барабана:
где c − число слоев навивки;
t − шаг навивки, для гладких барабанов t = dk.
Рассчитанное значение длины барабана должно удовлетворять условию:
9) Определяем скорость каната навиваемого на барабан:
10) Определяем частоту вращения барабана:
11) Необходимая мощность на валу барабана:
12) Определяем мощность на валу электродвигателя:
где ηред − КПД редуктора, ηред = 0,8.
По таблице А3 в соответствии с рассчитанным значением мощности и заданной величиной ПВ (принимая ближайшее большее значение) выбираем электродвигатель. Например, по мощности N1 = 1,3 кВт принимаем марку двигателя МТК 011-06, ПВ = 25%, N1 = 1,4 кВт, n 1 =840 мин-1 .
13) Выбираем редуктор по общему передаточному отношению:
По таблицам А4 или по другим справочным источникам выбираем редуктор.
14) Начертить схему реверсивной лебедки.
Вывод: На основе произведенных расчетов определили dk, Dбл, Lk, параметры барабана (Dб, Lб, nб), а так же выбрали вид каната, тип двигателя, редуктор (дать краткое описание каждого выбранного и определенного элемента).
Задача № 2. Рассмотреть работу бульдозера в конкретных условиях эксплуатации. Зная характеристики машины и заданные условия работы, определить, справится ли машина с поставленной задачей и как полученные значения отразятся на уровне производительности.
Исходные данные представлены в таблицах 5 - 7.
Таблица 5 – Номера вариантов для задачи №2(строительные машины)
Послед няя цифра | Предпоследняя цифра шифра | |||||||||
Таблица 6 – Варианты индивидуальных заданий
Номер задания | Марка бульдозера | Группа или тип грунта | Длина перемещения, м | Уклон местности, α град. | Условия работы |
D3G XL | III – суглинок | На подъем | |||
D4G XL | II – суглинок | Под уклон | |||
ДЗ-42Г | I – песок | Под уклон | |||
D5G XL | II – суглинок | – | |||
D5N XL | III – суглинок | На подъем | |||
ДЗ-101А | IV – глина | Под уклон | |||
D6N LGP | IV – глина | На подъем | |||
Четра Т9 | III – суглинок | – | |||
ДЗ-109Б | IV – глина | Под уклон | |||
ДЗ-110 | II – суглинок | На подъем | |||
D6R | III – суглинок | Под уклон | |||
ДЗ-171.1 | I – песок | На подъем | |||
Четра Т11М | II – суглинок | Под уклон | |||
Четра Т11С | III – суглинок | – | |||
Б14 | II – суглинок | Под уклон | |||
D7R XR | III – суглинок | На подъем | |||
814F | I – песок | Под уклон | |||
D8R | IV – глина | На подъем | |||
ДЭТ-400 | I – песок | Под уклон | |||
824 GсерII | III – суглинок | На подъем | |||
D9R | II – суглинок | Под уклон | |||
Четра Т35 | IV – глина | На подъем | |||
Четра Т35Л | III – суглинок | На подъем | |||
D10R | IV – глина | На подъем | |||
Четра Т40 | I – песок | На подъем | |||
834 G | IV – глина | На подъем | |||
I – песок | 0,15 | На подъем |
Исходные данные: бульдозер; базовая машина; Nдв − мощность двигателя, кВт; До - ширина отвала, м; H о - высота отвала, м; Vk - скорость копания, м/с; m - масса машины и бульдозерного оборудования, т; γ - объемная масса грунта, кг/м (в зависимости от категории грунта); α - угол наклона пути движения машины к горизонту, град; Lтр - дальность транспортирования материала, м.
В данной задаче студент рассматривает работу бульдозера в конкретных условиях эксплуатации. Зная характеристики машины и заданные условия работы, необходимо определить, справится ли машина с поставленной задачей и как полученные значения отразятся на уровне
производительности.
Таблица 7 − Технические характеристики бульдозеров
№ п.п. | Марка бульдозера | Номин. мощность двигателя трактора, кВт | Скорости движения на различных передачах | Ширина отвала, В, м | Высота отвала, Н, м | Экспл. масса трактора, т | Масса бульдозер. оборуд., т | Максим. глубина опускания отвала, м | ||
I | I I | Обратный ход | ||||||||
D3G XL | 3,2 | 2,4 | 2,46 | 0,94 | 6,34 | 1,01 | 0,55 | |||
D4G XL | 2,2 | 3,6 | 2,6 | 2,67 | 1,03 | 6,74 | 1,11 | 0,57 | ||
ДЗ-42Г | 1,4 | 1,47 | 1,6 | 2,56 | 0,80 | 5,84 | 1,07 | 0,20 | ||
D5G XL | 67,1 | 2,6 | 4,1 | 2,9 | 2,69 | 1,10 | 7,67 | 1,25 | 0,63 | |
D5N XL | 3,1 | 5,4 | 3,8 | 3,08 | 1,11 | 10,89 | 1,93 | 0,43 | ||
ДЗ-101А | 95,5 | 0,97 | 1,14 | 0,9÷1,0 | 2,80 | 0,99 | 8,45 | 1,70 | 0,35 | |
D6N LGP | 3,3 | 5,8 | 4,0 | 4,08 | 1,03 | 14,11 | 2,82 | 0,43 | ||
Четра Т9 | 3,8 | 6,9 | 5,0 | 3,16 | 1,27 | 15,23 | 2,12 | 0,50 | ||
ДЗ-109Б | 0,89 | 1,06 | 1,78 | 4.12 | 1,00 | 14,03 | 2,25 | 0,54 | ||
ДЗ-110 | 0,89 | 1,06 | 1,66 | 3,22 | 1,15 | 13,80 | 2,50 | 0,50 | ||
D6R | 3,8 | 6,6 | 4,9 | 4,16 | 1,03 | 15,33 | 2,73 | 0,51 | ||
ДЗ-171.1 | 128,7 | 1,03 | 1,01 | 1,5 | 3,20 | 1,30 | 16,00 | 2,02 | 0,40 | |
ЧетраТ11М | 3,7 | 6,7 | 4,9 | 4,19 | 1,16 | 22,98 | 2,53 | 0,55 | ||
Четра Т11С | 3,6 | 6,7 | 4,9 | 4,31 | 1,15 | 18,70 | 3,08 | 0,47 | ||
Б14 | 0÷3,42 | 0÷6,07 | 0÷4,25 | 3,86 | 1,22 | 22,07 | 2.83 | 0,52 | ||
D7R XR | 3,7 | 6,4 | 4,8 | 4,5 | 1,11 | 21,78 | 3,53 | 0,67 | ||
814F | 5,8 | 10,2 | 6,6 | 3,6 | 1,1 | 17,97 | 3,74 | 0,53 | ||
D8R | 3,5 | 6,2 | 4,7 | 4,99 | 1,17 | 21,30 | 5,46 | 0,63 | ||
ДЭТ-400 | 0÷5,7 | – | 0÷15,7 | 4,25 | 1,23 | 40,32 | 5,03 | 0,50 | ||
824 GсерII | 6,1 | 10,5 | 6,9 | 4,51 | 1,23 | 23,59 | 5,14 | 0,43 | ||
D9R | 3,9 | 6,8 | 4,8 | 4,65 | 1,93 | 42,01 | 7,13 | 0,61 | ||
Четра Т35 | 4,4 | 7,9 | 5,4 | 5,06 | 2,10 | 51,08 | 9.70 | 0,71 | ||
Четра Т35Л | 4,4 | 7,9 | 5,4 | 4,67 | 2,21 | 53,94 | 7,02 | 0,72 | ||
D10R | 4,0 | 7,1 | 4,86 | 2,12 | 55,17 | 10,23 | 0,67 | |||
Четра Т40 | 4,2 | 7,7 | 5,2 | 4,73 | 2,65 | 54.83 | 10,31 | 0,75 | ||
834 G | 6,7 | 11,8 | 7,0 | 5,07 | 1,47 | 40,23 | 6,88 | 0,46 | ||
7,0 | 12,2 | 7,7 | 5,15 | 1,44 | 54,69 | 15,67 | 0,47 |
Эскиз резания грунта представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 − Эскиз резания грунта : W1 – сопротивление резанию, W2 – сопротивление перемещению грунта по отвалу, W3 – сопротивление перемещению призмы волочения впереди отвала, W4 − сопротивление перемещения бульдозера
Определить: h − толщину срезаемой стружки, м; П − производительность бульдозера при разработке грунта.
Решение
1) Определяем тяговое усилие, развиваемое трактором, кН:
где Nдв − мощность двигателя, кВт;
− КПД трансмиссии, = 0,8;
− скорость копания, м/с.
2) Определяем силу тяги по сцеплению, кН:
,
где − коэффициент сцепления с поверхностью движения (таблица Б3);
Gсц − сцепной вес машины, кН, определяется по следующей формуле
g,
где m − масса машины и бульдозерного оборудования, т;
g − ускорение свободного падения, g = 9,8 м/с .
Основное условие движения без буксования:
Тсц > TN > ΣW,
где ΣW − сумма сопротивлений возникающих при работе бульдозера, которая определяется на конечной стадии процесса копания, когда сформировалась призма волочения.
3) Определяем сумму возникающих сопротивлений в процессе работы
бульдозера:
ΣW=W1+W2+W3+W4,
где − коэффициент трения грунта по стали (таблица Б.4);
− угол резания, = 550;
− вес призмы волочения, кН, определяется по формуле
где g −ускорение свободного падения, g = 9,8 м/с;
− коэффициент разрыхления (таблица Б.1);
Vпв − объем призмы волочения, м , определяется по формуле
,
где − коэффициент трения грунта по грунту = 0,4 ÷ 0,8 меньшее
значение берут для влажных и глинистых грунтов.
где G − вес базового тягача с отвалом, кН;
− удельное сопротивление движению, (таблица Б.2);
i − коэффициент сопротивления движению машины на подъём или
уклон, i = tga, знак плюс принимается при работе на подъём, знак минус
при работе под уклон.
где – удельное сопротивление грунта резанию, МПа (таблица Б1),
− толщина срезаемой стружки, м (определим далее).
4) Определяем запас тягового усилия, расходуемого на копание грунта, кН:
W1 = TN – (W2+W3+W4).
5) Определяем толщину срезаемой стружки, м:
6) Выбираем технологическую схему работы заданной землеройно-транспортной машины [1, 2, 20]:
Технологическая схема –челночная (рисунок 2).
Рисунок 2 − Технологическая схема работы бульдозера
7) Производительность бульдозера определяется по формуле
где Vпв − объем призмы волочения, м;
kВ − коэффициент использования машины по времени, k В = 0,8;
kР − коэффициент разрыхления грунта (таблица Б.1);
tц − продолжительность рабочего цикла, с;
kУКЛ − коэффициент, учитывающий влияние уклона местности на производительность бульдозера (таблица Г.6);
kП − коэффициент учитывающий потери грунта при перемещении,
kП = 1 - 0,005 · Lтр.
8) Определяем объем призмы волочения:
.
9) Определяем время цикла:
где − время копания, с, определяется по следующей формуле
,
где Lк − путь копания, м;
υк − скорость копания, м/с (таблица 5);
− время транспортирования, с, определяется по формуле
где − путь транспортирования, м;
− скорость транспортирования, м/с;
tох − время обратного хода, с, определяется по следующей формуле
,
где Lох − путь обратного хода, м;
υох - скорость обратного хода, м/с;
− время на переключение скоростей, разгрузку и распределения грунта, = 30 с.
10) Определяем длину копания из соотношения:
где Vрг − объем грунта на разрабатываемом участке, при наборе одной
призмы волочения, м3:
Vрг =В 0 Lк · h,
где Lк − путь копания, м;
h − толщина срезаемой стружки, м.
11) Подставляем найденные значения и определяем производительность
бульдозера.
Вывод: В ходе расчета определили толщину срезаемой стружки h и производительность бульдозера П, на заданных дальностях транспортирования (дать развернутую характеристику параметров расчета влияющих на полученные параметры).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Механические передачи
Назначение и конструктивные схемы. Силовые и кинематические зависимости фрикционных, ременных, цепных, зубчатых, червячных, планетарных передач. Их преимущества, недостатки и область применения. Основы расчета и эксплуатации.
Контрольные вопросы
7. Механические передачи: назначение и область применения. Силовые соотношения и кинематический расчет.
8. Ременные передачи: разновидности конструктивных схем передач и ее элементов (ремней, шкивов). Преимущества и недостатки. Область применения. Параметры. Порядок выбора и расчета.
9. Зубчатые передачи: основные параметры (передаточное отношение, усилие, момент, мощность, КПД). Способы их нахождения.
10. Планетарные передачи: конструктивные схемы, преимущества и недостатки по сравнению с обычными зубчатыми, параметры и область применения, передаточные отношения.
11. Червячные передачи: классификация и конструктивные схемы. Преимущества и недостатки по сравнению с зубчатыми передачами.
12. Червячные передачи. Понятие о самоторможении, условия самоторможения. Коэффициент полезного действия. Особенности эксплуатации червячных передач.
13. Цепные передачи: конструктивные схемы. Выбор и расчет. Параметры и область применения. Преимущества и недостатки.
14. Фрикционные передачи. Ленточные, конусные и дисковые. Особенность применения. Привести схемы и объяснить область применения.
Литература [1,2,3,7].
Валы и оси
Различие между осью и валом. Назначение, конструктивные формы и разновидности осей и валов. Расчет на кручение. Понятие о концентрациях напряжений.
Контрольные вопросы
15. Определение и конструктивные разновидности валов и осей.
Конструктивные элементы и их наименование. Расчет на кручение и выбор валов.
16. Устройство, назначение и область применения гибких валов.
Примеры и применение в строительных машинах.
17. Конструктивные разновидности коленчатых валов. Привести примеры – кинематическую схему машины, где применяется коленвал.
Литература [1,2,3,7].
Подшипники
Назначение, классификация, конструктивные виды и область применения подшипников качения и скольжения. Режим работы и расчет.
Контрольные вопросы
18. Подшипники скольжения: конструктивные схемы. Область применения и особенности эксплуатации
19. Подшипники скольжения: материалы, режим работ, проверочный расчет.
20. Подшипники качения: классификация и конструктивные схемы. Материалы элементов. Преимущества и недостатки различных подшипников качения. Область применения.
21. Подшипники качения: выбор и проверочный расчет. Его особенности для различных конструкций и типов подшипников.
Литература [1,2