Глава о разъяснении того, какое злословие за глаза разрешается
Знай, что злословие за глаза разрешается ради достижения правильной, законной цели, когда иначе ее достичь невозможно. Для этого есть шесть причин:
Первая: подача жалобы. Притесненному дозволяется пожаловаться правителю, судье или кому-то другому, у кого есть власть или кто может справедливо разрешить его тяжбу с притеснителем. Он тогда говорит: Такой-то притесняет меня так-то.
Вторая: просьба о помощи для прекращения чего-то порицаемого и для возвращения непокорного на путь истинный. Тогда, обращаясь к тому, чья власть требуется для прекращения порицаемого, следует сказать: Такой-то делает то-то, а я удерживаю его от этого, или подобное этому. Его цель - добиться прекращения чего-то дурного. Но если его цель - не это, то тогда это запрещено.
Третья: просьба о суждении (фатва). Тогда следует сказать муфтию: Меня притесняет мой отец, или мой брат, или мой супруг, или такой-то таким-то образом, есть ли у него на это право? И как мне избавиться от этого и получить то, что принадлежит мне, и защититься от притеснения? И подобное этому. Это допустимо в случае необходимости, однако, лучше и разумнее сказать так: Что ты скажешь о человеке или муже, или супруге, который поступает так-то? Так он добьется цели, не называя его. В то же время, допустимо и назвать [обидчика], как мы расскажем об этом в хадисе Хинд, если пожелает Аллах Всевышний!
Четвертая: Предостеречь мусульман от зла и дать им совет. Для этого есть несколько случаев. Среди них - отвод тем передатчикам и свидетелям, в которых сомневаются. Это дозволяется всем мусульманам, и это - обязанность в случае необходимости. Среди них - советоваться о вступлении в брак с каким-то человеком, или о сотрудничестве с ним, или об отдаче ему чего-либо на хранение, или о ведении дел с ним, или о другом, или о том, становиться ли его соседом. Тот, кто дает совет, обязан не скрывать его положение, но говорить о его недостатках, имея целью дать доброе наставление. Среди них - когда кто-то увидит, что некто, обучающий фикху у которого он приобретает знания, впал в ересь или отклонился от правильного пути, и он боится, что этот преподаватель фикха может принести этим зло. Он должен дать ему добрый совет и разъяснить ему его положение, при условии, что он имеет целью именно добрый совет. Это то, в чем может быть допущена невежливость. Возможно, говорящим это движет зависть, и это его попутал шайтан, и ему только кажется, что это - добрый совет, пусть он поймет это. Среди них - когда есть кто-то, у кого есть власть, но он не пользуется ею должным образом: или потому, что не годится для этого, или потому, что он - нечестивец или невежда, или подобное этому. Следует рассказать об этом тому, кому он подчиняется, чтобы он
отстранил его и назначил на его место того, кто годен для этого, или узнал это о нем, чтобы поступить с ним в соответствии с существом его дела, и чтобы не быть введенным им в заблуждение: чтобы постараться побудить его к тому, чтобы поступать правильно, или же заменить его.
Пятая - если есть кто-то, кто открыто предается своему пороку: например, тот, кто открыто пьет вино, обирает людей, взымает незаконный налог, силой забирает имущество и занимается дурными делами, то дозволяется говорить о том, что он совершает явно. Но
запрещается упоминать другие его пороки, разве что это дозволено по одной из других причин, о которых мы упомянули.
Шестая - называние. Когда человек известен под каким-то прозвищем, например: Подслеповатый, Хромой, Глухой, Слепой, Косой, или другим, то дозволяется называть его так. Запрещается называть его исключительно так ради краткости. Если же он позволяет
называть его без этого, то тогда - первое.
Эти шесть причин назывались налимами, и большинство из них признается всеми ими. Известны указания на них в верных хадисах.
1531 - ‘А’иша (Р) рассказывала, что какой-то человек попросил позволения войти к Пророку (С), и тот сказал: Позвольте ему, какой это плохой брат в племени! Ал-Бухари приводил это в качестве доказательства допустимости того, чтобы плохо говорить за глаза о порочных и подозрительных людях.
1532 - Она же (‘А‘иша) сообщала, что Посланник Аллаха (С) сказал: Я не думаю, чтобы такой-то и такой-то знали хоть что-нибудь из нашей религии. Это поведал ал-Бухари. Ал-Лайс бин Са’д, один из пересказчиков этого хадиса, говорил: Эти два человека были из числа лицемеров.
1534 - Зайд бин Аркам (Р) поведал: Однажды мы вместе с Посланником Аллаха (С) выступили в поход, в котором на долю людей выпали большие испытания. И ‘Абдаллах бин Убайй сказал: Не расходуйте на тех, кто при Посланнике Аллаха, и они рассеются. И еще он сказал: Если мы вернемся в Медину, самый сильный изгонит из нее самого низкого. Я пошел к Посланнику Аллаха (С) и рассказал ему об этом. И он послал за ‘Абдаллахом бин Убайй, а тот стал рьяно клясться: Не делай этого. И тогда сказали: Зайд обманул Посланника Аллаха (С). И от сказанного в душе моей поселилось глубокое огорчение, пока Аллах Всевышний не ниспослал то, что стало моим оправданием: "Когда
приходят к тебе лицемеры" (63). Изатем Пророк (С) позвал их, чтобы попросить прощения для них,но они отвернулись.
1595 - 'А’иша (Р) передавала: Хинд, жена Абу Суфйана, сказала Пророку (С):Поистине, Абу Суфйан - скупой человек, он не дает мне того, чего хватало бы мне и моему ребенку, разве что я сама возьму у него, и он не знает об этом. И он сказал: Бери столько, чтобы
хватило тебе и твоему ребенку в соответствии с одобряемым.
245 - Глава о запрещении сплетен, то есть распространять среди людей слухи, сея раздоры
Сказал Аллах Всевышний: Хулителю, бродящему со сплетнями (68:11).Сказал Всевышний: Не произнесет он и единого слова, иначе как у него - готовый надсмотрщик (50:17/15).
1536 -Хузайфа (Р) говорил, что Посланник Аллаха (С) сказал: Сплетник не войдет в рай.
1537 - Ибн 'Аббас (Р) рассказывал, что Посланник Аллаха сказал, проходя мимо двух могил: Поистине, эти двое подвергаются мучениям, но они мучаются не за большие грехи. Хотя это и серьезные грехи: первый из них ходил и распространял сплетни, и другой не
прикрывался, когда мочился. Так звучит один из пересказов ал-Бухари. 'Алимы говорят: значение слов "мучаются не за большие грехи" не большие по их мнению,
247 - Глава о порицании двуличного
Сказал Аллах Всевышний: Они скрываются от людей, но не скрываются от Аллаха. Он - с ними, когда ночью они замышляют неугодные Ему речи: ведь Аллах объемлет то, что они делают! (???08).
1540 - Абу Хурайра ( Р) сообщал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Вы встретите людей со славными предками: лучшие из них в дни невежества - лучшие из них в Исламе, если они узнали законы веры. Встретите вы лучших людей и в этом отношении: это те, кто более других нетерпимы к нему (двуличию). И встретите вы худших людей - двуличных. Это те, кто к одним приходят с одним лицом, а к другим - с другим лицом.
1541 - Мухаммад бин Зайд передавал, что какие-то люди сказали его деду ‘Абдаллаху бин 'Умару (Р): Когда мы входим к нашим правителям, мы говорим им отличное оттого, что мы говорим, когда выходим от них. И он сказал: Во времена Посланника Аллаха (С) мы
считали это лицемерием. Это поведал ал-Бухари.
246 - Глава о запрещении лгать
Сказал Аллах Всевышений: И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания (17:38/36). Сказал Всевышний: Не произнесет он и единого слова, иначе как у него - готовый надсмотрщик (50:17/18).
1542 - Ибн Мас’уд (Р) поведал, что Посланник Аллаха (С) сказал: правдивость ведет к праведности, а праведность приведет в рай. Поистине, человек говорит правду, пока не будет записано у Аллаха, что он правдивый. Ложь же ведет к распутству, а распутство приведет в огонь. Поистине, человек лжет, пока не будет записано у Аллаха, что он
- лжец.
1543 - ‘Абдаллах бин ‘Амр бин ал-’Ас (Р) рассказывал, что Пророк (С) сказал: Полный лицемер.- тот, в ком соединились четыре свойства. А в ком присутствует часть из них, в том есть доля лицемерия, пока он не избавится от нее. Если ему оказывается доверие - он
обманывает, если он говорит - то лжет, если заключает договор - нарушает его, а если спорит - то бранится.
Разъяснение этого уже было дано после хадиса Абу Хурайры о подобном случае в "Главе о выполнении договора".
1544 - Ибн ‘Аббас (Р) говорил, что Пророк (С) сказал: Тому, кто выдумывает сон, который он не видел,. [в судный день] будет поручено-’завязать узел между двумя зернышками ячменя, и он не сделает этого. А тому, кто подслушивает разговор людей, когда они этого не хотят, в судный день в уши будет залит расплавленный свинец. Тому же, кто нарисовал картину,- будет поручено вдохнуть в нее душу, и он не вдохнет, н будет подвергнут мучению. Это поведал ал-Бухари.
"Тахаллама" - т’. сказал, что он видел во сне то-то и то-то и солгал. "Ал-анк" с маддой и даммой над "нун" и мягким "каф". Это - расплавленный свинец.
1545 - Ибн ‘Умар (Р) сообщал, что Пророк (С) сказал: Самая большая ложь - это когда человек говорит, что видел своими глазами то, чего он не видел. Это поведал ал-Бухари. Это означает: Он говорит "я видел" о том, чего он не видел.
250 - Глава о том, что нужно быть уверенным в том, что говоришь или рассказываешь
Сказал Аллах Всевышний: И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания (17:38/3б). Сказал Всевышний: Не произнесет он и единого слова, иначе как у него - готовый надсмотрщик (50:17/18).
1547 -Абу Хурайра (Р) поведала что Пророк (С) сказал: Чтобы быть лжецом, человеку достаточно рассказывать все, что он слышал. Это поведал Муслим.
1548 - Самура (Р) передавал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Тот, кто рассказывает обо мне то, что он считает ложью, - один из лжецов. Это поведал Муслим.
1549 - Асма’ (Р) говорил, что одна женщина спросила: О ! Посланник Аллаха, у моего мужа есть еще одна жена. Будет ли на мне грех, если я скажу ей, что получила от мужа моего то, чего он мне не давал? И Пророк (С) сказал: Говорящий, что он получил то, чего ему не давали, подобен носящему два одеяния лжи.
"Ал-муташабби"' - тот, кто делает вид, что получил, но он не получал. Здесь это означает: он делает вид, что получил некое предпочтение, но на самом деле его не получал. "Носящий два одеяния лжи" -т.е. лживый. Это тот, кто обманывает людей тем, что носит
одежду благочестивых, ученых и богатых людей, чтобы ввести этим людей в заблуждение, но сам он не обладает этими качествами. Говорят и другое, и Аллах лучше знает!
251 - Глава о разъяснении серьезности запрета ложного свидетельства
Сказал Аллах Всевышний: устраняйтесь слова лживого (22: 31/30). Сказал Всевышний: И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания (17:38/36). Сказал Всевышний: Не произнесет он и единого слова, иначе как у него - готовый надсмотрщик (50:17/18). Сказал Всевышний: Ведь Господь твой - в засаде (89:13/14). Сказал Всевышний: И те, которые не свидетельствуют криво (26:72).
1550 - Абу Бакра (Р) рассказывал, тго Посланник Аллаха (С) сказал: Не говорил ли я вам о самом большом прегрешении? Мы сказали: Нет же, о Посланник Аллахам Он стоял, опершись, затем сел и сказал: И еще говорить ложь. И он продолжал повторять это, пока мы не сказали: О, если бы он умолк!
252 - Глава о запрещении проклинать человека или верховое животное
1551 - Абу Зайд Сабит бин ад-Дахак ал-Ансари (Р), один из участников соглашения ар-Ридвана, сообщал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Кто дает клятву и умышленно лжет, то его вера - не Ислам, и он таков, как он сказал. Тот, кто сам себя убил чем-то, в судный день будет подвергнут пытке этим же. Человек не должен давать обещаний относительно того, что ему не принадлежит. А проклянуть мусульманина - все равно, что убить его.
1552 - Абу Хурайра (Р) поведал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Правдивому не следует быть проклинающим. Это поведал Муслим.
1553 - Абу ад-Дарда’ (Р) передавал, что Посланник Аллаха (С) сказал: В судный день проклинающие не будут ни заступниками, ни свидетелями. Это поведал Муслим.
1554 - Самура бин Джундуб (Р) говорил, что Посланник Аллаха (С) сказал: Не проклинайте друг друга, суля проклятие Аллаха. Его гнев и огонь. Это поведали Абу Давуд и ат-Тирмизи, которые сказали: Хороший, верный хадис.
1556 - Абу ад-Дарда’ (С) рассказывал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Поистине, когда раб Аллаха проклинает что-то, его проклятье поднимается на неба, но небесные врата закрываются перед ним. Затем оно опускается на землю, но и ее врата запираются перед
ним. Затем оно направляется направо и налево, и если и там не находит дороги, то возвращается к проклинаемому, если оно этого заслуживает, а если нет, то возвращается к пославшему его. Это поведал Абу Давуд.
254 - Глава о запрещении ругать мусульманина без права на это
Сказал Аллах Всевышний: А те, которые причиняют обиду верующим (мужчинам) и верующим (женщинам) без того, чтобы они это заслужили - они берут на себя ложь и явный грех (33:58).
1559 - Ибн Мас’уд (Р) сообщал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Оскорбление мусульманина - беспутство, а убийство его - неверие.
1562 - Абу Хурайра (Р) рассказывал, что к Пророку привели человека, который пил вино. Он слазал: Бейте его! И был среди нас тот, кто ударил рукой своей, и тот, кто ударил туфлей своей, и тот, кто ударил платьем своим. И когда тот удалился, кто-то из людей сказал: Аллах посрамил тебя! И он сказал: Не говорите так, не указывайте шайтану на него. Это поведал ал-Бухари.
255 - Глава о запрещении ругать умерших без права на это и законной цели
Это - предостережение от подражания ему в его ереси и беспутстве и подобном этому. К этой главе относятся айат и хадисы, уже приведенные в предыдущей главе.
1564 - ‘А’иша (Р) поведала, что Посланник Аллаха (С) сказал: Не ругайте умерших, ибо они уже достигли того, что они уже совершили. Это поведал ал-Бухари.
256 - Глава о запрещении причинять обиду
Сказал Аллах Всевышний: А те, которые причиняют обиду верующим (мужчинам) и верующим (женщинам) без того, чтобы они это заслужили - они берут на себя ложь и явный грех (33:58).
1565 - ‘Абдаллах бин ‘Амр бин ал-’Ас (Р) передавал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Мусульманин - это тот, кто приветствует мусульман языком своим и рукой своей, а мухаджир - тот, кто покинул то, что запретил Аллах.
257 - Глава о запрещении взаимной ненависти, разрывать отношения и враждовать друг с другом
Сказал Аллах Всевышний: Верующие ведь братья (49:10). Сказал Всевышний: смиренных перед верующими, великих над наверными (5:59/54). Сказал Всевышний: Мухаммад - посланник Аллаха, и те, которые с ним, - яростны против неверных, милостивы между собой (45:29).
1567 -Анас (Р) сообщал, что Пророк (С) сказал: Не испытывайте друг к другу ненависти, не завидуйте друг другу, не враждуйте друг с другом, не порывайте друг с другом, будьте рабами Аллаха, братьями. Мусульманину не дозволятся покидать брата одного больше, чем на три (дня).
1568 - Абу Хурайра (Р) поведал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Врата рая открываются в понедельник и четверг, и каждый раб Аллаха, который ничего не придает Аллаху в сотоварищи, получает прощение, за исключением того человека, который враждовал с братом своим. И было сказано: Этим двоим дается отсрочка, пока они не исправятся! Этим двоим дается отсрочка, пока они не исправятся! Это поведал Муслим.
В одном из его пересказов говорится: Деяния представляются [Аллаху] каждый четверг и понедельник. Далее он рассказывал подобное этому.
258 - Глава о запрещении зависти
Это - желание, чтобы счастье покинуло того, у кого оно есть, будь то благо религии или ближней жизни,
Сказал АллахВ севышний: Или они завидуют людям за то,что даровал им Аллах от Своей щедрости? (4:57/54). В этой главе - хадис Анаса, уже приведенный в предыдущей главе.
1569 - Абу Хурайра (Р) передавал, что Пророк (С) сказал: Остерегайтесь зависти, ибо зависть пожирает добрые дела подобно тому, как огонь пожирает дрова. Или он сказал: траву. Это поведал Абу Давуд.
259 - Глава о запрещении шпионить и подслушивать разговор тех, кто не хочет, чтобы их слышали
Сказал Аллах Всевышний: И не выслеживайте (49:12).Сказал Всевышний: А те, которые причиняют обиду верующим (мужчинам) и верующим (женщинами) без того, чтобы они это заслужили - они берут на себя ложь и явный грех (33:58).
1570 - Абу Хурайра (Р) говорил, что Посланник Аллаха (С) сказал: Остерегайтесь подозрений, ибо подозрения - самая большая ложь, и не разузнавайте и не выслеживайте, и не соперничайте, не завидуйте друг другу, не испытывайте друг к другу ненависть и не
враждуйте друг с другом, будьте рабами Аллаха, братьями, как вам приказано. Мусульманин - брат мусульманину, он не притесняет его и не оставляет его без поддержки, и не пренабрегает им. Здесь - благочестие, здесь - благочестие! И он указал на свою грудь. Пренебрегать братом своим-мусульманином - зло для человека. Мусульманин неприкосновенен для мусульманина: кровь его, честь его и имущество его. Поистине,
Аллах не посмотрит ни на ваши тела, ни на ваши лица, но на ваши сердца и на ваши дела.
В одном из рассказов говорится: Не завидуйте друг другу, не испытывайте ненависти друг к другу, не выслеживайте и не разузнавайте, и не подстрекайте друг против друга, будьте рабами Аллаха, братьями!
В одном из рассказов гоаорится: не порывайте друг с другом, не враждуйте друг с другом, не испытывайте ненависти друг кдругу, не завидуйте друг другу, будьте рабами Аллаха, братьями!
В одном из рассказов говорится: не покидайте друг друга, и пусть один из вас не продает, перебивая тем самым торговлю другого.
Этот хадис со всеми остальными пересказами передавали Муслим, а ал-Бухари рассказывал еще больше
1572 - Ибн Мас ‘уд (Р) рассказывал, что к нему привели человека и сказали: Это такой-то, с его бороды капает вино. И он сказал: Поистине, нам было запрещено выслеживать, но если что-то очевидно для нас, мы принимаем это. Хороший, верный хадис. Его поведал Абу Давуд с иснадом, отвечающим требованиям ал -Бухари и Муслима.
260 - Глава о запрещении плохо думать о мусульманах без нужды
Сказал Аллах Всевышний: О те,которые уверовали! Берегитесь многих мыслей! Ведь некоторые мысли - грех! (49:12).
1573 - Абу Хурайра (Р) говорил, что Посланник Аллаха (С) сказал: Остерегайтесь подозрений, ибо подозрения - самая большая ложь.
261 - Глава о запрещении презирать мусульман
Сказал Аллах Всевышний: О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они - лучше их! И женщины - над женщинами: может быть, они - лучше их! Не позорьте самих себя и не перекидывайтесь прозвищами. Мерзко имя "распутство" после веры! А кто не обратится, те - несправедливые (49:11). Сказал
Всевышний: Горе всякому хулителю - поносителю (104:1).
1574 - Абу Хурайра (Р) сообщал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Пренебрегать братом своим-мусульманином - зло для человека. Это поведал Муслим. Недавно он приводился целиком.
1575 - Ибн Мас’уд (Р) поведал, что Пророк (С) сказал: Не войдет в рай тот, в чьем сердце есть хоть крупица высокомерия! И какой-то чаловек сказал: Поистине, человеку нравится, когда одежда и обувь его красива. Тогда он сказал: Поистине, Аллах - Прекрасен. Он
любит красоту. А высокомерие - это отрицание правды и неуважение к людям. Это поведал Муслим.
"Батар ал-хокк" означает: отвергать ее, "Гумтухум" - пренебрежение к ним. Более подробное разъяснение этому было уже дано в главе о высокомерии.
1576 - Джундуб бин ‘Абдаллах (Р) передавал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Какой-то человек говорит: Клянусь Аллахом, Аллах не простит такого-то. И Аллах Великий, Всемогущий говорит: Кто это там клянется Моим именем, что Я не прощу такому-то? Поистине, Я уже простил ему, а твои дела привел в расстройство. Это поведал Муслим.
264 - Глава о запрещении мошенничества и обмана
Сказал Аллах Всевышний: А те, которые причиняют обиду верующим (мужчинам) и верующим (женщинам) без того, чтобы они это заслужили - они берут на себя ложь и явный грех (33 :58).
1579 - Абу Хурайра (Р) рассказывал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Кто поднял оружие против нас, тот не является одним из нас, и кто обманул нас, не является одним из нас. Это поведал Муслим.
В одном из его рассказов говорится, что однажды Посланник Аллаха (С) сказал: Кто поднял оружие против нас, тот не является одним из нас, и кто обманул нас, не является одним из нас. Это поведал Муслим.
В одном из его рассказов говорится, что однажды Посланник Аллаха (С) проходил мимо кучи зерна. Он засунул руку в нее, и его пальцы ощутили влагу. Он спросил: Что это, о хозяин зерна? Тот ответил: Его попортило небо, о Посланник Аллаха! И он сказал: Почему же ты не положил его поверх зерна, чтобы люди видели его? Тот, кто обманул нас, не является одним из нас.
1580 - Он же (Абу Хурайра) говорил, что Посланник Аллаха (С) сказал: Не подстрекайте друг против друга.
1583 - Абу Хурайра (Р) сообщал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Тот, кто обманул жену человека или раба его, не является одним
из нас. Это поведал Абу Давуд.
"Хаббаба" с ‘ха’'' с точкой, затем повторяется "ба’" с одной точкой: т.е.обманул и опорочил его.
265 - Глава о запрещении вероломства
Сказал Аллах Всевышний: О вы,которые уверовали! Будьте верны в договорах (5:1) Сказал Всевышний: И исполняйте верно договоры: ведь о договоре спросят (37:36/34).
1584 - ‘Абдаллах бин 'Акр бин ал-’Ас (Р) поведал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Полный лицемер - тот, в ком соединились четыре качества. А в ком присутствует часть из них, в том есть доля лицемерия, пока он не избавится от нее: Если ему оказывается
доверие - он обманывает, если он говорит - то лжет, если он заключает договор - нарушает его, а если спорит - то бранится.
1585 - Ибн Мас’уд, Ибн 'Умар и Анас (Р) передавали, что Пророк (Р) сказал: У каждого, кто нарушает договор, в судный день будет флаг. И будет сказано: Это-(знак) вероломства такого-то.
1586 - Абу Са’ид ал-Худри (Р) говорил, что Пророк (С) сказал: У каждого, кто нарушает договор, в судный день на спине будет флаг, который будет поднят на высоту, равную размеру его вероломства. И нет вероломства большего, чем вероломства того, кто правит людьми. Это поведал Муслим.
1587 - Абу Хурайра (Р) рассказывал, что Пророк (С) сказал: Аллах Всевышний сказал: В судный день Я буду враждовать с тремя: человеком, который дает обещание, клянясь моим именем, а затем нарушает его, человеком, который продал свободного и истратил
вырученное за него, и человеком, который нанял поденщика и не отдал ему его платы, когда тот полностью выполнил работу. Это поведал ал-Бухари.
266 - Глава о запрещении попрекать подарком и подобным этому
Сказал Аллах Всевышний: О вы, которые уверовали! Не делайте тщетными наши милостыни попреком и обидой (2:266/264). Сказал Всевышний: Те, которые тратят свои имущества на пути Аллаха и потом то, что истратили, не сопровождают попреками и обидой (2:264/262).
158б - Абу Зарр (Р) сообщал, что Пророк (С) сказал: В судный день Аллах не станет говорить с тремя. Он не посмотрит на них и не оправдает их. Им - наказание мучительное! Он говорит: Посланник Аллаха (С) прочел это три раза. А Абу Зарр сказал: Они потерпели
неудачу и понесли убыток. Но кто они, о Посланник Аллаха? И тот молвил: Тот, кто распускает, тот, кто попрекает, и тот, кто продает свой товар с ложной клятвой. Это поведал Муслим.
А в одном из его пересказов говорится: Тот, кто распускает свое платье (изар):это означает - тот, у кого изар и одеяние опускаются ниже лодыжки ради кичливости.
268 - Глава о запрещении мусульманам расставаться больше чем на три дня, разве что по причине ереси или явного беспутства покидаемого, или подобного этому
Сказал Аллах Всевышний: Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих наших братьев (49:10). Сказал Всевышний: но не помогайте в грехе и вражде (5:3/2 ).
1591 - Анас (Р) поведал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Не порывайте друг с другом, не враждуйте друг с другом, не испытывайте ненависти друг к другу, не завидуйте друг другу, будьте рабами Аллаха, братьями! Мусульманину не дозволяется покидать брата своего больше чем на три [дня].
1592 - Абу Аййуб (Р) передавал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Мусульманину не дозволяется покидать брата своего больше чем на три ночи, [ибо когда потом] они встретятся, этот отвернется и тот отвернется. А лучший из них двоих тот, кто первым начинает приветствие.
1595 - Абу Хурайра (Р) говорил, что Посланник Аллаха (С) сказал: Мусульманину не дозволяется покидать брата своего больше чем на три дня, а кто покинул его больше чем на три дня, тот умрет в огне. Это поведал Абу Давуд с иснадом, отвечающим требованиям
ал’Бухари и Муслима.
1596 - Абу Хираш Хадрад бин Абу Хадрад ал-Аслами (говорят также ас-Салми ас-Сахаби) (Р) рассказывал, что он слышал, как Пророк (С) сказал: Тот, кто расстался с братом своим на год, - как тот, кто пролил кровь его. Это поведал Абу Давуд с верным иснадом.
1597 - Абу Хурайра (Р) сообщал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Верующим не дозволяется покидать верующего больше чем на три дня. И если прошло три, пусть встретится с ним и поприветствует его, и если тот ответит на приветствие, то они получат награду вместе. А если он не ответит на него, то вернется с грехом, а тот, кто произнес
приветствие, не несет вины за разлуку. Это поведал Абу Давуд с хорошим иснадом. Абу Давуд сказал: Если это разлука была из-за Аллаха Всевышнего, то ничего этого не будет.
269 - Глава о запрещении двоим шептаться в присутствии третьего без его разрешения, разве что это необходимо: если они говорят о тайном - чтобы он не слышал их. Подобное значение имеет и то, когда двое разговаривают на языке, которого он не понимает
Сказал Аллах Всевышний: Тайная беседа - от сатаны (58:11/10).
1598 - Ибн ‘Умар (Р) поведал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Если присутствуют трое, пусть двое не шепчутся без третьего.
Его пересказывал Абу Давуд и добавлял: Абу Салих сказал: Я спросил Ибн ‘Умара: А если четверо? И он сказал: Тогда это не поврадит тебе.
Малик пересказывал его в "Ал-Мувата’" со слов Абдаллаха бин Динара, поведавшего: Как-то я и Ибн 'Умар были в доме у Холида бин 'Укба, том, что на рынке. И пришел какой-то человек, который хотел тайно переговорить с ним, а с Ибн ‘Умаром не было никого, кроме меня. И Ибн ‘Умар позвал какого-то другого человека, чтобы нас стало четверо. И он сказал мне и тому третьему, которого он позвал: Отодвиньтесь немного, ибо я слышал, как Посланник Аллаха (С) сказал: Пусть не шепчутся двое без одного.
270 - Глава о запрещении истязать раба Аллаха, верховое животное, женщину, ребенка без законной причины или больше, чем допускают приличия (адаб)
Сказал Аллах Всевышний: А родителям - делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу близкому по родству, и соседу чужому, и другу по соседству, и путнику, и тому, чем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив (4:40/36) .
1600 - Ибн ‘Умар (Р)передавал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Одна женщина была подвергнута мучению за кошку, которую она держала взаперти, пока та не умерла. И за нее она попала в огонь. Когда она держала ее взаперти, она не кормила и не поила ее, и не
позволяла ей питаться земными насекомыми.
"Хашаш ал-ард" с фатхой над “ха’" с точкой, и двумя "шин" с точками: это ее насекомые.
1601 - Он же (Ибн ‘Умар) рассказывал, что он проходил мимо двух юношей-курайшитов, которые посадили [в качестве мишени] птицу и стреляли в нее из луков. Они пообещали отдать владельцу птицы все те свои стрелы, которые не попадут в цель. Когда же они увидели Ибн ‘Умара, они удалились. И Ибн ‘Умар сказал: Кто сделал это? Да проклянет Аллах того, кто это сделал! Поистине, Посланник Аллаха (С) проклинал того, кто избирал себе мишенью нечто, в чем есть дух.
"Ал-гарад" с фатхой над 'тайн" с точкой и "ра’": это - мишень, то, во что стреляют.
1602 - Анас (Р) говорил, что Посланник Аллаха (С) запретил морить животных. Это означает: держать их взаперти до смерти.
1603 - Абу ‘Али Сувайд бин Мукаррин (Р) рассказывал: Я был одним из семи из бани Муккарин, и у нас была только одна служанка. Младший из нас бил ее, и Посланник Аллаха (С) приказал нам освободить ее. Это поведал Муслим. В одном из рассказов говотирся: седьмым из моих братьев.
1606 - Хишам бин Хаким бин Хизам (Р) поведал, что как-то в аш-Шаме он проезжал мимо каких-то набатеев: их поставили на солнце, а на голову им лили масло. И он спросил: Что это? Ответили: Их подвергают мучению за харадж. В одном из рассказов сказано: Их
поместили в заключение за джизью. И Хишам сказал: Я свидетельствую, что слышал, как Посланник Аллаха (С) сказал: Поистине, Аллах подвергает пытке тех, кто мучает людей в этом мире. И пошел к правителю и рассказал ему об этом. Тот отдал приказание относительно них, и их отпустили. Это поведал Муслим.
"Ал-анбат" - крестьяне-не арабы.
1608 - Он же (Ибн ‘Аббас) сообщал, что как-то мимо Пророка (С) проходил осел, у которого на морде было выжжено клеймо, н он сказал: Да проклянет Аллах того, кто поставил на нем это клеймо!
В одном из рассказов Муслима также говорится: Посланник Аллаха (С) запретил бить по лицу и ставить клеймо на морде.
271 - Глава о запрещении пытать огнем любую живую тварь, даже муравья и подобных ему
1610 - Ибн Мас’уд (Р) передавал: Мы были как-то в походе с Посланником Аллаха (С), и он отлучился по какой-то своей надобности. А мы увидели красную птицу (хуммара) с двумя птенцами и забрал птенцов. Птица же прилетела и стала бить крыльями. Потом пришел Пророк (С) испросил: Кто ее обидел,забрав ее птенцов? Верните ей птенцов ее! И он увидел сожженый нами муравейник и спросил: Кто сжег его? Мыответили: Мы. Он тогда сказал: Поистине, никому не следует пытать огнем, но только Господину огня. Это поведал Абу Давуд с верным иснадом.
Его слова "карйат ан-’намл" означают: жилище муравьев вместе с муравьями.
272 - Глава о запрещении богатому задерживать возвращение того имущества, которое потребовал вернуть его хозяин
Сказал Аллах Всевышний: Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его (4:61/58). Сказал Всевышний: А если кто-нибудь из вас доверяет другому, то пусть возвращает тот, которому доверено, свой залог (2:283).
1611 - Абу Хурайра (Р) говорил, что Посланник Аллаха (С) сказал: Когда богатый задерживает [возврат долга] - это несправедливо. И пусть тот, чей долг взят на себя состоятельным человеком, согласится с этим.
Значение "утби’а" - передан, переведен.
273 - Глава об осуждении того, кто забирает назад подарок, не вручив его одаряемому, и подарок, который он дарит своим детям, вручив или не вручив его, и об осуждении того, когда он покупает что-то из того, что пожертвовано в качестве милостыни, у того, кому это пожертвовано, или получает это из благотворительной (закат) или искупительной (каффара) милостыни. Не беда, если он покупает это у другого человека, к которому это перешло (от прежнего владельца)
1612 - Ибн ‘Аббас (Р) рассказывал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Тот, кто забирает назад свой подарок, - как собака, которая вновь поедает свою рвотину.
В одном из рассказов говорится: Тот, кто забирает назад свою
милостюню, подобен собаке, которая блюет, затем возвращается к своей рвотине и поедает ее.
В одном из рассказов говорится: Забирающий назад свой подарок подобен вновь поедающему свою рвотину.
274 - Глава, подтверждающая, что имущество сироты - запретно
Сказал Аллах Всевышний: Поистине, те, которые пожирают имущество сирот по несправедливости, пожирают в своем чреве огонь, и будут они гореть в пламени! (4:10/11) Сказал Всевышний: И не приближайтесь к имуществу сироты, иначе как с тем, что лучше
(6:153/152).Сказал Всевышний: И спрашивают они тебя о сиротах . Скажи: "Совершение благого им - хорошо". А если вы смешаетесь с ними, то они - ваши братья; Аллах распознает творящего нечестие от творящего благо (2:218-219/220).
1614 -Абу Хурайра (Р) говорил, что Пророк (С) сказал: Избегайте семи смертных грехов. Спросили: О Посланник Аллаха, а каковы они? И он ответил: Многобожие, колдовство, убийство того, чью жизнь сделал неприкосновенной Аллах, разве что по праву,
ростовщичество, пожирание имушествд сироты, бегство в день наступления [на врага], клевета на целомудренных, но беспечных верующих женщин.
"Ал'-мубикат" - смертные грехи.
275 - Глава о строгом запрещении ростовщичества
Сказал Аллах Всевышний: Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого подвергает сатана своим прикосновением. Это - за то, что они говорили: "Ведь торговля - то же, что рост". А Аллах разрешил торговлю и запретил рост. К кому приходит увещание от его Господа и он удержится, тому прощено, что предшествовало: дело его принадлежит Аллаху! А кто повторит, те - обитателя огня, они в нем вечно пребывают! Уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню, - и до слов Всевышнего: О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставьте то, что осталось из роста (2:276-278/275-278).
Что же касается хадисов, то их много в "Ас-Сахих" и они известны. В их числе - хадис Абу Хурайры, приведенный в предыдущей главе.
1615 - Ибн Мас’уд (Р) сообщал: Посланник Аллаха (С) проклинал пожирающего рост и то, что он пожирает. Это поведал Муслим. Ат-Тирмизи и другие добавляли: и его свидетелей, и его писца.
276 - Глава о запрещении лицемерия
Сказал Аллах Всевышний: И было им повелено только поклоняться Аллаху, очищая пред Ним религию, как ханифы (98:4/5). Сказал Всевышний: Не делайте тщетными ваши милостыми попреком и обидой, как тот, кто тратит свое имущество из лицемерия перед людьми (2:26б/264) Сказал Всевышний: делая вид пред людьми, и вспоминают Аллаха только мало (4:141/142).
1616 - Абу Хурайра (Р) поведал: Я слышал, как Посланник Аллаха (С) сказал: Аллах Всевышний сказал: Мне нет дела до многобожников и того, что они придают Мне в сотоварищи. Если кто-либо делает что-то, в чем он придает Мне сотоварищей кроме Меня, Я оставляю его и то, что он придает Мне в сотоварищи. Это поведал Муслим.
1617 - Он же (Абу Хурайра) говорил: Я слышал, как Посланник Аллаха (С) сказал: Первым из людей, кто будет судим в судный день будет человек, павший в бою. Он будет приведен,
Он будет приведен, и Аллах покажет ему его благо, и тот увидит его, и Он спросит: Что ты сдалал ради того, чтобы получить это? Тот ответит: Я сражался ради Тебя, пока не был
убит. И Он скажет: Ты солгал. На самом деле ты сражался ради того, чтобы сказали: Храбрец! А это уже было сказано. И будет даже повеление относительно него, и его потащат за лицо, пока не бросят в огонь. Затем приведут человека, приобретшего знания и учившего им, и читавшего Коран. Он покажет ему его награду, и тот увидит ее. Н Он
спросит: Что ты сделал ради нее? Тот ответит: Я приобрел знания и учил им, и я читал Коран ради Тебя. Он скажет: Ты солгал. Не самом деле ты учисля, чтобы сказали: Ученый! А Коран ты читал, чтобы сказали: Чтец! И это уже было сказано. Затем будет дано распоряжение относительно него, и его потащат за лицо, пока не бросят в огонь. И приведут человека, которого Аллах сделал самостоятельным и дал ему разного имущества. И Он покажет ему его благодеяние, и тот увидит его.