Глава о правилах приветствия
857 - Абу Хурайра (Р) сообщал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Всадник приветствует идущего пешком, пешеход - сидящего, а те, кого мало - тех, кого много.
В одном же из рассказов ал-Бухари говорится: а малый - большого.
858 - Абу Умама Судай бин 'Аджлан ал-Бахили (Р) передавал, что Посланник Аллаха (С) говорил: Поистине, первым при Аллахе будет тот из людей, кто опережает их всех в приветствии. Это поведал Абу Давуд с хорошим иснадом. Это же пересказывал со слов Абу Умамы (Р) ат-Тирмизи: спросили: О Посланник Аллаха, встречаются два человека, кто из них первым начинает приветствие? Он ответил: Тот из них, кто ближе к Аллаху Всевышнему. Ат-Тирмизи сказал: Это - хороший хадис.
Глава о предпочтительности приветствия, когда заходишь в свой дом
Сказал Аллах Всевышний: А когда вы войдете в дома, то приветствуйте друг друга приветствием от Аллаха, благословенным, благим (24:61).
861 - Анас (Р) говорил: Посланник Аллаха (С) сказал мне: Сынок, когда ты входишь к своей семье, поприветствуй их. Тогда благословение будет и на тебе, и на людях дома твоего. Это поведал ат-Тирмизи и сказал: Хороший, верный хадис.
Глава о приветствии детям
862 - Анас (Р) говорил, что он проходил мимо каких-то детей, Он поприветствовал их и сказал: Так делал Посланник Аллаха (С).
133 - Глава о приветствии мужчины для его жены и женщины из числа тех, что запретны для него, для чужой женщины и чужих женщин, в отношении которых он не боится соблазна, и об их приветствии при этом же условии
863 - Сахл бин Са’д (Р) рассказывал: Среди нас была одна женщина - а в одном из рассказов: была у нас одна старуха, которая брала корневища свеклы и кидала их в котел, и она молола зерна ячменя. А когда совершив пятничную молитву мы расходились, мы приветствовали ее, а она предлагала нам это кушанье, Это поведал ал-Бухари. Его слова "чукаркику" - т.е, молола.
865 -Асма’ бинт Йазид (Р) поведала: Пророк (С) проходил мимо нас, женщин, и поприветствовал нас.
Это передавали Абу Давуд и ат-Тирмизи, сказавший: Хороший хадис. Это - рассказ Абу Давуда. А вот рассказ ат-Тирмизи: В один из дней Посланник Аллаха (С) проходил через мечеть, где сидели несколько женщин, и он вытянул руку в знак приветствия.
Глава о том, что нам запрещается первыми приветствовать неверного, о том, как отвечать на их приветствия и о предпочтительности обращения с приветствием к собранию, в котором и мусульмане, и неверные
867 - Анас (Р) сообщал, что Посланник Аллаха (С) говорил: Если люди писания говорят "Мир вам", скажите: И вам.
668 - Усама (Р) рассказывал, что Пророк проходил однажды мимо собрания,где перемешались мусульмане и многобожники - идолопоклонники и иудеи, и Пророк (С) поприветствовал их.
Глава о желательности приветствия, когда встаешь, уходя из собрания и покидаешь сидящих или сидящего там
869 - Абу Хурайра (Р) передавал, что Посланник Аллаха сказал: Если кто-либо из вас пришел в собрание, пусть произнесет приветствие. А если он захотел уйти, пусть опять произнесет приветствие, ибо первое из них - не более достойно, чем последнее. Это поведали Абу Давуд и ат-Тирмизи, который сказал: Хороший хадис.
136 - Глава о просьбе о разрешении войти и о правилах всего
Сказал Аллах Всевышний: О вы, которые уверовали, не входите в дома, кроме ваших домов, пока не спросите позволения и пожелаете мира обитателям их (24:27). Сказал Всевышний: А когда дети у вас достигнут зрелости, то пусть они просят позволения, как просили те, что домах (24:58/59).
870 - Абу Муса ал-Аш’ари (Р) сообщал, что Посланник Аллаха (С) говорил: Просить разрешения войти надо трижды. Если тебе разрешено войти - входи, а сели нет, то возвращайся.
871 - Сахл бин Са’д (Р) говорил, что Посланник Аллаха (С) сказал: Поистине, просьба о разрешении войти сделана обязательной для того, чтобы взгляд постороннего не проникал в жилище без разрешения.
873 - Килда бин ал-Ханбал (Р) рассказывал: Как-то раз я пришел к Пророку (С). Я вошел, не поприветствовав его. Пророк же сказал: Вернись,скажи: Мир вам, а тогда войди. Это поведали Абу Давуд и ат-Тирмизи, сказавший: Хороший хадис.
137 - Глава о разъяснении того, что когда спрашивающего позволения войти вопрошают: Кто ты? То правильным является сказать: Такой-то. И назвать себя известным именем или куньей, и об осуждении ответа: Я, и подобного этому.
877 - Джабир (Р) поведал: Я пришел к Пророку (С) и толкнул дверь. А он спросил: Кто это? Я ответил: Я. А он переспросил: Я, я? Как будто ему не понравилось это.
Глава об одобрении пожелания здоровья чихнувшему, если тот восславил Аллаха Всевышнего, об осуждении пожелания ему здоровья, если он не восславил Аллаха Всевышнего, и о разъяснении правил поведения при пожелании здоровья чихнувшему, чихании и зевоте
878 – Абу Хурайра (Р) передавал, что Пророк (С) говорил: Поистине, Аллах любит чихание и не любит зевоту. И если кто-либо из вас чихнул и восславил Аллаха Всевышнего, то у каждого мусульманина, который услышал это, есть право сказать: Да смилуется над тобой Аллах! Что же касается зевоты, то она - от шайтана. И если кто-либо из вас испытывает желание зевнуть, пусть как только может противится этому. Поистине, если кто-то из вас зевнул, шайтан посмеялся над ним. Это поведал ал-Бухари.
879 - Он же, Абу Хурайра (Р) рассказывал, что Пророк (С) сказал: Если кто-то из вас чихнул, пусть скажет: Хвала Аллаху! И пусть брат его, или друг его скажет ему: Да пусть смилуется над тобой Аллах! Если же ему сказали: Да смилуется над тобой Аллах! - пусть ответит: Да направит Аллах вас на верный путь и да улучшит ваше состояние. Это поведал ал-Бухари.
880 - Абу Муса (Р) сообщал: Я слышал, как Посланник Аллаха (С) говорил: Если кто-то из вас чихнул и восславил Аллаха, пожелайте ему здоровья, а если он не восславил Аллаха, то не желайте ему здоровья. Это поведал Муслим.
881 - Анас (Р) говорил: Два каких-то человека чихнули при Пророке (С), и он пожелал здоровья одному из них и не пожелал другому. И тот, кому он не пожелал здоровья спросил: Такой-то чихнул, и ты пожелал ему здоровья, а я чихнул, и ты мне здоровья не пожелал? И он сказал: Этот восславил Аллаха, а ты Аллаха не восславил.
Глава о том, что предпочтительным при встрече является рукопожатие и приветливое выражение лица, поцелуй руки благочестивого человека, поцеловать ребенка из снисхождения, обнять возвращающегося из путешествия и о неодобрении отведения взора при встрече
885 - Абу ал-Хаттаб Катада поведал: Я спросил Анаса: Было ли среди сподвижников Посланника Аллаха (С) распространено рукопожатие? Он ответил: Да. Это поведал ал-Бухари.
886 - Анас (С) рассказывал: Когда прибыли йеменцы. Посланник Аллаха (С) сказал: К вам прибыли йеменцы, н они первые, кто прибыл с рукопожатием. Это поведал Абу Давуд с верным иснадом.
887- Ал-Бара’ (Р) говорил, что Посланник Аллаха (С) сказал: Если двое мусульман встречаются и пожимают друг другу руки, то они непременно бывают прошены, прежде чем расстанутся. Это поведал Абу Давуд.
888 - Анас (Р) поведал: Один человек спросил: О Посланник Аллаха! Когда кто-то из нас встречает своего брата или друга, должен ли он поклониться ему? Тот ответил: Нет! Он спросил: А должен ли он поцеловать и обнять его? Тот ответил: Нет! Он спросил: А взять руку и пожать ее? И тот ответил: Да. Это поведал Абу Давуд.
893 - ‘А’иша (Р) рассказывала: Зайд бин Хариса прибыл в Медину, а Посланник Аллаха (С) был в моем доме. Он пришел к нему и постучал в дверь. И Пророк (С) вышел к нему, волоча платье свое, он обнял и поцеловал его. Это поведал ат-Тирмизи и сказал: Хороший хадис.
892 –Абу Зарр (Р) сообщал: Посланник Аллаха (С) сказал мне: Не пренебрегай ничем из благодеяний, даже тем, чтобы встретить брата своего с веселым лицом. Это поведал Муслим.
893 -АбуХурайра (Р) передавал: Пророк (С) поцеловал ал-Хасана 6ин ‘Али (Р), а ал-’Акра бин Хабис сказал: Поистине, у меня - десять детей, но я не целовал никого из них. Посланник Аллаха (С) сказал: Кто не проявляет милосердия, тот милосердия и не получите.
140 - Книга о посещении больного, проводах покойника и молитве о нем, о присутствии на его похоронах и пребывании у его могилы после его погребения
894 -Ал-Бара’ бин 'Азиб (Р) поведал: Посланник Аллаха (С) поведал нам навещать больного, провожать покойника, желать здоровья чихнувшему, выполнять клятву, помогать обиженному, отвечать зовущему и распространять приветствия.
895 - Абу Хурайра (Р) сообщал, что Посланник Аллаха (С) сказал: У мусульманина по отношению к мусульманину - пять прав: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать покойника, отвечать на приглашение и желать здоровья чиoнoвшему.
896 - Он же, Абу Хурайра, говорил: Посланник Аллаха (С) сказал: Поистине, Аллах Великий, Всемогущий скажет в судный день: О сын Адама! Я болел, а ты не навестил Меня! Тот ответит: О Господин! Как я мог навестить Тебя, когда Ты - Господин миров? Тот скажет: Не знал ли ты, что раб Мой такой-то болен, а ты не навестил его? Не знал ли ты, что если бы ты навестил его, ты нашел бы Меня подле него? О сын Адама! Я просил тебя о пище, и ты не дал Мне пропитания! Тот скажет: О Господи! Как я могу дать Тебе пропитание, когда ты - Господин миров? Он же ответит: А не знал ли ты , что раб Мой такой-то просил тебя о пище, а ты не дал ему пропитания? Не знал ли ты, что если бы ты накормил его, ты нашел бы награду за это у Меня? О сын Адама! Я просил тебя о воде, но ты не напоил меня’ Тот скажет: О Господи! Как мог я напоить Тебя, когда Ты - Господин миров? Он же ответит: Тебя просил о воде раб Мой такой-то, а ты не напоил его! Или ты не знал, что если бы ты напоил его, ты нашел бы награду за это у Меня? Это поведал Муслим.
897 –Абу Муса (Р) передавал: Посланник Аллаха (С) сказал: Навещайте больного, давайте пищу голодному и освобождайте пленника. Это поведал ал-Бухари.
"Ал-’ани" - пленник.
898 - Саубан (Р) поведал, что Пророк (С) сказал: Поистине, если мусульманин навещает своего брата-мусульманина, то он пребывает среди райских хурфа, пока не вернется от навещаемого. Спросили: О Посланник Аллаха, а что такое райские хурфа? И он сказал: Его плоды. Это поведал Муслим.
899.- ‘Али (Р) рассказывал: Я слышал, как Посланник Аллаха (С) сказал: Какой бы мусульманин не навестил мусульманина утром, семьдесят тысяч ангелов непременно молятся за него, пока не наступит вечер. А сели он навещает его вечером, то семьдесят тысяч ангелов молятся за него, пока не наступит утро. В раю же для него – плодовые деревья (хариф). Это поведал ат-Тирмизи и сказал: Хороший хадис.
"Хариф" - де-Самар ал-махруф, т.е. - с плодами.