Глава о том, чтобы стоять прямо.
Сказал Аллах Всевышний: “Стой же прямо, как тебе повелено”. (11:114/112). Сказал Всевышний: “Поистине те, которые говорят: “Господь - наш Аллах”, а потом стоят прямо, на них нисходят ангелы. Не бойтесь и не печальтесь, и радуйтесь раю, который вам обещан! Мы - наши друзья в здешней жизни и в будущей. Для вас там то, что пожелают ваши душу, и для вас там то, что вы потребуете, как прием от прощающего, милостивого”(41:30-32). Сказал Всевышний: “Поистине те, которые говорят: “Господь наш -Аллах”, а потом стоят прямо, - нет страха над ними и не будут они опечалены. Эти - обладатели рая, они в нем вечно пребывают в воздаянии за то, что они делали”(26:12-13/13-14).
85 - Абу Амр (Р) ( говорят также Абу Амра Суфйан бин Абдаллах (Р) ) рассказывал: “Я просил: “О, Посланник Аллаха! Скажи мне об Исламе что-нибудь такое, чтобы я больше не спрашивал о нем никого, кроме тебя”. И он сказал: “Скажи: “Я уверовал в Аллаха”, и стой прямо”.
Глава о размышлении о величии творений Аллаха Всевышнего, о конечности ближней жизни и о страхах последней жизни и всех ее обстоятельствах, о небрежении к душе, о ее исправлении и побуждении ее к правильному.
Сказал Аллах Всевышний: “Я увещеваю вас только об одном, чтобы вы стояли перед Аллахом по двое и по одному, потом вы размыслите” (34:45/46). Сказал Всевышний: “Поистине, в создании небес и земли и в смене ночи и дня - знамения для обладающих умом, - тех, которые поминают Аллаха, стоя, сидя и на своих боках, и размышляют о сотворении небес и земли: “Господи наш! Не создал Ты этого попусту. Хвала тебе!(3:187-188/190-191). Сказал Всевышний: “Разве они не посмотрят на верблюдов, как они созданы, и на небо, как оно возвышено, и на горы, как они водружены, и на землю, как она распростерта. Напоминай же , ведь ты - только напоминатель!” (89:17-21). Сказал Всевышний: “Разве они не ходили по земле и не видели”. (47:11/10). В этой главе много айатов.
А среди хадисов - предыдущий хадис “Тот мудрый , кто обуздал себя” (66).
ГЛАВА ОБ УСТРЕМЛЕНИИ К БЛАГИМ ДЕЛАМ, О ПОБУЖДЕНИИ ТОГО, КТО СТРЕМИТСЯ К ДОБРУ, ИДТИ К НЕМУ ДО КОНЦА, БЕЗ КОЛЕБАНИЙ
Сказал Аллах Всевышний: “Старайтесь же опередить aруг друга в добрых делах!” (2:143/148). Сказал Всевышний: “И устремляйтесь к прощению от вашего Господа и к раю, ширина которого - небеса и земля, уготованному для богобоязненных” (3:127/133).
Что же касается хадисов, то
90 - четвертый: Абу Хурайра (Р) передавал: “К Пророку (С) пришел один человек и спросил: “О, Посланник Аллаха! За какую милостыню наибольшая награда?” Тот ответил: “Когда подаешь милостыню пребывая в здравии, когда беден, боишься нищеты и надеешься на богатство. Не оттягивай же это дело до тех пор, когда (душа твоя) подойдет к горлу и ты скажешь: “Это - тому-то, а это - тому-то, ибо это уже принадлежит такому-то.”
“Ал-хулкум” - горло, через которое проходит душа. “Ал-мари” - через которое проходят еда и питье.
93 - седьмой: Абу Хурайра (Р) поведал, что Посланник Аллаха сказал: “Поспешайте с делами ‘. Или вы ждете наступления чего-либо из семи: бедности, которая заставит забыть, или развращающего богатства, или разлагающей болезни, или старости с ее бредом, или скоропостижной смерти, или антихриста (ибо следует ждать зла, которого пока нет), или Часа страшного ? А этот час - горек, страшен!” Это поведал ат-Тирмизи и сказал: “Хороший хадис”.
‘) -т.е. “спешите совершать добрые дела”.
Глава об усердии.
Сказал Аллах Всевышний: “А тех, которые усердствовали за Нас, Мы поведем их по Нашим путям. Поистине, Аллах, конечно с добродеющими!” (29:69). Сказал Всевышний: “И служи Господу твоему, пока не придет к тебе несомненность! (15:99). Сказал Всевышний: “И поминай имя Господа твоего и устремись к Нему всем устремлением” (73:8). Сказал Всевышний: “ И кто сделал на вес пылинки добра, увидит его” (99:7). Сказал Всевышний: “Что вы уготовите вперед добра для самих себя, найдете это у Аллаха лучшим и большeм по награде” (74:20). Сказал Всевышний: “Чтобы вы ни издержали из добра, поистине, Аллах про это знает!” (2:274/273). В этой главе много известных айатов.
Что же касается хадисов,
95 - то вот первый: Абу Хурайра (Р) сообщал: “Посланник Аллаха (Р) скaзал: “Поистине, Аллах Всевышний сказал: “ Кто враждует с кем-то из Моих последователей, тому Я объявляю войну. Раб Мой будет приближаться ко Мне, исполняя то, что любо Мне, из того, что Я вменил ему, будет раб Мой продолжать приближаться ко Мне посредством дополнительных молитв, пока Я не полюблю его. А если Я полюблю его, что стану слухом его, которым он слышит, зрением его, которым он видит, рукой его, которой он хватает, ногами его, которыми он ходит. И если попросит он Меня, то дам ему, а если обратится за защитой ко Мне, то защищу его”.
“Азантуху” - я уведомил его, что я воюю с ним. “Иста азани” употребляют с “нун” или “ба”.
96 - второй: Анас (Р) говорил, что когда Пророк(С) передавал слова Господа своего Великого, Всемогущего, он сказал: “Если раб Мой приблизится ко мне на пядь, Я приблизился к нему на локоть, а если он приблизится ко Мне на локоть, то Я приблизился к нему на сажень. И если он идет ко Мне шагом, то Я иду к нему бегом”. Это поведал ал-Бухари.
97 - третий: Ибн Аббас (Р) рассказывал: “Посланник Аллаха (С) сказал: “Есть два блага, которыми обделены многие из людей _ здоровье и богатство”. Это поведал ал-Бухари.
98 -четвертый: “А иша (Р) поведала: “Пророк (С) обычно выстаивал молитву ночью так долго, что даже кожа у него на ногах трескалась. И я сказала ему: “Не делай этого, о Посланник Аллаха, ибо Аллах уже простил тебе грехи твои - те, что уже были и те, что еще будут”. Он отвечал: “Нет же, мне любо быть благодарным рабом Господа!” Это пересказал ал-Бухари, и подобное этому содержится в “Ас-сахихайн” в рассказе ал-Мугира бин йу ба.
99 - пятый: А иша (Р) сообщала: “Когда наступали последние десять дней поста, Посланник Аллаха (С) обычно не спал ночью, он будил домочадцев своих, он был усерден в этом и накрепко затягивал плащ”.
Следует понимать : “ал-ашр” - последние дни месяца Рамадан. “Ал-ми зар” - плащ, покрывало. Подразумевается то, что он избегал женщин. Говорят следует понимать это так, что он начинал с рвением поклоняться Аллаху. Говорят: я затянул свое покрывало для этого дела, т.е. я приступил к нему с рвением, целиком посвятил себя ему.
100 - шестой: Абу Хурайра (Р) передавал: “Посланник Аллаха (С) сказал: “Тот верующий, что силен, лучше для Аллаха и более люб Ему, чем верующий, который слаб, но вера каждого из них - благо. Оберегай же то, что приносит тебе пользу, позаботься об Аллахе и не будь слабым. А если что-то приключилось с тобой, то не говори: “Если бы я поступил иначе, было бы то-то и то-то”. Но скажи: “Так предопределил Аллах, и сделал то, что пожелал”. Ибо слова “если бы” открывают дорогу делам шайтана”. Это поведал Муслим.
101 - седьмой: Он же (Абу Хурайра) поведал, что Посланник Аллаха (С) сказал: “Огонь скрывается за наслаждениями, а рай скрыт за неприятностями”.
В рассказе же Муслима говорится: “спрятан” (хуффат) вместо “скрывается” (худжибат), и это означает то же самое - т.е. между им и ним - преграда, и если он сделает это, то попадет туда.
104 - десятый: Анас (Р) рассказывал, что Посланник Аллаха (С) сказал: “Три вещи следует за покойным: семья его, имущество его и его дела. Двое возвращаются, а одно остается: его семья и его имущество возвращается, а дело его остается”.
105 - одиннадцатый: Ибн Мас уд (Р) сообщал: “Пророк (С) сказал: “Рай ближе к любому из вас, чем шнурок из сандалии, но и огонь - так же.” Это поведал ал-Бухари.
107 - тринадцатый: тринадцатый: Абу Абдаллах ( говорят также Абу Абд ар-Рахман) Саубан, вольноотпущенник Посланника Аллаха (С), говорил: “Я слышал, как Посланник Аллаха (С) сказал: “Ты должен увеличивать число поклонов. За каждый твой поклон Аллаху, Аллах поднимает тебя на одну ступень и снимает с тебя один твой грех”. Это поведал Муслим.
108 - четырнадцатый: Абу Сафван Абдаллах бин Буср ал-Аслами (Р) поведал: “Посланник Аллаха (С) сказал: “Лучший из людей тот, кто прожил долго и чьи дела хороши.” Это поведал ат-Тирмизи и сказал: “Хороший хадис”.
“Буср” - с даммой над “ба” и “син” без точек.
110 - шестнадцатый: Абу Мас уд Укба бин Амр ал-Ансари ай-Вадри (Р) передавал: “Мы носили поклажу на своих спинах, когда был ниспослан айат о милостыни. Один человек пришел и пожертвовал что-то в качестве милостыни в большом количестве. И сказали: “Лицемер!” И пришел другой человек и пожертвовал малую толику, и сказали: “Поистине, Аллах не нуждается в этом малом!” И был ниспослан айат: “Те, которые порицают добровольцев из верующих за милостыни и тех, которые находят, что дать, только по своему усердию” (9:80/79).
“Ва-нухамил” с даммой над “нун” и “ха” без точек, т.е. мы переносили поклажу на своих спинах за вознаграждение, из которого мы подавали милостыню”.
111 - семнадцатый: Са ид бин абд ал- Азиз рассказывал со слов Раби а бин Йазида, а тот со слов Абу Идриса ал-Хаулани, а тот - со слов Абу Зарра Джундуба бин Джунады (Р), что когда Пророк (С) передавал слова Аллаха Всевышнего, Всеблагого, он сказал: “О, рабы Мои, Я запретил зло для самого себя и сделал его запретным между вами: так не творите зла! О, рабы Мои, любой из вас заблуждается кроме того, кого Я повел правильным путем: так просите Меня наставить на путь истинный, и Я поведу вас по нему. О, рабы мои, любой из вас голоден, кроме того, кого накормил Я. Так просите Меня о пропитании , и Я дам вам его! О, рабы мои, любой из вас нагой, кроме того, кого одел Я. Так просите Меня об одеянии, и Я одену вас! О, рабы мои, поистине вы грешите и днем, и ночью, а Я прощаю все грехи. Так просите Меня о прощении, и Я прощу вам! О, рабы мои, поистине, вы не сможете причинить Мне вреда, но вредите Мне, вы не можете принести Мне пользы, но пытаетесь быть полезными Мне. О, рабы Мои, если бы первый из вас и последний из вас, люди и джинны, были бы как один человек, самый благочестивый из вас, это ничего не добавило бы царству Моему. О, рабы Мои, если бы первый из вас и последний из вас, люди и джинны , были как один человек, самый нечестивый из вас, это ничего не убавило бы от царство Моего. О, рабы Мои, если бы первый из вас и последний из вас, люди и джинны, встали бы в одном месте и попросили бы Меня, а я бы дал каждому человеку то, о чем он просил, то это не уменьшило бы того, что есть у Меня, разве что подобно тому, как уменьшится море, если в него попадает иголка. О, рабы Мои, поистине, делам вашим веду Я счет, за них вам и воздам. Тот, кто обретет благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто получит нечто иное, пусть винит лишь себя самого”. Са ид говорит: “Когда Абу Идрис рассказывал этот хадис, он вставал на колени”. Это поведал Муслим. Мы же пересказали его со слов Имама Ахмада бин Ханбала ( да смилуется над ним Аллах!), который говорил: “Для жителей аш-Шама нет более почитаемого хадиса, чем этот.