Раздел 2. Анализ окружающей среды предприятия
Сила 1. Угроза появления новых конкурентов.
Возникновение новых конкурентов в отрасли не представляет собой потенциальную угрозу для деятельности предприятия ПАТ «Росава», поскольку рынок шинной продукции в Украине практически полностью сформирован. Основными импортёрами легковых шин в Украину являются Россия и Беларусь. Украинский производитель шин на рынке предоставлен двумя предприятиями: ПАТ «Росава» и ОАО "Днепрошина".Они относится к крупным предприятиям и выпускает крупносерийную продукцию, что позволяет уменьшить себестоимость каждой новой единицы продукции в условиях широкомасштабного производства. Поскольку предприятия функционируют уже много лет на рынке, они имеют преимущества, в случае появления нового конкурента: сокращение себестоимости в результате использования накопленного опыта, приверженность покупателя к товарным маркам известных фирм, продукцией которых он уже пользовался. Вновь пришедшей на рынок фирме весьма сложно заинтересовать клиентов и отвоевать часть рынка у зарекомендовавших себя фирм. Вход в данную отрасль характеризуется большим объемом капиталовложений и инвестиций, что также может быть сдерживающим фактором. Формирование каналов сбыта – серьезная проблема для новых конкурентов.
Политика государства – для правовой деятельности предприятий необходимо получение лицензии, продукция должна быть сертифицированная, на импортную продукцию устанавливаются квоты. Государство жестко следит за соблюдением нормативов загрязнения окружающей среды. К примеру, в 2007г. была остановлена деятельность ООО «Украинский завод сверхкрупногабаритных шин» в связи с образованием промышленных отходов.
Сила 2. Угроза появления товаров-субститутов.
Под субститутом понимается товар, отвечающий тем же потребностям, что и конкретный товар, производимый в данной отрасли. Товаров-субститутов шинам пока еще нет, поэтому они не представляют реальной угрозы для рассматриваемого предприятия. Рассмотрим наличие субститутов по статьям калькуляции себестоимости продукции.
МАТЕРИАЛ | СУБСТИТУТЫ |
Натуральный каучук | |
Синтетический каучук | Натуральный каучук |
Техуглерод | Кремниевая кислота |
Металлокорд | Полимерный корд |
Текстильный корд | Хлопчатобумажный корд |
Хим. сырье |
Переход от синтетического к натуральному каучуку значительно повысит себестоимость шин, не значительно повышая при этом качество продукции.
Кремниевая кислота дешевле техуглерода, но ее использование ухудшает прочность резины, и полностью отказаться от его использования в настоящее время не представляется возможным.
Частичное использование полимерного и хлопчатобумажный корда снизит себестоимость, при этом значительно ухудшиться качество продукции. Полностью отказаться от металлокорда и текстильного корда не представляется возможным.
Сила 3. Способность покупателей диктовать свои условия.
Как внутренний, так и внешние шинные рынки характеризуются достаточно низким уровнем зависимости спроса от цены. Однако, учитывая наличие большого количества производителей, которое приводит к превалированию предложения над спросом, возможность предлагать свою продукцию ниже цен конкурентов (при условии других ровных или похожих характеристик товара) является основополагающим конкурентным преимуществом. Во многом предприятие зависит от покупателя, поскольку представленные на рынке товары являются более или менее стандартными; это расширяет выбор клиента, позволяя ему легко и без каких-либо потерь переключаться с одного продавца на другого.
Сила 4. Способность поставщиков диктовать свои условия.
В работе компании наблюдается сильная зависимость от поставщиков: своевременности и объему снабжений. Кроме сыръевой привъязки, вся без исключения химическая промышленность зависит от стоимости энергоносителей, большая часть которых, поставляется Россией. Каучук, металлокорд и текстильный корд в основном поставляються из России,а техуглерод и хим. сырье – украинскими производителями. Привъязка к российским источникам сырья, приводит к тому, что стоимость национальной продукции будет несколько дороже российских аналогов. Причина этого – отсутствие в Украине полного цикла производства шин.