Миссия, видение, цели и стратегические приоритеты организации. Дерево целей
Миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
37.1.1.1 Обычно определение миссии организации преследует решение следующих задач:
§ выявить область активных действий организации и отсечь пути развития, которые ведут в никуда;
§ определить основные принципы конкурентной борьбы;
§ выработать общую базу для разработки целей организации;
§ выработать концепцию деятельности, вдохновляющую сотрудников организации.
Цели миссии — это видение того, что из себя должна представлять организация или за что она должна бороться. В них должны быть отражены интересы всех групп влияния или различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования (собственники, менеджеры, сотрудники и рабочие, потребители, поставщики, банки, правительственные учреждения, и др.).
При разработке миссии учитываются следующие группы факторов:
1. История возникновения и развития организации, ее традиций, достижений и промахов, сложившийся имидж.
2. Существующий стиль поведения и способ действия собственников и руководителей.
3. Ресурсы, т. е. все то, чем организация может управлять: наличные денежные средства, признанные продуктовые марки, уникальные технологии, талант сотрудников и т. п.
4. Окружающая среда, представляющая совокупность всех факторов, которые воздействуют на возможности организации достигать своих целей с помощью выбранных стратегий.
5. Отличительные достоинства, которыми обладает организация.
Например, миссия гостиничной компании "Марриот" формулируется следующим образом: "Мы стремимся быть лучшими в мире по обеспечению пребывания и пищей наших клиентов путем поощрения персонала предоставлять клиентам необыкновенные услуги и соблюдать интересы акционеров".
Следование приведенным выше правилам — весьма сложная задача. Это является одной из главных причин того, что далеко не все организации имеют четко сформулированные миссии, а некоторые их просто не имеют.
Цели организации
Главная исходная база для формирования целей организации — маркетинг и нововведения. Именно в данных областях находятся те ценности организации, за которые готов платить потребитель. Если организация не в состоянии на хорошем уровне сегодня и завтра удовлетворить запросы потребителей, то у нее не будет и прибыли. В других областях деятельности (производстве, кадрах и др.) цели представляют ценность только в той мере, в какой они улучшают возможности организации удовлетворять запросы потребителей и осуществлять нововведения (инновации).
37.2.1.1 Можно выделить шесть типов целей:
1. Достижение определенных значений показателя рыночной доли.
2. Инновационные цели. Без разработки новых продуктов и предоставления новых услуг организация очень быстро может быть выбита конкурентами из борьбы. Примером цели данного типа может быть: 50% объема продаж должно быть обеспечено за счет продукции и услуг, внедренных за последние пять лет.
3. Ресурсные цели характеризуют стремление организации привлекать наиболее ценные ресурсы: квалифицированных сотрудников, капитал, современное оборудование. Эти цели имеют маркетинговый характер. Так, организации конкурируют по привлечению наиболее способных выпускников вузов, розничные торговцы — за лучшее месторасположение торговых точек. В итоге достижение таких результатов создает предпосылки для выполнения других задач.
4. Цели повышения эффективности деятельности. Когда персонал, капитал и производственно-технический потенциал не используются достаточно эффективно, тогда и потребности потребителей будут удовлетворяться недостаточно, или это будет достигнуто за счет чрезмерных затрат ресурсов.
5. Социальные цели направлены на снижение отрицательного воздействия на природную среду, на оказание помощи обществу в решении проблем занятости, в области образования и т. п.
6. Цели получения определенной прибыли могут быть установлены только после формулирования предыдущих целей. Прибыль — это то, что может помочь привлечь капитал и стимулировать желание владельцев разделить риск. Прибыль поэтому лучше рассматривать скорее как ограничительную цель. Минимальная прибыльность необходима для выживания и развития бизнеса.
Итак, дадим определение стратегических приоритетов. Понятие приоритетов несколько отличается от понятия целей.
Цели представляют собой описание желаемого состояния предприятия в долгосрочной перспективе
Множественность целей предприятия делает необходимым выбор приоритетов сформулированных целей в той ситуации, которая складывается во внешней среде, и с теми потенциальными возможностями, которыми обладает предприятие.
Дело в том, что имея достаточно широко сформулированную долгосрочную цель (например, "развитие и рост предприятия"), необходимо определить, как её достигнуть. Такая общая формулировка цели не может быть основой для разработки стратегии. Чтобы разработать стратегию, нужно иметь четко сформулированные цели. Поэтому необходимо конкретизировать цели развития предприятия в долгосрочной перспективе, так, чтобы на их основе могла быть разработана стратегия. Сформулировать такие цели с учетом особенностей ситуации во внешней среде и внутри предприятия -значит определить стратегические приоритеты, являющиеся, по сути, важнейшими для данного предприятия стратегическими целями. Об этом пишут многие исследователи.
Итак, стратегические приоритеты - это важнейшие, четко сформулированные стратегические цели предприятия, которые служат основой для разработки стратегии его развития.
Вопросы выбора стратегических приоритетов предприятия представляется целесообразным рассмотреть в двух плоскостях:
1) в каких областях деятельности предприятия они должны быть установлены,
2) от чего зависит их выбор.