Завершающий и обобщающий этап

3.1 Сбор копий основных нормативно-правовых документов регламентирующих деятельность предприятия, та также текущей рабочей документации;

3.2 Самоанализ процесса формирования общекультурных и профессиональных компетенций;

3.3 Разработка предложений и рекомендаций по итогам прохождения практики.

3.4 Получение справки о прохождении практики и отзыва руководителя практики от предприятия;

3.5 Сдача справки, отзыва и собранных нормативно-правовых и рекламных документов руководителю практики от ВУЗА.

3.6 Подготовка отчета о прохождении практики.

Таблица 2 – График прохождения практики

Недели Дни недели Подготовительный этап Этап научно-исследовательской работы (прохождение практики на объекте) Отчетный этап
Неделя, до начала практики      
1 неделя Пн   Выполнение общего задания и / или индивидуального задания  
Вт    
Ср    
Чт    
Пт    
2 неделя Пн    
Вт    
Ср    
Чт    
Пт    
3 неделя Пн Вт Ср Чт Пт   Выполнение общего задания и / или индивидуального задания  
4 неделя Пн Вт Ср Чт Пт   Выполнение общего задания и / или индивидуального задания  
5 неделя Пн Вт Ср Чт Пт   Выполнение общего задания и / или индивидуального задания  
Неделя, после окончания практики*      

В таблице 3 представлен пример заполнения дневника практики.

Таблица 3 – Дневник прохождения практики

дата Место работы Содержание работы Подпись руководителя
15.03 Дирекция Во время прохождения практики на предприятии ООО «Ростовские Вина», ознакомился с правилами охраны труда и техникой безопасности на предприятии; А также с общей характеристикой деятельности предприятия ООО «Ростовские вина». Совместно с руководителем по практике разработал план прохождения практики.  
16.03 — 19.03 Бухгалтерия Получил навыки работы с бухгалтерской документацией. В частности ознакомился с методами ведения бухгалтерского учета, процессом отражения доходов и расходов в финансовых отчетах предприятия; Получил знания в области оценки финансового состояния предприятия.  
22.03 — 24.03 Отдел кадров Изучил особенности работы отдела кадров на предприятии; Исследовал структуру промышленно-производственного персонала; Изучил систему управления персоналом, а также процесс планирования кадров на предприятии.  
25.03 — 02.04 Отдел маркетинга и менеджмента (отдел сбыта) Ознакомился с системой сбыта и реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках; Рассмотрел особенности ценовых стратегий, разрабатываемых и применяемых сотрудниками отдела маркетинга.  
05.04 — 13.04 Отдел качества (Лаборатория) Во время прохождения практики в данных отделах получил знания в области основных параметров качества.  
14.04 — 23.04 Производственный отдел Ознакомился с деятельностью сотрудников производственных отделов, в частности:
  • Производственного отдела по первичной переработке сырья;
  • Производственного отдела по вторичной обработке сырья;
  • Ознакомился с технологическими процессами переработки сырья, розлива, хранения бутылочного вина;
  • Проанализировал особенности производственной структуры, эффективности работы производственного оборудования.
 

6 Содержание и оформление отчета

Об учебной практике

При оформлении отчета по практике следует руководствоваться действующими в Академии маркетинга и социально-информационных технологий требованиями к оформлению отчёта.

Отчет должен быть оформлен в соответствующем стиле программы Microsoft Office Word с автоматическим оформлением содержания, пере­крестных ссылок на литературу, необходимых гиперссылок и представлен в печатном виде.

Объем отчета о прохождении учебно-ознакомительной практики составляет 20-25 страниц машинописного текста, без учета приложений. Вместе с отчетом сдается характеристика с места прохождения практики, заверенная подписью руководителя организации (предприятия) или начальника подразделения и печатью (Приложение 3). Без характеристики отчет недействителен.

Общие требования к оформлению отчёта:

- поля: левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм; ориентация–книжная (устанавливается на ПК: Файл ® Параметры страницы ® Поля – установить необходимые параметры; ® Применить – «ко всему документу»);

- шрифт– Times New Roman; начертание – обычный, размер (кегель) – 14 пт (пунктов); межстрочный интервал – 1,5; цвет –черный или авто (устанавливается на ПК: Формат ® Шрифт – установить необходимые параметры);

- выравниваниетекста –по ширине; красная (первая) строка –1,25 см; расстояние между абзацами– 0 пт междустрочный интервал –полуторный;(устанавливается на ПК: Формат ® Абзац ® Отступы и интервалы ® установить необходимые параметры)

- расстановка переносов–автоматическая (устанавливается на ПК: Сервис ® Язык ® Расстановка переносов ® Автоматическая расстановка переносов – поставить флажок);

- количество знаков в строке – 60-70;

- количество строк на листе – 29-31.

Страницы отчета нумеруются арабскими цифрами по центру в нижней части листа без точки. Нумерация – сквозная, начинается с титульного листа. Титульный лист включается в общую нумерацию, но не нумеруется.

В содержании указываются «Введение», номера и названия разделов (глав), подразделов (параграфов), «Заключение», «Список использованных источников » и «Приложения», а также страницы, на которых эти названия размещены.

Пример оформления Содержания приведен в таблице 2.

Таблица 2 – Оформление «Содержания» в отчете по практике

ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 История предприятия. Организационно-правовая форма и структура предприятия. Выполняе­мые задачи  
1.2 Оценка конкурентной среды  
1.3 Типология предприятия, её миссия и культура  
АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ  
2.1 Общая характеристика системы управления предприятия и функций управления  
2.2 Анализ системы планирования и контроля на предприятии, особенности подготов­ки и принятия управленческих решений  
2.3 Методы, типы, стили и принципы управления на предприятии  
2.4 SWOT-анализ предприятия  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  
ПРИЛОЖЕНИЯ  

Текст основной части отчета делят на разделы (главы), подразделы (параграфы), пункты и подпункты.

Разделы (главы) должны иметь сквозную нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами. Каждый раздел следует начинать с нового листа (страницы). После номера раздела точку не ставят.

Подразделы (параграфы) следует нумеровать арабскими цифрами в пределах каждого раздела (главы). Номер подраздела состоит из номера раздела, в который входит данный подраздел, и порядкового номера этого подраздела, разделенных точкой (например: первый подраздел второго раздела – 2.1). После номера подраздела точку не ставят.

Пункты нумеруют в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками (например: второй пункт первого подраздела первого раздела – 1.1.2). После номера пункта точку не ставят.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты должны иметь заголовки, отражающие их содержание. Заголовки разделов, подразделов, пунктов печатаются с абзаца. «Содержание», «Введение», заголовки разделов отчета, «Список использованных источников и литературы», «Заключение» печатаются прописными буквами. Заголовки подразделов, пунктов и подпунктов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной). Подчеркивать заголовки и переносить в заголовках слова не допускается. В конце заголовка точка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовками раздела и подраздела должно быть 1-2 интервала, заголовком и текстом – 1 интервал, между текстом и заголовком – 2 интервала.

Кавычки в тексте работыдолжны иметь вид «Текст»(печатные кавычки). Использование кавычек вида “Текст” не допускается. Использование кавычек вида “Текст”возможно лишь в случае двойного цитирования («Текст: “Текст 1”»).

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей и оформляют в соответствии с рисунком 1 и размещают по центру страницы без абзацного отступа. Таблицы следует выделять из текста увеличением интервала на 18 пт – перед ее наименованием и после таблицы.

Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, или, при необходимости, в приложении. В таблице допускается размер шрифта – 12 пт (пунктов); межстрочный интервал – 1,0.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, точка в конце номера не ставится, например, «Таблица 2».

Завершающий и обобщающий этап - student2.ru

Рисунок 1 – Оформление таблицы

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Если в отчете одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы без абзаца, точка в конце заголовка не ставится.

Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки ее строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе. Графу «№ п/п» в таблицу включать не следует.

Таблицу следует размещать так, чтобы можно было читать ее без поворота отчета, если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая отчет по часовой стрелке.

При переносе таблицы шапку таблицы повторяют, с левой стороны таблицы и над ней размещают слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера. Если шапка таблицы: велика, допускается ее не повторять: в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставите прочерк («-»). Разделять заголовки и подзаголовки боковых граф диагональными линиями не допускается.

Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной и той же единице, то ее обозначение помещается справа над таблицей.

Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается.

При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать в виде вывода (текста), располагая цифровые данные в колонки.

Формулы и уравнения.Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они стоят в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Пример. Среднегодовая выработка продукции одним работающим (ГВ) определяется по формуле:

Завершающий и обобщающий этап - student2.ru , (n*)

где ТП – объем товарной продукции в стоимостном выражении;

Ч – численность работающих.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.

Порядок изложения математических уравнений такой же, как и формул.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено.

Формулы и уравнения в отчете следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы. Допускается нумерация формул в пределах раздела. Если в отчете только одна формула или уравнение, то их не нумеруют.

Ссылки.При ссылке на источник после упоминания о нем в тексте отчета проставляют номер (в квадратных скобках), под которым он значится в библиографическом списке. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы, на которых помещается используемые данные, например: [12, с. 4-5].

Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки. При ссылках следует писать: «в соответствии с данными таблицы 5», (таблицы 2), «по данным рисунка 3» (рисунок 1.3), «в соответствии с приложением А», (приложение Б), «... по формуле (3)».

Рисунки. Все иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, чертежи, фотографии и пр.), помещенные в отчете с целью придания излагаемому тексту ясности и конкретности, именуются рисунками. Каждый рисунок должен иметь название, которое помещают под ним. Рисунки нумеруются последовательно в пределах всего отчета арабскими цифрами. Допускается нумерация в пределах раздела.

Завершающий и обобщающий этап - student2.ru План (цели, задачи, пути достижения)

Завершающий и обобщающий этап - student2.ru

Контроль (проверка действительности плана, корректировка, скользящее планирование)   Действия (последовательность мероприятий по реализации плана)

Завершающий и обобщающий этап - student2.ru Завершающий и обобщающий этап - student2.ru

Оценка (сравнение полученных результатов с прогнозируемыми значениями)

Рисунок n* − Процесс бизнес-планирования

Рисунок 2 − Образец оформления структурной схемы

Список использованных источников и литературы, имеющих порядковую нумерацию, приводится автором в конце отчета. Список использованной литературы должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 7.32.2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» и правилами библиографического описания документов ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».

Список использованных источников и литературы включает в себя не менее 10 наименований, расположенных в алфавитном порядке по разделам в следующей последовательности:

1) нормативно-правовые источники;

2) учебники, монографии, брошюры;

3) диссертации и авторефераты диссертаций;

4) периодические издания;

5) иностранная литература;

6) электронные ресурсы.

Сведения об источниках следует нумеровать арабскими цифрами и печатать с абзаца. Библиография оформляется на том языке, на котором опубликован или написан сам источник.

Сведения об источниках должны содержать фамилию и инициалы автора (если таковой имеется); полное название книги, после косой черты – данные о редакторе (если книга написана группой авторов); после тире – название города, в котором издана книга; после двоеточия – название издательства (без кавычек), после запятой – год издания, а также объем. Для некоторых городов приняты специальные сокращения: М. (Москва), СПб. (Санкт-Петербург).

При использовании статьи (главы, раздела) из книги или периодического издания необходимо указать фамилию, инициалы автора (если фамилия автора указана на титульном листе книги), название статьи (главы, раздела), после двух косых линий – название издания, где она помещена; после тире – год; после тире – номер, а также номера страниц, на которых находится данная статья.

При использовании интерет-изданий указываются полный адрес сайта и дата обращения к сайту.

Приложения оформляют как продолжение содержания отчета на последующих страницах, располагая их в порядке появления ссылок в отчете. Каждое приложение следует начинать с нового листа (страницы) с указанием наверху справа страницы слова «Приложение», его обозначения и степени. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключение букв Е, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Приложения в объем отчета не входят.

Диаграммы. Под диаграммами понимают графики и диаграммы различной формы: плоские (столбиковые, полосовые, секторные) и объемные.

Диаграммы следует выполнять линиями, которые выполняют с учетом размера, сложности и назначения диаграммы.

Оси координат, ограничивающие поле диаграммы, следует выполнять сплошной основной линией. В диаграммах оси координат надо заканчивать стрелками. При выполнении диаграмм с использованием Microsoft Word или Microsoft Excel стрелки на осях координат допускается не выполнять (рисунок 3).

Линии координатной сетки (при необходимости) выполняют сплошной тонкой линией.

На диаграмме одной функциональной зависимости ее изображение следует выполнять сплошной линией. В случае, когда в одной диаграмме изображают две и более функциональные зависимости, их изображают различными типами линий (сплошной, штриховой и т.д.) в соответствии с рисунком 3.

Значения переменных величин откладывают на осях координат.

В качестве шкалы следует использовать координатную ось или линию координатной сетки, которая ограничивает поле диаграммы.

Завершающий и обобщающий этап - student2.ru

Рисунок 3 – Образец оформления диаграммы

Если началом координат является ноль, то его указывают один раз у точки пересечения осей координат. Частоту нанесения числовых значений и промежуточных делений шкал следует выбирать с учетом удобства пользования диаграммой.

Числа у шкал надо размещать вне поля диаграммы и располагать горизонтально. Характерные точки линий функциональной зависимости следует обозначать числами, буквами, символами; допускается изображать кружочком.

Единицы измерения наносятся вместе с наименованием переменной величины после запятой (см. рисунок 3).

Диаграмма может содержать:

– легенду (наименования), поясняющую изображенную функциональную зависимость;

– поясняющую часть (текстовую, графическую), разъясняющую примененные в диаграмме обозначения, которую следует размещать под диаграммой или на свободном месте поля диаграммы в соответствии с рисунком.

При выполнении диаграмм с использованием Microsoft Word или Microsoft Excel диаграмму следует отформатировать в соответствии с вышеуказанными требованиями.

Гистограмму следует рассматривать как столбиковую диаграмму. Столбики располагаются на базовой линии, которая выполняется сплошной основной линией (рисунок 4). Расстояние между столбцами равно ширине столбца. При необходимости допускается группировать столбцы между собой без зазоров.

Завершающий и обобщающий этап - student2.ru

Рисунок 4 − Образец оформления гистограммы

Наименование оси х (базовой линии) помещается в конце базовой линии (на рисунке 3 − Год). Ось у в столбиковой диаграмме не задается.

Легенду располагают под диаграммой по центру без рамки. Численное значение столбцов, в зависимости от ширины столбца, располагают над столбцом или в верхней части столбца.

В объемной диаграмме линии координатной сетки и отдельные плоскости построений допускается не выполнять (рисунок 5).

В отчете могут быть приведены иллюстрации, составленные самостоятельно по данным из различных источников или же заимствованные из какого-либо источника. В случае заимствования рисунка под его наименованием курсивом делается ссылка на конкретный источник с обязательным указанием номера страницы.

Завершающий и обобщающий этап - student2.ru

Рисунок 5 – Образец оформления объемной диаграммы

Во введении студент указывает основания направления на учебную практику, сроки ее прохождения, цели и задачи, а также место и занимаемую должность (должности), например,

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВО) к основной образовательной программе (ООП) студентов направления подготовки «Менеджмент» № 7 от 12 января 2016 г. и приказом ректора академии предусматривается учебная практика, целью которой является закрепление полученных в процессе обучения теоретических знаний; ознакомление с опытом профессиональной деятельности современных менеджеров; усвоение навыков предпринимательства и управленческой работы в условиях различ­ных форм производственно-хозяйственной деятельности и отношений собственности.

Учебно-ознакомительная практика проходила с ___.___.201___ по ___.___.201__ г. на базе (на­звание предприятия и его место нахождения) в должности (название должности или должно­стей).

Достижение целей учебной практики осуществлялось посредством решения следующих задач:

знакомство с историей предприятия, учредительными документами, его стандар­том, положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями, опреде­ление организационно-правой формы;

изучения системы управления на предприятии...

(и т. д.)

В ходе учебной практики наряду с решением задач для достижения ее целей были выполнены и другие работы (перечислить), связанные с управленческими и эконо­мическими аспектами деятельности вышеназванной организации, изучалась и анализировалась специальная литература и публикации средств массовой информации.

Подготовка и оформление отчета осуществлялись в соответствии с Программой и ме­тодическими указаниями к организации учебной практики Академии марке­тинга и социально-информационных технологий.

Основная часть отчета может содержать 2-3 главы, каждая из кото­рых, в свою очередь, может состоять из 2-4 параграфов, например,

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 История предприятия, его организационно-правовая форма, структура, выполняе­мые задачи, оценка конкурентной среды (текст, схемы, рисунки, таблицы, диаграммы и т п.)

1.2 Типология организации, ее миссия и культура (текст, схемы, рисунки, таблицы, диаграммы и т. п.)

2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1 Общая характеристика системы управления предприятия и функций управления (текст, схемы, рисунки, таблицы, диаграммы и т. п.)

2.2 Анализ системы планирования и контроля на предприятии, особенности подготов­ки и принятия управленческих решений (текст, схемы, рисунки, таблицы, диаграммы и т п.)

2.3 Методы, типы, стили и принципы управления на предприятии, способы распре­деления прав и ответственности (текст, схемы, рисунки, таблицы, диаграммы и т. п.).

2.4 SWOT-анализ предприятия (текст, схемы, рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.).

В заключительной части отчета студент готовит выводы о дости­жении целей практики и степени отработки задач, например,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прохождение учебной практики на предприятии (наименование, структурное подразделение, должность) позволило достичь поставленных целей и закрепить теоретические знания, полученные в процессе обучения, а также получить практические навыки работы менеджера данного структурного подразделения, подготовить необходимый материал для дальнейшей работы.

В ходе практического исполнения обязанностей ________________________ отдела

_________________________, изучения нормативно-правовых актов, специальной литерату­ры, публикаций средств массовой информации, в т.ч. интернет-ресурсов и повседневной деятельности организации мною сделаны следующие обобщающие выводы:

_____________________________________________________________________________

Кроме того…

Во время практики удалось принять непосредственное участие в обсуждении и при­нятии нового «Положения о системе оплаты труда работников …»_____________________________________________, подготовить _________________проекты документов (локальных нормативно-правовых актов)_______________________,которые были приняты на предприятии и нашли свое практическое применение.

Список литературы представляет собой перечень, изученных за пе­риод практики, источников в соответствии с программой учебно-ознако­мительной практики. В данный перечень могут включаться и нормативно-­правовые акты, а также ссылки на интернет-адреса, которые использова­лись в ходе работы на предприятии и при подготовке отчета.

Список использованных источников и литературы оформляется в точном соответствии с требованиями к данному разделу любой научной работы.

В качестве приложений к отчету могут быть приняты схемы орга­низационных структур, положения, стандарты, должностные инструкции, диаграммы, таблицы, а также отработанные студентом документы.

Отчет об учебной практике после его защиты и выставления соответствующей отметки в оценочную ведомость сдается на кафедру менеджмента. Неоформленный в полном объеме отчет на хранение не принимается.

Наши рекомендации