Глава 15. опыт формирования системы безопасности холдинга
Введение
Сегодня, когда география экономических интересов российских компаний неуклонно расширяется, перед ними неотвратимо встает задача формирования системы корпоративной безопасности (СКБ). Это связано с тем, что большинство чрезвычайных ситуаций, имеющих место в компании, происходят именно в регионах.
В настоящий момент, ввиду назревающего очередного передела бывшей рабоче-крестьянской собственности, интерес к формированию систем корпоративной безопасности должен будет заметно возрасти, причем на качественно новом уровне.
Цели и задачи создания системы корпоративной безопасности компании заключаются уже не столько в сборе, обработке, оценке и накоплении данных. Сегодня акцент должен быть сделан в первую очередь на функции информационного анализа и синтеза, а также на воплощение этих рекомендаций в жизнь. Именно благодаря им система корпоративной безопасности компании должна стать важнейшим инструментом, используемым для управления предпринимательскими рисками.
Выполнение этой тяжелой и кропотливой работы обуславливает необходимость наличия в штате высококвалифицированных специалистов, которые могут:
1) правильно и своевременно выделить, оценить и соотнести отдельные факты и явления, определяющие положение дел как в самой компании, так и в отрасли в целом, связать это с общей экономической и социально-политической ситуацией в стране и создать на основании всего этого единую интегрированную картину происходящих событий;
2) построить прогнозную оценку возможных направлений дальнейшего развития текущей оперативной ситуации и грамотно ранжировать их по степени вероятности, причем полученные выводы и рекомендации должны распространяться не только на сиюминутную ситуацию, но и учитывать направления стратегического развития компании;
3) и, наконец, на основании этих рекомендаций успешно решать стоящие перед компанией задачи, управлять предпринимательскими рисками.
К сожалению, на данный момент нет единого научного подхода к решению этих весьма сложных проблем, а специалисты-практики по данному поводу придерживаются во многом противоположных суждений. Поэтому в данном исследовании автор не претендует на истину в последней инстанции и подчеркивает, что его мнение может не совпадать с мнением его уважаемых коллег. Тем более что перед каждой компанией стоит сугубо индивидуальная задача формирования СКВ, и комплексный подход к ее созданию на практике пока весьма редок.
В плане обсуждения различных подходов к обеспечению безопасности весьма уместно привести следующий анекдот. Новый русский пригласил своего приятеля к себе в гости за город.
Тот приехал, и гордый хозяин стал показывать ему свои владения.
— Тут у меня типа минные поля, шесть рядов колючей проволоки, доты, дзоты. Дальше казармы батальона охраны. Около бани — пара «Шилок». Вот там, у леса, танковые ангары, ну и еще по мелочи склады боеприпасов и ГСМ.
В конце экскурсии подводит кореша к тщательно замаскированной ракетной шахте.
— А это, Колян, моя типа чисто конкретная гордость — пусковой комплекс баллистических ракет.
Ошалевший от увиденного Колян не выдерживает и спрашивает:
— Слышь, Вован, а на кой он тебе?
На что Вован усиленно морщит лоб и глубокомысленно отвечает:
— А заокеанские партнеры?
Эти трудности связаны еще и с тем, что многие структурные подразделения, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению корпоративной безопасности (служба безопасности как таковая, отделы по взаимодействию с органами власти и общественными организациями, информационно-аналитический, отдел по связям с общественностью и некоторые другие), работают независимо друг от друга, а зачастую даже соперничают между собой.
Это специфическое психологическое противодействие более известно как «информационный монополизм». В компании к моменту создания СКБ имеется сложившийся баланс интересов, основанный на том, что каждый сотрудник (а тем более подразделение), владеющий определенным объемом информации по направлению своей деятельности, старается как можно меньше делиться ею с окружающими. Это обусловлено тем, что статус сотрудника (и подразделения), его необходимость для компании и соответственно получаемые им (ими) материальные блага определяются степенью доступа к этой информации.
Данное положение дел весьма характерно для корпоративных центров, что же касается дочерних предприятий в регионах, где и возникают основные проблемы, то там ситуация вообще не выдерживает никакой критики.
В начале славных дел.
В качестве примера успешного формирования холдинга и соответственно его системы корпоративной безопасности мы рассмотрим одну из российских агропромышленных компаний (далее — «АПК»).
Наиболее типичные моменты неквалифицированного подхода к решению аналогичных проблем будут также иллюстрироваться примерами, но уже из практики других хозяйствующих субъектов.
Около десяти лет назад с фирмой — предшественницей «АПК» вместо денег за поставки сельхозпроизводителям Украины семян, удобрений и техники расплатились кукурузным зерном по очень низкой цене. Встал вопрос: что делать с таким количеством «царицы полей»?
Решение данной задачи весьма близко к целям традиционной разведывательной деятельности: «Пойди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что!». Ее «конверсию» к экономическим отношениям можно провести с помощью следующего алгоритма.
1 этап. Четкое определение идеальных требований к объекту розыска, т.е. формальное описание качественных и количественных характеристик партнера для планирования и организации его точного розыска.Здесь необходима строгая формализация всех требуемых характеристик потенциального партнера, так как в противном случае на решение этой задачи вы рискуете потратить весь отпущенный вам Богом временной промежуток бытия. Помимо этого расхождения в понимании слабоформализуемых требований могут иметь для вас пагубные финансовые последствия.
В данном случае сельскохозяйственное сырье — кукуруза требовала своей переработки в ликвидный продукт, за который потребители были готовы платить «живые» деньги. Проведенные маркетинговые исследования показали, что в России есть всего две отрасли, в больших количествах потребляющие кукурузу, — комбикормовая и крахмалопаточная. Российское сельское хозяйство в то время было явно не тем рыночным сегментом, где водились деньги, поэтому выбор был сделан в пользу крахмалопаточного производства.
После выбора стратегического направления был проведен детальный анализ состояния дел в отрасли: в период либерализации цен крупные предприятия, производящие крахмал и патоку, пострадали больше всех, так как с обвалом отечественной легкой промышленности и резким снижением потребительского спроса на кондитерские изделия объемы потребления их продукции упали в несколько раз. Соответственно, значительно выросла себестоимость производства. А высокие ставки банковских кредитов начала 90-х годов окончательно добили монстров социалистической экономики. Мелкие заводы по производству крахмала также развалились, так как после отмены государственных дотаций на картофель их продукция оказалась неконкурентоспособной по отношению к импорту. И только средние предприятия более или менее успешно пережили время крутых перемен — это было обусловлено тем, что с ними охотнее работали поставщики сырья по давальческой схеме. Это спасало предприятия при полном отсутствии оборотных средств и снимало напряженность со сбытом готовой продукции.
2 этап. Состоит в проведении разведработы по созданию и уточнению перечня предполагаемых партнеров.Данный этап почти всегда связан со значительными затратами. Поэтому от того, насколько корректно было выбрано стратегическое направление развития, зависит эффективность всех дальнейших вложений. Любые ошибки или неточности, допущенные в начале пути, приводят к потере вкладываемых в дело финансовых и материальных ресурсов.
Для того чтобы получить список предполагаемых партнеров, необходимо выявить точки концентрации информации и ее носители, будь то коммерческие поисковые системы (к сожалению, большинство из них не отличается большой точностью), списки доставки почтовой корреспонденции, торговые реестры, компьютерные базы выданных лицензий, экспорта или импорта.
Фактурную информацию, которую можно получить в недрах российских министерств и ведомств, лучше использовать не в «сыром», а в переработанном виде. Помимо имеющейся там базовой информации (телефонные справочники предприятий профильных министерств и ведомств, списки слушателей институтов повышения квалификации управленческих кадров и т.д.) сотрудники этих организаций периодически проводят различные исследования обзорного или узкоспециализированного плана. По результатам этих исследований готовятся систематизированные аналитические отчеты, которые представляют значительный оперативный интерес для поиска возможного кандидата на экономическое партнерство.
При отсутствии оперативных возможностей по установлению контактов с сотрудниками интересующих министерств и ведомств относительно недорого интересную информацию можно получить в редакциях отраслевых газет и журналов. Помимо тщательного знакомства с архивом издания (как на бумажных, так и на электронных носителях) необходима плотная работа и с самим коллективом редакции. Это целесообразно по нескольким соображениям.
Во-первых, как правило, сотрудники редакций профессиональных изданий располагают обширными и тесными контактами с большинством экспертов как в научном, так и в производственном секторе интересующей отрасли.
Во-вторых, далеко не все статьи и информационные материалы принимаются к печати, а фактографические и статистические данные там могут содержаться весьма полезные и интересные.
Аналогичная работа может проводиться и с коллективами отраслевых институтов усовершенствования руководящих кадров, специализированных книжных коллекторов и библиотек.
Дальнейшая работа по предприятиям — кандидатам на сотрудничество включает в себя комплексный сбор информации с использованием как собственных информационных возможностей, так и возможностей коллег и специализированных информационных консалтинговых агентств по месту регистрации (это связано с возможной регистрацией предприятия в свободных экономических зонах) и по месту ведения ими основной производственной деятельности.
Кстати, выявление имеющихся в интересующем вас регионе негосударственных структур, занимающихся вопросами экономической разведки и контрразведки, весьма полезно и в целях исследования возможного конфликта интересов, так как в первоначальный момент весьма сложно прогнозировать, с какой стороны вашей баррикады эти организации могут оказаться. А как показывает опыт, квалификация и возможности местных «бойцов невидимого фронта» по организации оперативных игр и «активных мероприятий» против «иноземцев» могут оказаться весьма высокими. Причем такие структуры, как правило, состоят из бывших сотрудников «системы», работают весьма жестко и располагают обширными связями не только в пределах СНГ, но и за рубежом.
Предварительная разработка предполагаемых партнеров должна осуществляться службой безопасности компании в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами и спецслужбами, так как в случаях, когда можно с высокой степенью вероятности предположить плотное криминальное прикрытие исследуемого хозяйствующего субъекта, самостоятельная информационно-поисковая работа может быть связана с высокой степенью риска.
Если предприятие более или менее крупное, то очень много для предварительного понимания процессов формирования команды управления и взаимоотношений внутри нее может дать изучение материалов его многотиражной газеты за последние 3-4 года. Это позволяет составить мнение о том, как декларируемые цели и задачи совпадают с действительностью и насколько адекватно команда управления воспринимает свое место в бизнесе, а также получить массу очень интересной фактуры для грядущих служебных расследований. На этом, кстати, можно сэкономить изрядную сумму «представительских».
В рассматриваемом примере в процессе проведения информационно-поисковой работы были установлены несколько возможных предприятий-партнеров. После сравнительного многофакторного анализа рисков было решено остановиться на предприятии, расположенном в одной из ближайших к столице областей, где эта крахмальная эпопея и обрела свое дальнейшее продолжение.
3 этап. Исследование реального положения дел на предприятии-партнере.Данное предприятие, одно из старейших в отрасли, к тому времени сумело пережить кризис, но работало весьма неритмично и по сути уже было банкротом. После приватизации власть на заводе перешла к трудовому коллективу, старого директора сняли, а нового выбрали по принципу «сам ворую и вам не мешаю». Руководство предприятия пребывало в состоянии постоянной алкогольной интоксикации, а счет похищенной продукции шел на вагоны. Электродвигатели, кабели, обмотку и прочее, что представляло хоть какую-то ценность, успешно сдали в пункты приема цветного лома. В стенах склада, где хранилось сырье, были огромные дыры, и туда свободно мог проникнуть любой желающий пополнить запасами кормов свое подсобное хозяйство.
Из собственного опыта могу добавить, что это не предел. В 1996 году при посещении одного из небольших кирпичных заводиков в одном из регионов центральной России я и мои коллеги на месте, где должно было располагаться данное предприятие, обнаружили только две небольшие кучи битого кирпича. Все остальное: бетонный забор, хозяйственные постройки и печи для обжига кирпича аккуратно разобрали и растащили по дворам местные аборигены.
Такая ситуация в регионах не в новинку, очень часто местные предприятия находятся под плотным контролем криминальных структур, и их номинальное руководство мало что решает. Мало того, на предприятии могут мирно уживаться сразу несколько криминальных группировок, в свое время договорившихся между собой и поделивших сферы влияния. При этом данный контроль над предприятием может выражаться не только в примитивном вымогательстве денег. Очень часто встречаются случаи, когда весь грузовой и легковой транспорт сдается в бесплатную аренду фиктивным ЗАО и ООО, и предприятие вынуждено платить за субаренду своей же техники. Аналогичная ситуация может сложиться и с принадлежащей предприятию недвижимостью, когда перепрофилированные детские сады, помещения ремонтно-коммунальных служб и складские помещения передаются в уставный капитал дочерних коммерческих структур, которые используют их под собственные хозяйственные нужды, совсем не заботясь о «материнском» предприятии.
Вспоминается случай, когда один такой «директор» передал своему «карманному» ООО АЗС предприятия, а потом в приказном порядке заставил подчиненных заправлять автотранспорт именно там по специальным талонам.
Для изъятия оборотных средств в «никому не принадлежащих» акционерных обществах действует во многом стандартная схема: это поставки сырья по цене, в несколько раз выше рыночной, когда долги за поставки вешаются на предприятие, а готовая продукция забирается по цене ниже себестоимости. Или выпуск предприятием векселей, расплата ими с большим дисконтом с «деловыми» партнерами за поставки сырья и отгрузка готовой продукции по ним по полной стоимости. Заключение договоров с фирмами-однодневками о передаче им товара на консигнацию и т.д.
Заработная плата здесь, как правило, не выплачивается, и то, что остается от этих «операций», успешно доворовывает трудовой коллектив.
В рассматриваемом примере после переговоров с производителями, у которых, как и у всех в нашей стране, были большие проблемы с деньгами, владельцами сельхозсырья была разработана давальческая схема: зерно кукурузы в обмен на готовую продукцию — крахмал и патоку, которая позволяла из малоликвидного сельскохозяйственного сырья получить полуфабрикат, востребованный пищевой промышленностью.
Для решения возникающих в регионах проблем компании, работающие по давальческой схеме, как правило, организуют по месту фактического нахождения предприятия свои представительства, которые могут насчитывать от одного до десяти и более человек (количество сотрудников определяется размерами предприятия и объемами контролируемых материальных и финансовых потоков). Кто-то делает это «спустя рукава», ограничиваясь формальным контролем за приемом очередной партии сырья и своевременной отгрузкой причитающейся продукции, сопровождая эти действия регулярной раздачей «слонов» первым лицам предприятия. Более продвинутые организации используют возможности расположенных «на земле» представительств для более детального сбора информации по вышеприведенной схеме, активных контактов с местными органами законодательной и исполнительной власти, представителями местной общественности, правоохранительными и налоговыми органами с целью формирования местного лобби на случай возникновения нередких для нашей страны экстремальных ситуаций.
Кстати, уверенность в том, что в регионах все можно решить звонком из Москвы, при нынешнем «уездном сепаратизме» — фикция. Местное начальство может обладать богатым опытом саботажа самых грозных звонков откуда бы то ни было.
Ранее уже рассматривалась схема привлечения к доверительному сотрудничеству информаторов службы безопасности. Применительно к описываемым ситуациям необходимо добавить, что при любой форме сотрудничества с региональными предприятиями необходимо обязательное приобретение альтернативных доверительных источников информации, в первую очередь в его руководстве и бухгалтерии. Почему — мы увидим в дальнейшем.
На первых этапах владельцев давальческого сырья обычно мало волнует внутренняя жизнь предприятия и его проблемы. Но, как правило, как только контролирующим предприятие неформальным структурам становятся понятны перспективы выхода продукции на внутренний и внешний рынки, ситуация резко меняется. Первоначальная конвенция о невмешательстве нарушается, и появляется непреодолимое желание подмять весь бизнес под себя.
Дальнейшее стандартное развитие ситуации — это организация внеочередного собрания акционеров, на котором «неформалы» планируют с помощью контрольного пакета акций ввести своих людей в совет директоров и полностью взять ситуацию под контроль.
При получении сигнальной информации о данном факте поставщики обычно встают перед выбором — у них на предприятии есть сырье, готовая продукция и определенные оборотные средства, а значит, после акционерного собрания они будут иметь большие проблемы и доказывать обоснованность своих прав и требований людям, живущим исключительно «по понятиям». Остается только один выход — стать хозяевами предприятия.
В компании «АПК» оперативно, сразу после первых признаков обострения конфликта был создан кризисный штаб из представителей руководства компании и сотрудников ее структурных подразделений, разработан план действий, в дружественных банках получены и обналичены кредитные средства для скупки акций у трудового коллектива. Из бывших сотрудников спецслужб и правоохранительных органов сформированы региональное подразделение охраны и специальная выездная группа службы безопасности компании (далее — СВГ), действия которой мы и попытаемся рассмотреть более подробно.