Период установления доверия. Создание расположения к себе
Только досконально изучив конкретного человека, можно подобрать к нему ключи. А для этого надо осторожно снять с него маску, которую он носит, чтобы произвести приятное впечатление на окружающих. В любом случае действовать необходимо очень деликатно, ненавязчиво, не лезть, что называется, в душу с расспросами, искать общие точки соприкосновения и общие интересы, внимательно присматриваться к объекту разработки, выявлять его жизненные ценности и приоритеты, а главное, слабые и уязвимые места, используя которые, можно на него эффективно влиять.
В агентурной работе различают две категории сотрудников: вербовщики и агентуристы. Вербовщик должен обладать многими качествами: хорошо разбираться в людях, быть тонким психологом, коммуникабельным и обаятельным человеком, способным быстро адаптироваться к людям и располагать их к себе, у него должна быть хорошая реакция, умение мгновенно переключать свое внимание, чутко улавливать перемену в настроении собеседника и в зависимости от этого вносить коррективы в тактику беседы и свое поведение.
Аналогичные качества необходимы и агентуристу — тому, кто непосредственно работает с агентом, но вербовщик помимо этого должен обладать значительно большим волевым потенциалом, в его характере должна быть определенная «агрессивность», проявляющаяся в умении воздействовать на эмоционально-волевую сферу другого человека, или, говоря простым языком, в способности в необходимом случае подавить волю объекта и заставить его принять нужное решение.
Если, как поется в детской песенке, «дружба начинается с улыбки», то вербовка — с первого прямого взгляда друг другу в глаза. Если вы оказались психологически слабее своего визави и не выдержали первый тяжелый взгляд своего собеседника, то лучше сразу расстаньтесь с надеждой на его вербовку. Стоит только однажды показать зависящему от вас человеку свою слабость, и после этого ведущее положение уже ничем не восстановишь.
В работе по привлечению к доверительному сотрудничеству всегда имеется риск неудачи, так как нет абсолютно одинаковых людей с тождественной до мелочей реакцией на происходящее.
Однако некие общие правила имеются. Оперативник, по роду своей деятельности нацеленный на постоянные контакты с людьми, должен понимать, что объект разработки формирует свое впечатление о нем в первую очередь по выражению его лица. Ничто так не расслабляет лицо, как доброжелательная улыбка, наблюдая которую объект потенциально воспринимает вас в положительном свете. Физиономии, на которых написаны высокомерие и презрение, всегда отталкивают, а, как говорят китайцы, «человеку со злым лицом нельзя открывать собственную лавку»… и работать в разведке, тихо и скромно добавим мы. При работе с женским контингентом личное обаяние (эмпатия) особенно необходимо: если по какой-то причине вы не понравились объекту, то делайте, что хотите, все бесполезно, работать она с вами не будет. Принуждением здесь добиться чего-то бесполезно. Практика показывает, что только доверие может наладить двустороннюю связь.
Каждого человека в первую очередь волнуют его собственные проблемы, а в повседневной жизни каждый человек страдает больше всего от того, что его никто не слушает. Самая большая проблема для большинства людей — найти себе тактичного и внимательного слушателя.
Главное в искусстве привлечения к сотрудничеству — это умение внимательно, не перебивая, слушать своего собеседника, и если у объекта есть желание, корректно и с уважением обсудить волнующую его тему. Никогда не стоит задавать прямых вопросов, беседу надо стараться» построить таким образом, чтобы она выглядела как обмен мнениями между двумя равноправными и уважающими друг друга людьми, стремящимися общими усилиями разобраться в интересующей их проблеме и найти ей взаимовыгодное решение.
При этом делать это нужно по возможности деликатно, не ущемляя человеческого достоинства кандидата и не напоминая ему, что отныне он находится в полной зависимости от курирующего его оперативника и подразделения безопасности, которое тот представляет.
Искреннее уважение к доверительному помощнику, даже если он того не очень заслуживает, — залог его длительной и продуктивной работы. Без такого уважения, без учета возможностей и интересов самого информатора ничего хорошего из сотрудничества с ним не получится…
Если информатор в данный момент сообщает вам сведения, не представляющие для вас интереса, его все равно необходимо выслушать с выражением крайней заинтересованности на лице и сердечно поблагодарить после встречи за полученные ценные сведения. Однако следует помнить, что неумение тактично вывести собеседника из длительного безрезультатного монолога — показатель низкой профессиональной квалификации самого оперативника.
Кстати, еще об одном очень важном моменте. Откровенная демонстрация расовых предрассудков, пренебрежение к политическим взглядам источника или приверженности его той или иной религиозной конфессии — показатель полной профессиональной непригодности. Хороший агентурист в силу своих служебных обязанностей просто обязан быть убежденным «интернационалистом».
Все это в совокупности и дает формулу успешной работы с источниками информации.