Классификация информаторов по степени доверия
По степени доверия и использования можно выделить три категории информаторов,они могут относиться как к внутреннему (контрразведывательное подразделение СБ), так и к внешнему (разведывательное подразделение СБ) кругу обеспечения безопасности хозяйствующего субъекта:
доверительные помощники (далее— ДП)— это те, кто активно негласно сотрудничает с СБ предприятия и выполняет ее задания по обеспечению безопасности хозяйствующего субъекта. В этой категории дополнительно стоит отметить следующие группы ДП:
— резиденты — доверительные помощники, осуществляющие руководство группой доверительных помощников или доверительных контактов. Важными чертами резидента являются душевная теплота, доброжелательность, умение добиваться глубокого взаимопонимания с людьми;
— содержатели конспиративных квартир — доверительные помощники, являющиеся хозяевами конспиративной (явочной) квартиры.
доверительные контакты— лица, выполняющие отдельные задания службы безопасности. Они дают лишь первичную, сигнальную информацию: кто-то где-то что-то краем уха услышал, краем глаза заметил и посчитал нужным сообщить СБ. В перспективе эти люди обычно являются объектами разработки для последующего привлечения их в качестве доверительных помощников;
другие контакты— это те, использование кого ведется «втемную» и происходит время от времени.
Под оперативными возможностями аппарата доверительных помощников понимается среда, в которой вращаются ДП и из которой имеется возможность получения интересующих службу безопасности сведений.
3. Этапы вербовочной разработай и их содержание
«В разведке нет отбросов, в разведке есть кадры», — мрачно шутил полковник Вальтер Николай* {Вальтер Николай — начальник германской военной разведки периода Первой мировой войны.}. Не будем спорить с классиком, а попытаемся с помощью оперативной психологии разобраться в том, с кем нам завтра предстоит «идти в разведку» и как, используя специальные знания, можно с максимальной эффективностью выполнить поставленную руководством информационную задачу.
Оперативная психология — не вполне наука. Это частично искусство, как и сама общая психология. Ибо все, что имеет отношение к человеческому сознанию, не может претендовать на лавры строго научной дисциплины: слишком неопределенная материя. Хотя бы потому, что невозможно соблюсти важнейший критерий точной науки — повторяемость эксперимента.
Сама вербовка — процесс весьма сложный и по большей части достаточно продолжительный. Бывает, что он весь — от первого знакомства до привлечения к сотрудничеству — осуществляется одним и тем же оперативником. Иногда в этом процессе участвуют несколько сотрудников СБ: один заводит знакомство, другой изучает, третий договаривается о сотрудничестве, четвертый работает с завербованным агентом.
Подбор информаторов является одним из наиболее деликатных моментов в работе службы безопасности. Ошибка в выборе может обернуться не только личной драмой человека, изъявившего желание сотрудничать с СБ, но и провалом тщательно спланированного разведывательного или контрразведывательного мероприятия.
Процесс привлечения к сотрудничеству доверительных помощников службы безопасности предприятия включает в себя десять этапов:
1. Выявление кандидата.
2. Оценка его способностей и мотивации.
3. Первичный контакт.
4. Период установления доверия. Создание расположения к себе.
5. Привлечение к сотрудничеству объекта вербовочной разработки.
6. Закрепление оперативного контакта.
7. Проверка доверительного помощника.
8. Обучение доверительного помощника.
9. Руководство деятельностью доверительного помощника.
10.Завершение работы (в случае, если по каким-то причинам ОВР или ДП окажется непригоден для дальнейшего использования).
Выявление кандидатов
Итак, кто же нам все-таки нужен? Сама по себе вербовочная уязвимость (возможность вербовки объекта) того или иного человека не должна являться основным критерием его привлечения к сотрудничеству. В подавляющем большинстве случаев привлечение к доверительному сотрудничеству обуславливается реальной возможностью получения объектом интересующей информации (оперативными возможностями объекта) и, кроме того, степенью надежности его как возможного партнера в силу его морально-этических качеств.
При этом вовсе не обязательно, чтобы объект обладал высоким социальным статусом — процесс поддержания контакта с ним может быть достаточно накладен в финансовом отношении, а вот успех дела далеко не гарантирован. Значительно проще разговорить «имеющий доступ» обслуживающий и технический персонал, который по своей информированности иногда не уступает и топ-менеджерам. В большинстве случаев оперативника интересует не мнение самого начальника как такового, а правильно и без искажений изложенная фактура.
Для выхода на лицо, обладающее интересующей информацией, как правило, используют так называемые «долгоиграющие» или многоходовые оперативные комбинации. На первом этапе к сотрудничеству привлекается наводчик, как правило, не имеющий прямого доступа к интересующей информации, но имеющий постоянные (деловые, родственные, интимные и т.д.) связи с такими людьми. С его помощью уточняется круг людей, располагающих нужными сведениями, собирается необходимая фактура по каждой персоналии, а в некоторых случаях допускается посредничество информатора для знакомства оперативника с объектом или даже передача через него вербовочного предложения.
В качестве примера можно привести известную «кембриджскую пятерку», которая была завербована посредством описанной выше цепочки. После успешной вербовки членов «пятерки» советская разведка неоднократно их использовала в качестве наводчиков на людей, располагающих важной информацией и благожелательно настроенных по отношению к СССР.