Стратегия центрированной диверсификации и ее разновидности
Стратегия центрированной диверсификации, которая не затрагивает ключевых моментов производства и не предполагает освоения новых рыночных пространств. Ее суть – найти новые возможности для производства новых продуктов на уже имеющихся производствах с применением использующихся на них технологий.
Стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, которая будет производиться при помощи новой технологии, отличающейся от уже используемой на производстве. В этом случае целесообразно обратиться к выпуску технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, и могли бы быть сопутствующими уже производимым продуктам.
Стратегия конгломеративной диверсификации – одна из самых дорогостоящих и сложных для реализации. Ее успех зависит не только от наличия средств, необходимых для финансирования осуществления стратегии, но и от компетентности персонала компании, сезонности в жизни рынка и т.д.
Суть стратегии состоит в том, что компания должна расшириться за счет производства новых технологически не связанных с уже производимыми продуктов, которые реализуются на новых рынках.
В ведении бизнеса может возникнуть ситуация, когда компания вынуждена не расширять, а сокращать производство. В этих случаях прибегают к использованию четырех типов стратегий, которые предусматривают целенаправленное и спланированное сокращение.
Особенности инновационного бизнеса в России.
Российские компании ориентируются скорее на эволюционные, а не революционные улучшения. Кроме того, большинство компаний локализуют деятельность на собственном рынке и на собственном регионе — фактически уход от конкуренции, стимулирующей к формированию преимуществ с помощью инноваций. Если же понимать инновации в революционном аспекте, то ситуация весьма плачевна. Отечественный бизнес предпочитает покупать инновации на стороне (так поступают 72,4% компаний) и только 1,9% организаций занимаются собственными исследованиями[1].
Что мешает российским компаниям активнее внедрять инновации?
Основные проблемы, с которыми сталкивались в докризисный период российские инновационные компании, по сравнению с компаниями в стране-лидере по внедрению инноваций - США, следующие:
1. Трудности на этапе регистрации права собственности на разработки. В России пока не принято закона, позволяющего университетам и малым предприятиям патентовать свои изобретения, если их исследования финансировались за счет государственного финансирования.
2. Слаборазвитая патентная защита. На российском рынке компании невозможно существовать на лицензионные отчисления из-за низкого уровня судебной культуры. Особенно остро этот вопрос стоит в ИТ-отрасли. Крупные компании обладают меньшими стимулами покупать мелкие инновационные компании ради приобретения перспективной технологии, которая принадлежит инноватору.
3. Ограниченная возможность выхода на мировой рынок: слаборазвитая инфраструктура фондового рынка.
4. Малые объемы средств под управлением инвестфондами по сравнению со средствами фондов США. Особенно остро эта проблема стоит для компаний, желающих привлечь средства на ранних стадиях.
5. Малое число компаний, готовых грамотно предложить рынку востребованный продукт.
Системная трудность состоит в том, что спрос на инновационную (или условно инновационную) продукцию в России крайне слаб, а выход на европейский рынок для отечественных производителей затруднен. Соответственно, говорить о быстром развитии инноваций в нашей стране после выхода из кризиса нельзя в силу объективных факторов.
Таким образом, одна из нерешенных проблем современной российской экономики в целом — наличие значительного интеллектуального капитала, фундаментальных исследований и научных разработок, высококвалифицированных научных кадров, с одной стороны, и свободных денежных средств — с другой, и в то же время крайне низкая степень реализации инновационного потенциала в реальном секторе экономики.