Риски в инновационной деятельности

Риски в инновационной деятельности

инновационная деятельность неизбежно связана с риском. Его обобщающим показателем выступает финансовый риск предпринимателя и инвесторов, который характеризует возможные потери в случае неудачного, независимо от причины, завершения финансируемого проекта. Риск в инновационной деятельности увеличивается с локализацией инновационного проекта. Если таких проектов много и они рассредоточены по разным направлениям, то риск минимизируется.

Главный риск - это неопределенность, связанная с принятием решений, реализация которых происходит только с течением времени. Поэтому при разработке инновационных проектов учитывается вероятностный характер ожидаемого результата.

Основные риски, связанные с инновационными проектами, можно подразделить на следующие виды:

- экономический, связанный с финансированием и калькуляцией проекта, принятием и реализацией экономических решений;

- оригинальности, обусловленный возможностью невостребованности предлагаемых технологий и продуктов производством и рынком;

- технологической неадекватности, возникающий из-за принципиальной разницы между технологией как продуктом интеллектуальной деятельности и технологией как объектом инвестирования;

- финансового несоответствия, когда выделяемые средства на реализацию инновационного проекта не соответствуют его содержанию;

- неуправляемости проектом, возникающий из-за недостаточной проработанности проекта, непрофессионализма управленческой команды;

- юридический, связанный с соблюдением нормативных актов о защите интеллектуальной собственности, обязательств при исполнении договоров, определением прав на разработки.

Особенности инновационного бизнеса.

Инновационный бизнес представляет собой элемент инновационного процесса, который в свою очередь необходим для непрерывного развития экономики. Инновационный бизнес позволяет реализовывать на рынке тот товар, который был произведен с использованием инновационных технологий.

Известно, что новшества всегда привлекают к себе внимание, тем самым иногда позволяя получить сверхприбыль. Поэтому инновационный бизнес интересен для большинства предпринимателей, но прежде чем выбрать для себя именно инновационную направленность бизнеса, необходимо ознакомиться со всеми его особенностями. В первую очередь важно учесть, что основные проблемы малого бизнеса находят свое отражение и в инновационной сфере.

Уникальность инновационного бизнеса заключается в том, что он содержит в себе иные сферы предпринимательской деятельности, которые весьма многочисленны. От этого структура инновационного бизнеса становится весьма сложной как для понимания, так и для анализа. То есть инновационный бизнес одновременно аккумулирует в себе все самое лучшее из различных сфер предпринимательской деятельности, но при этом также содержит и все их проблемы.

Так данный вид аккумулирующего бизнеса привлекателен от того, что он позволяет довести до совершенства деятельность других сфер, необходим для поддержания высокого уровня конкурентоспособности, всегда актуален. Но, несмотря на эти качества, инновационный бизнес практически не распространен, например, на территории России. Почему? Ответ содержится в его проблематике.

Главная проблема заключена в том, что инновационная деятельность не имеет правового определения, то есть это определение невозможно встретить в действующем законодательстве. Законы, связанные с интеллектуальной собственностью не дают определение даже понятию «инновации». В итоге законодательством не может регулироваться и деятельность тех подразделений, которые ведут инновационный бизнес. Такие подразделения нередко сталкиваются с проблемами, например, при аренде нежилых помещений из-за того, что не попадают не под одну из трех категорий арендаторов.

Нежелание предпринимателей вести инновационный бизнес приводит к отсутствию конкуренции в данной сфере, что является причиной несоответствия требованиям потребителей, а это влечет за собой низкую востребованность и отсутствие прибыльности.

Типология предприятий

В зависимости от избранных критериев (форма собственности, размеры, функции, структура, степень предпринимательской деятельности, организационно-правовая форма) предприятия можно структурировать по-разному.

По форме собственности предприятия могут быть подразделены на частные и общественные (рис. 2.1). Предприятия частного сектора экономики различаются в зависимости от того, одно или несколько лиц являются их владельцами; от ответственности за деятельность предприятия, способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия. Общественный сектор экономики - это государственные (федеральные и субъектов Федерации) и муниципальные предприятия.

Риски в инновационной деятельности - student2.ru

Определение понятия

Эталонные или базисные стратегииоперируют основными экономическими категориями, такими как продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология и рассматривают их с позиций существующего или нового состояния в рамках определенной компании. Поэтому эталонные стратегии связаны с изменением состояния одной или нескольких перечисленных категорий.

В зависимости от расширения или сокращения деятельности компании эталонные стратегии подразделяются на 4 группы:

- стратегии концентрированного роста;

- стратегии интегрированного роста;

- стратегии диверсифицированного роста;

- стратегии сокращения.

Потенциальные конкуренты

Появление в отрасли новых компаний ведет к росту производственных мощностей. Это может вызвать паде­ние цен или повышение издержек и снижение их нормы прибыли. Портер выделяет шесть основных препятствий для проникновения на рынок новых конкурентов:

1) Экономия на масштабах производства, которая оз­начает сокращение издержек производства единицы продукции или услуг по мере роста объемов производ­ства в единицу времени.

Этот эффект отпугивает новых конкурентов, вынуж­дая их либо начинать дело в больших масштабах, кото­рые потребуют огромных инвестиций, либо подверг­нуться сокрушительному возмездию со стороны уже существующих компаний;

2) Дифференциация продукции, означающая, что действующие в отрасли компании имеют известные тор­говые марки и опираются на приверженность потреби­телей данной разновидности товара, которая является результатом маркетинга или существует по традиции. Новые конкуренты должны затратить немало денег, что­бы сломать устойчивое предпочтение покупателей;

3) Потребность в капитале, которая затрудняет нача­ло дела в тех случаях, когда для ведения конкурентной борьбы необходимы крупные средства. Это препятствие может, естественно, возрастать в зависимости от дейст­вия фактора неопределенности. Капитал может потребоваться не только для производства, но также для расширения кредитов потребителям, наращивания акти­вов и покрытия начальных расходов. Ранк Ксерокс установил эффективный барьер против возможных кон­курентов в копировальном деле, сдавая машины в аренду, а не продавая их, увеличив таким образом размер необходимого первоначального вклада;

4) Издержки конверсии, единовременные расходы покупателей, связанные с заменой поставщиков. Издерж­ки конверсии могут включать переобучение персонала, приобретение нового производственного оборудования, необходимость технического обслуживания, новый ди­зайн продукции и риск приостановки производства;

5) Нехватка каналов распределения, которая может воспрепятствовать появлению новых конкурентов в тор­говле. Новым участникам рынка приходится прибегать к снижению цен, субсидированной рекламе и другим стимулам, чтобы убедить оптовиков принять их продук­цию, что снижает их рентабельность;

6) Ряд препятствий в виде дополнительных затрат не связаны с экономией на объемах производства, а обусловлены наличием определенных действующих в отрасли преимуществ. В числе этих препятствий следует указать: патентованную технологию производ­ства; доступ к сырью на благоприятных условиях;

выгодное местоположение; первоочередное удовлетво­рение заявок на государственные субсидии; лидерство в обладании ноу-хау или опытом.

Товары-субституты

Все компании в данной отрасли в широком смысле кон­курируют с другими отраслями, которые поставляют продукцию, удовлетворяющую данный вид потребнос­тей. Появление товаров-субститутов ограничивает воз­можности извлечения прибыли в данной отрасли, уста­навливая потолок цен, которые могут запросить компа­нии без снижения своей нормы прибыли. Чтобы обна­ружить товары-субституты, необходимо оглянуться во­круг в поисках других продуктов, которые могут выпол­нять аналогичные функции. Иногда эти поиски бывают довольно сложными и заводят исследователя в области, весьма удаленные от рассматриваемой отрасли.

Возможности потребителей

Потребители вступают в конкуренцию с отраслью, стремясь снизить цены, приобрести товары или услуги более высокого качества и сталкивая конкурентов друг с другом; и все это делается за счет реализуемой в от­расли прибыли. Сила каждой из наиболее важных групп потребителей в отрасли зависит от факторов, которые характеризуют рыночную ситуацию.

Группа покупателей обладает большой силой, если она соответствует следующим критериям:

1) она сконцентрирована или покупает большие объемы относительно объемов продаж поставщиков;

2) продукция, которую она покупает, представляет важную часть затрат или закупок в отрасли производ­ства;

3) продукция, которую она покупает, стандартизова­на или недифференцирована;

4) она нечувствительна к издержкам конверсии;

5) ее нормы прибыли невелики;

6) от продукции отрасли не зависит решающим об­разом качество собственной продукции или услуг потре­бителя;

7) она хорошо информирована.

Возможности поставщиков

Поставщики могут оказать давление, угрожая поднять цену или снизить качество товаров или услуг. Поставщи­ки, имеющие сильные позиции, могут снизить прибыль­ность отрасли, которая не в состоянии покрыть рост из­держек путем повышения цен. Условия, которые делают поставщиков сильными, сходны с теми, которые прида­ют силу группам покупателей.

Группа поставщиков считается сильной, если она со­ответствует следующим критериям;

1) в ней доминируют несколько компаний, концент­рация в ней выше, чем в отрасли, которой она продает свою продукцию;

2) ей не приходится конкурировать с заменителями продукции, которые она продает отрасли;

3) рассматриваемая отрасль не является одним из ее наиболее важных заказчиков;

4) ее продукция имеет решающее значение для от­расли;

5) ее продукция дифференцирована;

6) она представляет реальную угрозу для проникно­вения покупателей в ее отрасль посредством верти­кальной интеграции.

Риск фокусирования

Со стратегией фокусирования также связаны различного рода опасности:

1) усиление различий в издержках между компания­ми, выбравшими стратегию фокусирования, и другими производителями может свести на нет преимущества, связанные с обслуживанием узкой целевой группы, или же перевесить эффект дифференциации, достигну­той путем фокусирования;

2) различия между видами продукции и услуг, требуемыми стратегической целевой группой и рынком в целом, могут сократиться;

3) конкуренты могут найти целевые группы внутри целевой группы, обслуживаемой компанией, избравшей стратегию фокусирования, и преуспеть в их новом начи­нании.

Риски в инновационной деятельности

инновационная деятельность неизбежно связана с риском. Его обобщающим показателем выступает финансовый риск предпринимателя и инвесторов, который характеризует возможные потери в случае неудачного, независимо от причины, завершения финансируемого проекта. Риск в инновационной деятельности увеличивается с локализацией инновационного проекта. Если таких проектов много и они рассредоточены по разным направлениям, то риск минимизируется.

Главный риск - это неопределенность, связанная с принятием решений, реализация которых происходит только с течением времени. Поэтому при разработке инновационных проектов учитывается вероятностный характер ожидаемого результата.

Основные риски, связанные с инновационными проектами, можно подразделить на следующие виды:

- экономический, связанный с финансированием и калькуляцией проекта, принятием и реализацией экономических решений;

- оригинальности, обусловленный возможностью невостребованности предлагаемых технологий и продуктов производством и рынком;

- технологической неадекватности, возникающий из-за принципиальной разницы между технологией как продуктом интеллектуальной деятельности и технологией как объектом инвестирования;

- финансового несоответствия, когда выделяемые средства на реализацию инновационного проекта не соответствуют его содержанию;

- неуправляемости проектом, возникающий из-за недостаточной проработанности проекта, непрофессионализма управленческой команды;

- юридический, связанный с соблюдением нормативных актов о защите интеллектуальной собственности, обязательств при исполнении договоров, определением прав на разработки.

Наши рекомендации