Вопрос 2. Предмет, объект и основные направления исследований экономической психологии
Вопрос 2. Предмет, объект и основные направления исследований экономической психологии
Экономическая психология - наука становящаяся, в которой существует 2 подхода в обозначение предмета (объекта) исследования. Их различие состоит в масштабности позиции: влияние психологических факторов на хозяйственную жизнь можно анализировать, используя микро - или макроэкономические ракурсы.
В первом случае предметом является изучение экономического поведения индивидуума, группы, социального слоя в масштабе рабочего места, производственного участка, фирмы или концерна.
Во втором случае - экономическое поведение населения, государства. Данные предметы изучения рассматриваются в зарубежной экономической психологии.
Отечественный подход опирается на следующие определения объекта и предмета экономической психологии (О. С. Дейнека).
Объект - хозяйствующий субъект, представленный на разных уровнях: микро, мезо, макроэкономическом (один человек, семья, организация, государство или нация).
Предметом являются закономерности психического отражения хозяйственных отношений (сфера труда, управления, предпринимательства, товарно-денежного обмена, распределения и потребления…)
Методы исследования
Экономическая психология почти не имеет своих специфических методов. Ею используются как методы других отраслей психологии, так и экономические методы: широко применяются логико-теоретический анализ, метод моделирования. Наибольшее распространение получили принятые в социальной психологии опросные методы, реже используется эксперимент.
Структура экономической психологии (направления исследований):
Проблематика этой синтетической, становящейся междисциплинарной науки богата и разнообразна. Сегодня она является обслуживающей наукой других наук. Ее задача сегодня – прикладные аспекты исследований, результаты которых должны быть доведены до сведения экономистов и управленцев с целью повышения производственной эффективности. В западноевропейской и американской науке она включает в себя 3 крупных раздела, рожденных тремя типами экономической реальности, а именно:
1. Рынок (это психология потребителя и психология ведения домашнего хозяйства);
2. Бизнес (поведение и психологические особенности предпринимателя, заключение сделок, ведение переговоров, конкуренция, коммерческая тайна и др.);
3. Отношения «общество-гражданин» (налоги, прибыли, инфляция, безработица, воздействие на население мероприятий экономической политики).
Какое место экономической психологии в системе наук?
Место психологии в системе наук
Современная психология находится на стыке нескольких наук. Психологическое знание базируется на сведениях о биологии человека и о строении и функционировании его центральной нервной системы.
Психология тесно связана с историей общества и историей культуры.
Углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Данное положение подтверждается бурным развитием социальной психологии, объясняющей пути приобретения человеком психических свойств социально ориентированного поведения.
Дальнейшее развитие психологических знаний мыслится как максимальное расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ею самостоятельного предмета исследования. Психология находится в родственных отношениях с философией.
Охарактеризуйте классификацию должников по Дж.Бэчмену
В обзоре Дж. Бэчмена приводятся результаты опроса держателей кредитных карточек банка, которые задержали платежи в счет погашения долга на шесть и более месяцев. По мнению автора, всех должников можно подразделить на шесть категорий [Bachman]: неэкономные, небережливые держатели карточек; наивные держатели; пострадавшие в результате непредвиденных обстоятельств держатели; безрассудные, беспечные транжиры; беспринципные, непорядочные, безнравственные должники; заведомо финансово несостоятельные держатели, которым кредитные карточки были выданы по ошибке.
Вопрос 2. Предмет, объект и основные направления исследований экономической психологии
Экономическая психология - наука становящаяся, в которой существует 2 подхода в обозначение предмета (объекта) исследования. Их различие состоит в масштабности позиции: влияние психологических факторов на хозяйственную жизнь можно анализировать, используя микро - или макроэкономические ракурсы.
В первом случае предметом является изучение экономического поведения индивидуума, группы, социального слоя в масштабе рабочего места, производственного участка, фирмы или концерна.
Во втором случае - экономическое поведение населения, государства. Данные предметы изучения рассматриваются в зарубежной экономической психологии.
Отечественный подход опирается на следующие определения объекта и предмета экономической психологии (О. С. Дейнека).
Объект - хозяйствующий субъект, представленный на разных уровнях: микро, мезо, макроэкономическом (один человек, семья, организация, государство или нация).
Предметом являются закономерности психического отражения хозяйственных отношений (сфера труда, управления, предпринимательства, товарно-денежного обмена, распределения и потребления…)
Методы исследования
Экономическая психология почти не имеет своих специфических методов. Ею используются как методы других отраслей психологии, так и экономические методы: широко применяются логико-теоретический анализ, метод моделирования. Наибольшее распространение получили принятые в социальной психологии опросные методы, реже используется эксперимент.
Структура экономической психологии (направления исследований):
Проблематика этой синтетической, становящейся междисциплинарной науки богата и разнообразна. Сегодня она является обслуживающей наукой других наук. Ее задача сегодня – прикладные аспекты исследований, результаты которых должны быть доведены до сведения экономистов и управленцев с целью повышения производственной эффективности. В западноевропейской и американской науке она включает в себя 3 крупных раздела, рожденных тремя типами экономической реальности, а именно:
1. Рынок (это психология потребителя и психология ведения домашнего хозяйства);
2. Бизнес (поведение и психологические особенности предпринимателя, заключение сделок, ведение переговоров, конкуренция, коммерческая тайна и др.);
3. Отношения «общество-гражданин» (налоги, прибыли, инфляция, безработица, воздействие на население мероприятий экономической политики).