Характеристика игровой модели
Дискуссии как способ обсуждения решения применяются для генерации идей участниками творческой группы, руководимой «модератором», который зачастую является организатором инновационного проекта. Решение по проблеме принимает группа специалистов в составе 5-6 человек, которая отбирает те идеи, которые стоит реализовывать. Процесс обсуждения проблемы группой, обобщение выдвинутых идей и их анализ занимает достаточно много времени. Этот недостаток устраняется в методе "635".
Метод «635» является вариантом метода «мозгового штурма» и применяется, как правило, в условиях территориальной разобщенности членов творческой группы, обычно в составе шести человек. Шесть человек записывают на свои листы по три альтернативных предложения по заданному вопросу за пять минут. Затем по часовой стрелке участники группы меняются листками с их предложениями, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы.
Через полчаса, группа подготавливает, как максимум, 18 разработанных альтернативных вариантов решения проблемы. Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор наилучших вариантов.
Характеристика участников игры
Участниками игры являются студенты специалитета и магистратуры, изучившие все темы дисциплины "Методы оценки и принятия коммерческих решений", предуссмотреные ее рабочей программой.
Порядок проведения игры
Учащиеся разбиваются на группы по 6 человек.
Каждому студенту в группе выдается текст, содержащий описание проблеммной ситуации. Варианты проблемных ситуаций приведены в приложении 1.
В течении 10 минут группа проводит обсуждение проблемной ситуации, направленное на постановку проблемы. После того как проблема сформулирована, она записывается всеми членами группы на отдельных листах.
Далее члены группы формулируют критерии для оценки предложений по решению проблемы.
Затем, работая автономно, каждый член группы за пять минут должен сформулировать и записать 3 предложения по решению проблемы. После чего, происходит последовательный обмен листами с предложениями и осуществляется их углубление и детализация. При этом в листы могут добавляться новые предложения по решению проблемы.
По окончании работы над предложениями, группа приступает к их обощению, уточнению и анализу в режиме открытого обсуждения.
Результатом обсуждения является выбор 2-3 альтернатив, которые по мнению группы могут быть предложены руководству коммерческой организации для решения поставленной проблемы.
Содержание информационной базы
Проблемная ситуация предоставляется участникам игры на бумажных носителях. Объем предоставляемой информации, как правило, составляет 6000-7000 знаков. Источниками проблемной информации являются статьи в бизнес-изданиях, например, [13]-[18].
Инструкция участникам игры
Деловая игра"6-3-5" направлена на развитие навыков группового принятия и оценки коммерческих решений. Группа из 6-ти человек получает текст с изложением проблемной ситуации и должна за один час работы сформулировать множество альтернативных вариантов, провести их обсуждение и отобрать путем оценки альтернатив по заре сформулированным критериям 2-3 альтернативы в качестве потенциального решения. Примеры кейсов, содержащих проблемные ситуации, представлены в приложении 1. Работа группы заканчивается презентацией предлагаемого решения, выполненной средствами Microsoft PowerPoint. Примерный перечень слайдов представлен в приложении 2.
Этапы работы группы с указанием продолжительности каждого этапа приведены в табл. 1.
Таблица 1
Этапы работы группы с указанием продолжительности
каждого этапа
№ п/п | Наименование этапа | Порядок работы | Продолжительность |
1. | Ознакомление с проблемной ситуацией | Каждый участник группы внимательно прочитывает текст с изложением проблемной ситуации и формулирует проблему. Работа осуществляется индивидуально и не предполагает обмена мнениями с другими членами группы. | 10 мин. |
2. | Постановка проблемы | В режиме обсуждения члены группы согласовывают предложения по формулировке проблемы. Принятая группой формулировка записывается всеми членами группы на чистом листе бумаги. | 10 мин. |
3. | Формирование критериев оценки альтернатив | Участники группы осуществляют формирование состава критериев оценки альтернатив | 10 мин. |
4. | Формирование множества альтернатив | Каждый участник в режиме индивидуальной работы записывает на лист с проблемой 3 альтернативы по ее решению | 5 мин. |
5. | Рецензирование альтернатив | По часовой стрелке участники обмениваются листами с альтернативами и в течении 5 минут рецензируют каждый лист. Предложения других участников уточняются, детализируются, дополняются. Каждый член группы должен осуществить рецензирование листов 5 других участников. | 30 мин. |
6. | Анализ альтернатив и выбор вариантов решения | В режиме коллективного обсуждения осуществляется анализ альтернатив и выбор вариантов решения. | 30 мин. |
7. | Подготовка презентации | В режиме коллективной работы группа подготавливает презентацию и договаривается о порядке ее представления учебной группе | 30 мин. |
8. | Презентация | Группа докладывает результаты своей работы | 5 мин. |
При оценке альтернатив следует учитывать такие критерии, как: новизна, эффективность, проработанность и комплексность. Альтернатива обладает новизной, если она предлагает новые процессы, концепции, способы и материалы. Новизна альтернатив проявляется в расширении поля исследования проблемы. Альтернатива эффективна, если с ее помощью можно рассматривать любые компоненты проблемы.
Критериипроработанности и комплексности, отражают главным образом эстетические качества альтернативы. В целом комплексность альтернативы определяется степенью учета ею различных элементов компонентов проблемы и сведением их в единое целое.
Выбор варианта решения проводится посредством системы критериев с помощью методов, изложенных в [4]. Группы при выработке решения должны рассмотреть следующие вопросы:
- может ли организация позволить себе внедрение предложенных вариантов решения;
- какие выгоды организация приобретет от внедрения некоторых вариантов решений.
Анализ экономической эффективности отобранных группой двух-трех альтернатив предполагает оценку и сравнение расходов, связанных с принятием и реализацией решения, и доходов, которые в результате могут быть получены.
Диапазон предполагаемых расходов может быть очень широким (прямые вложения, потери времени, простой рабочих и техники во время внедрения решения, недополученные доходы от не произведенной в это время продукции, стоимость монтажа, сверхурочное время, затраты на переподготовку кадров и инструктаж, моральные издержки и др.). Там, где это возможно, величина издержек должна подсчитываться в денежном выражении. Те издержки, которые нельзя выразить в денежном выражении, рекомендуется проранжировать в баллах от 1 до 10. Причем меньшие издержки выражаются в баллах от 1.
Все полученные данные в ходе обсуждения необходимо свести в таблицу (табл. 2), чтобы легче было их интерпретировать.
Таблица 2
Оценка ожидаемых затрат альтернативных вариантов решения проблемы
№ | Альтернативы | Затраты в денежном выражении | Затраты в баллах |
Оценку ожидаемых доходов рекомендуется проводить в денежном выражении. Однако, следует учитывать, что не каждый фактор может быть выражен в денежном эквиваленте, иногда необходимо использовать другие критерии оценки доходов и расходов (улучшение условий труда, морального климата и взаимоотношений между сотрудниками или подразделениями, а также в повышении качества обслуживания).
Для более удобного рассмотрения необходимо выявить все факторы, на которые оказывает влияние рассматриваемое решение, и свести все данные в таблицу (табл. 3). При этом следует отдельно сгруппировать доходы в денежном и балльном выражениях. Баллы в этом случае присваиваются соответственно влиянию этих факторов, т. е. наибольшее влияние -10 баллов. Максимальные оценки в денежном и балльном выражении характеризуют наилучший результат.
Оценка ожидаемых доходов альтернативных вариантов решения проблемы
Таблица 3
№ | Альтернативы | Доходы в денежном выражении | Доходы в баллах |
Рассчитать эффективность можно по формуле
где V - показатель эффективности;
Q - общий доход;
Р – показатель вероятности успеха;
I - общая сумма затраченных средств.
Для решений, затрагивающих всю деятельность коммерческих организации, рекомендуется использовать формы определения рейтинга программ. Пример использования форм приведен в Приложении 3.