Олигополия и ее эффективность.
Олигополия (О)—ситуация на рынке, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Обычно о ней говорят, когда малое число фирм господствует на рынке однородного или дифференцированного продукта (обрабатывающая, нефтеперерабатывающая, добывающая пром-ти и др.). Достоинством О рынка явл. его техническая и технологическая эффективность и прогрессивностьдя определения эффеции, следуетстой конкуренциидуетпровести ынке однородного или дифференцированного продуктантов.. При этом олигополисты находятся в ситуации мощной конкуренции, что заставляет олигополиста внедрять новые технологии в новую технику. Олигополист имеет средства для внедрения новшеств. В отличие от чистого монополиста олигополисты заинтересованы обновлять продукцию. Олигополисты склонны к сговорам, поэтому гос. власти, осуществляющие контроль над ними, используют антимонопольное законодательство.
Практика выработала 2 точки зрения определения эффективности О.рынка: 1)О. по своей сути является монополией, поэтому принципы и последствия их действий примерно аналогичны, 2)Олигополистические монополии необходимы обществу, им принадлежит значительная роль в осуществлении научно-технического прогресса (только они способны финансировать дорогостоящие проекты).
Монопольная власть, ее источники и показатели. Проблема монополизма в РБ
Рыночную власть имеют фирмы, кот могут повлиять в свою пользу на рыночную ситуацию. Повлиять на рын ситуацию можно повлияв на объем предложения продукции или на цену реализуемой продукции.
Различают 2 вида рыночной властии:
- монополистическая и –монопсоническая
Монополистическая – власть производителя и продавца. Ее источником явл доминирующее положение на рынке, значительная доля фирмы в общей массе поставляемой продукции.
Монопольной властью обладают фирмы-чистые монополисты, а также олигополисты, сумевшие между собой договориться. Могут обладать и фирмы на рынке МК, если они смогут предложить новый товар, обладающий особыми свойствами по сравнению с товарами-аналогами.
Монопсонической властью обладает фирма-покупатель ресурсов, если она явл единственным покупателем. Монопсоническая власть х-на для рынка труда.
Монополизм – это тип экономических отношений, при кот отдельные субъекты хозяйствования обладают рыночной властью и используют ее для получения монопольной прибыли. Для того, чтобы определить, имеет ли место монополизм на рынке, используется индекс Лернера, а также индекс Харфинделя-Хиршмана, используют коэффициенты концентрации, измеряющие долю фиксированного числа ранжированных по размеру предприятий в отрасли.
Индекс Лернера (L):
L изменяется от 0 до 1. На рынке СК L=0, и чем дальше индекс отстоит от 0, тем выше степень монополизации рынка.
1 в РБ антимонопольный закон (дек 1992) «О противодействии монополистической дея-ти и развитии конкуренции» В наст время обязанности по реализации антимонопольного регулирования возложены на «Департамент антимонопольной и ценовой политики министерства экономики». Объектами гос антимонопольного регулирования явл субъекты, включенные в гос реестр. В 2002 внесены существенные изменения в закон, а в 2003 принят закон о естественной монополии.
+ «Государственный реестр фирм монополистов»
+ «Государственный реестр естественных монополий»
Критерии, на основе кот предприятия вкл в гос реестр монополистов (Эти критерии различны для производителей товаров нар потребления и товаров производственно-технического назначения)
Количество крупнейших фирм | производители товаров нар потребления | производители товаров производственно-технического назначения |
до 30% | до 45% | |
до 54% | до 67% | |
до 78% | до 86% | |
до 95% | до 100% | |
примеры | Белмедпрепараты, Атлант, МТЗ |
В РБ ≈ 50 предприятий считаются естественными монополиями (МинГаз, БелПочта, БелТелеком)