Шаг 3. Ищём деньги для реализации идеи

Содержание

Вместо введения ........................................................................................................ 2

Шаг 1. Создаём бизнес-идею ................................................................................. 3

Шаг 2. Составляем бизнес-план ............................................................................ 6

Шаг 3. Ищём деньги для реализации идеи ......................................................... 8

Шаг 4. Выбираем форму предпринимательства ............................................. 15

Шаг 5. Определяем виды

деятельности предприятия ................................................................................... 17

Шаг 6. Выбираем систему налогообложения ................................................... 18

Шаг 7. Готовим документы

для государственной регистрации бизнеса ...................................................... 21

Шаг 8. Относим документы

в Налоговую инспекцию ....................................................................................... 24

Шаг 9. Забираем документы

из Налоговой инспекции ...................................................................................... 25

Шаг 10. Заказываем печать .................................................................................... 26

Шаг 11. Открываем расчётный счёт ................................................................... 27

Шаг 12. Получаем необходимые разрешения ................................................. 29

Шаг 13. Приступаем

к организации бизнес-процесса ......................................................................... 36

Законодательство в области

предпринимательской деятельности ................................................................. 40

Полезные адреса и телефоны .............................................................................. 43

Вместо введения

Вы хотите начать собственный бизнес, но не знаете, с чего начать. В первую очередь, важно понять, зачем вы хотите начать своё дело, и какие цели при этом преследуете. Самое важное и подчас трудное в реализации задуманного – это начать действовать. Элементарные действия, которые вы должны осуществить: это принять решение, выбрать бизнес-идею, соста- вить бизнес-план, определиться с формой собственности и зарегистриро- вать свой бизнес. Выбор бизнес-идеи подскажет вам направление своего дела, бизнес-план убережёт от возможных ошибок, регистрация позволит получить официальный статус предпринимателя или предприятия.

Данное руководство станет для Вас путеводителем в мир бизнеса и поможет избежать многочисленных проблем, которые могут возникнуть в процессе его открытия. Обратите внимание, что юридическая точность в процедуре регистрации и ведении бизнеса является залогом его успешно-

го начала. Ну, а дальнейшее благополучие дела будет зависеть только от Вас. Внимательно следуйте руководству и помните: не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Удачи!

Шаг 1. Создаём бизнес-идею

Основа любого дела – это хорошая идея. Поэтому самое время при- ступить к её генерации. В этом случае источником вдохновения может по- служить что угодно, ведь иногда, чтобы увидеть парящую в воздухе идею, достаточно просто посмотреть в окно. Существует множество методов на- чать собственный бизнес, например:

– копирование и усовершенствование товаров/услуг, предлагаемых другими предпринимателями;

– изучение и использование потребностей других людей и орга- низаций;

– изучение и использование существующих в обществе тенденций;

– использование собственных знаний, навыков, опыта, приобре- тённых в работе (в т.ч. по специальности);

– посредничество при продаже чужих товаров;

– превращение хобби в бизнес;

– франчайзинг, то есть лицензирование, при котором владелец предприятия даёт согласие оказать помощь другому лицу в организации аналогичного или точно такого же бизнеса за определённую долю при- были;

– поиск применения имеющимся активам (например, участка земли или свободного помещения);

– приобретение готового бизнеса;

– создание инноваций.

В современных условиях одним из наиболее популярных методов поиска бизнес-идей стал нишинг, т.е. поиск ниш (сфер предпринима- тельско-хозяйственной деятельности с определённым контингентом по- требителей, либо разновидностей бизнеса, весьма ограниченных в мас- штабах). Считается, что возможность найти и внедриться в «свою» нишу, обеспечивает очень малое количество конкурентов и стабильный доход с высоким потенциалом. Разумеется, поиск ниши – процесс трудоёмкий. В Тюменской области созданы условия, помогающие облегчить молодым предпринимателям этот процесс.

Во-первых, каждый предприниматель может воспользоваться резуль- татами исследования перспективных ниш для малого и среднего бизнеса

в Тюменской области, в котором приведены готовые идеи, сформирован- ные по принципу: город – сфера деятельности – ниши – проекты (бизнес- идеи) для малого и среднего предпринимательства1. Во-вторых, не секрет,

Шаг 3. Ищём деньги для реализации идеи - student2.ru 1 www.tyumen-region.ru/business/information/valid/

что наш регион ввиду географического положения и наличия природных ресурсов, эффективно функционирующей рыночной структуры и соци- альной активности потребителей, а также современной системы государ- ственной поддержки предпринимательства и ряда других факторов при- знан инвестиционно привлекательным.

Это способствует привлечению в Тюменскую область «крупных игроков» - инвесторов. В этой связи Департамент инвестиционной по- литики и государственной поддержки предпринимательства совместно с Фондом развития и поддержки предпринимательства Тюменской области определили перспективные инвестиционные проекты («точки роста»), которые предлагают реализовать в муниципальных образованиях юга об- ласти субъектам малого и среднего предпринимательства при оказании содействия. Инвестиционные предложения разработаны в следующих от- раслях с учётом уникальных ресурсов региона:

– добыча полезных ископаемых (организация производства, добы- чи и переработки торфа);

– производство пищевых продуктов (строительство мини-пекарен, производство макаронных и кондитерских изделий, рыбных консервов, минеральной питьевой воды, смесей глубокой заморозки);

– целлюлозно-бумажное производство (организация и производ- ство обоев, гофрокартона и гофротары, туалетной бумаги);

– производство транспортных средств (строительство современ- ных круизных теплоходов);

– строительство (строительство торгово-офисного центра, Экспо- центра);

– сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (строительство мо- лочно-торговых ферм, организация рыботоварного хозяйства, предпри- ятия по лесозаготовке);

– гостиницы и рестораны (строительство развлекательного и тор- гового центра);

– обработка вторичного сырья, химическое производство (органи- зация производства брикетного топлива, лаков и красок, биодизеля, мине- ральных удобрений, создание комплекса по производству йода и брома и т.д.);

– производство резиновых и пластмассовых изделий (организация производства стеновых панелей из поливинилхлорида, упаковочной лен- ты - скотча);

– металлургическое производство и производство готовых метал- лических изделий (организация производства водосточных систем, проф-

настила, металлосайдинга, металлоконструкций, арматурной сетки);

– производство машин и оборудования (организация производ- ства: насосных штанг, штанговых насосов, штанговых комплексов – при- меняемых при добыче нефти);

– обработка древесины и производство изделий из дерева (органи- зация производства бревенчатых домов ручной работы);

– производство кожи, изделий из кожи и обуви;

– текстильное и швейное производство (ковры).

В дополнение Вы можете воспользоваться универсальными бизнес- идеями на следующих сайтах:

– www.allprobiz.net;

– www.koshelyok.ru;

– www.ideascollection.ru;

– www.homebusiness.ru;

– www.openbusiness.ru/bplan/main-bplan.htm.

Шаг 2. Составляем бизнес-план

Следующий шаг на пути к открытию своего бизнеса – это оформ- ление бизнес-идеи в бизнес-план, то есть проект Вашего будущего дела, позволяющий не только изучить ёмкость и оценить перспективность его развития, но и привлечь инвестиции. Бизнес-план обычно пишется на 2-3 года. Какого-то единого нормативного документа, регламентирующего, какой должна быть структура бизнес-плана, в России не существует. Но есть международные нормы и требования, на основании которых были разработаны стандарты (макеты): UNIDO, TACIS, KPMG и др. Вы можете найти их на следующих сайтах:

– www.smsr-senclub.ru/model_business;

– www.tyumen-region.ru (в разделе о поддержке предприниматель- ства);

– www.bishelp.ru/svoe_delo/bp/index.php.

1. Резюме

Этот раздел часто недооценивается разработчиками, хотя он является одним из самых важных разделов плана, так как может вызвать (или нет) интерес чита- теля, который мог бы стать потенциальным банкиром или инвестором. Резюме составляется в последнюю очередь и содержит сжатое изложение сути проекта и характеристику его важнейших показателей.

2. Бизнес и его общая стратегия

Раздел в доступной и сжатой форме описывает цель, задачи, проблемы и способы их решения, алгоритм действий, перспективы проекта.

3.План маркетинга

В разделе описываются товары и услуги (преимущества, обосновывается не- обходимость для потребителя), рынок сбыта и потенциальные конкуренты. Раздел должен содержать план мероприятия по продвижению товаров/услуг и бюджет.

4.План производства

Расчет постоянных и переменных издержек на производство, объемов про- изводства и сбыта, расчет себестоимости продукции и общие сведения о возмож- ностях предприятия.

5.Юридический план

В этом разделе Вы должны собрать информацию, связанную с правовым обе- спечением хозяйственной деятельности предприятия, указать, какие разрешения необходимо получить для осуществления Вашей деятельности, описать порядок их получения и ориентировочный размер затрат

6.Организационный план

В этом разделе описывается организация руководящего состава и основных

специалистов, организационная структура предприятия и сроки реализации про-

екта, способы мотивации руководящего состава.

7.Финансовый план

Необходимо описать основные финансовые расчеты и издержки, провести калькуляцию себестоимости и описать смету расходов на проект в соответствии

с планом производства и планом маркетинга. Также описать источники финан- совых средств, привести таблицу расходов и доходов и описать движение налич- ности.

8. Оценка эффективности проекта

Оценка значимости проекта, его эффективность и направленность. Анализ чувствительности предприятия к внешним факторам.

9. Риски и гарантии

Гарантии по окупаемости проекта и возврату заемных средств. Описание воз- можных рисков и форс-мажорных моментов.

10. Приложения

В данном разделе бизнес-плана формируются данные, документы, графики, схемы, таблицы, которые необходимы для описания и подтверждения информа- ции, содержащейся в бизнес-плане.

Представленная структура учитывает довольно широкий, но не мак- симальный перечень вопросов. Однако мы не рекомендуем слепо копиро- вать структуру бизнес-плана, так как у каждого проекта и целевого назна- чения бизнес-плана свои особенности.

Бизнес-план оформляется в виде сброшюрованного отчета и, как правило, состоит из 30-60 страниц. Текст должен быть отпечатан. Каж- дую главу следует начинать с новой страницы. Иллюстрируйте бизнес- план схемами, графиками, диаграммами и рисунками. Все детали и под- тверждающие документы помещайте в приложения. Советуем оформить титульный лист следующим образом: краткая характеристика деятельно- сти; организационно-правовая форма предприятия, его название; предпо- лагаемый юридический адрес будущего предприятия; ФИО составившего бизнес-план, паспортные данные; номер телефона; дата составления биз- нес-плана.

Совет:

Составлять бизнес-план или действовать по ситуации – решать Вам. Но в любом случае нужно помнить, что к моменту общения с инвесторами Вам необходимо иметь конкретные цифры прибыльности своего проекта и его возможной убыточности при определённых условиях.

Шаг 5. Определяем виды

Деятельности предприятия

Определившись с правовой формой, необходимо выбрать коды эко- номической деятельности (коды ОКВЭД), которые Вы будете указывать в заявлении о регистрации индивидуального предпринимателя или обще- ства с ограниченной ответственностью. При выборе в первую очередь нужно руководствоваться тем, какими на самом деле видами бизнеса Вы предполагаете заниматься. От выбранных видов деятельности может за- висеть система налогообложения, а также возможность получения раз- личных лицензий и разрешений. Первый из указанных в заявлении кодов будет основным. Выбрать можно любое количество кодов ОКВЭД.

Конкретные виды экономической деятельности устанавливаются в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 004-93. Его Вы можете найти на сайте Федеральной службы государ- ственной статистики www.gks.ru и изучить самостоятельно или обратиться

в Тюменский областной комитет государственной статистики.

Совет:

Ничего сложного в выборе кодов нет, классификатор содержит массу примечаний и подсказок. Чтобы постоянно не вносить изменения в ре- гистрационные документы, лучше сразу прописать предполагаемые коды деятельности.

Шаг 7. Готовим документы

Подготовка документов

Шаг 10. Заказываем печать

Вы зарегистрировали свое ИП или ООО, но это ещё не всё. Чтобы осуществлять деятельность на законных основаниях, прежде всего, Вам необходимо сделать печать Вашей организации, которая является основ- ным атрибутом документа, позволяющим установить его подлинность. Квитанция, договор, нотариальный акт – без печати организации просто не принимаются во внимание. Если для деятельности ИП не требуется печать, то Вы можете ее не заказывать.

Установлены следующие размеры печати:

– круглая печать представляет собой окружность диаметром 38-42

мм,

– треугольная - равносторонний треугольник с длиной стороны 38-

42 мм.

На печатях непременно должны находиться следующие данные:

– полное наименование организации с указанием организационно

- правовой формы;

– место регистрации;

– номер государственной регистрации (или номер в регистрацион- ном реестре);

– ИНН, ОГРН.

Заказ на изготовление печатей или штампов принимается при усло- вии предоставления следующих документов:

– Заявление с указанием причины заказа на изготовление печати, подписанное уполномоченным лицом (предоставляется компанией-изго- товителем);

– Свидетельство о государственной регистрации (ОГНИП/ОГРН);

– Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН);

– Документ, подтверждающий полномочия руководителя юриди- ческого лица (приказ или решение о назначении на должность, контракт

и др.).

– Документ, подтверждающий полномочия представителя юриди- ческого лица (нотариально удостоверенная доверенность).

– Паспорт заявителя.

Шаг 11. Открываем расчётный счёт

В отличие от юридических лиц индивидуальные предприниматели не обязаны открывать расчетный счет в банке. Они могут платить нало- ги от своего имени через кассу Сбербанка. Если речь идет о розничной торговле, то расчетный счет может понадобиться только для работы с по- ставщиками. Но если Вы собираетесь официально предоставлять услуги юридическим лицам, то однозначно нужен расчетный счет, потому что большинство предприятий предпочитают работать по безналичному рас- чёту.

Если вы зарегистрированы как юридическое лицо и вносили устав- ной капитал деньгами, то у Вас уже открыт накопительный счёт. После окончания регистрации банк его закроет. Вы можете открыть расчётный счёт в этом же банке либо выбрать другой.

Пакет необходимых документов и порядок открытия расчетного сче-

та уточните в выбранном Вами банке. Но практически во всех банках тре- буют следующие документы:

– Заявление на открытие банковского счёта;

– Справку, выданную в Федеральной службе государственной ста- тистики о присвоении кодов ОКПО и классификационных признаков (её необходимо самостоятельно забрать после получения документов о госу- дарственной регистрации в Тюменском отделении Росстата);

– Банковскую карточку с образцами подписей и оттисками печатей

(можно сделать на месте при наличии печати);

– Документы, подтверждающие избрание, назначение на долж- ность уполномоченных на распоряжение счетом лиц, указанных в банков- ской карточке: протоколы избрания, приказы о вступлении в должность, приказы о назначении и т.п. (копии) - для ООО.

Также потребуются нотариально заверенные копии следующих до- кументов:

– Устав предприятия;

– Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе;

– Свидетельство о государственной регистрации (нотариально за- веренная копия).

В течение 10 дней после открытия счёта Вы обязаны уведомить об этом инспекцию, в противном случае Вам грозит штраф в размере 5 000 рублей.

После открытия расчетного счета в банке Вы можете заказать чеко-

вую книжку или пластиковую карту для снятия наличных.

Совет:

При выборе банка следует принять во внимание совокупность таких харак- теристик, как его надёжность, размер предоставляемых тарифов, наличие специальных программ и другие. Важную роль играет также близость офи- са банка и наличие парковки.

Сертификация

Для ряда товаров, работ и услуг Вам необходимо будет выполнить проверку их безопасности, качества и соответствия иным требованиям за- кона. Этот процесс называется сертификацией. Сертификация - проце- дура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) орга- низация удостоверяет в письменной форме, что продукция (работа, услу- га) соответствует установленным требованиям. Сертификат соответствия

- документ, выданный для подтверждения такого соответствия. Причем сертификат соответствия может быть выдан только при наличии необхо- димых для данной продукции (работ, услуг) документов (гигиеническое/ санитарно-эпидемиологическое заключение, ветеринарное свидетель- ство, сертификат пожарной безопасности и др.).

В России существует больше 100 систем сертификации, из них около

20 обязательных, остальные добровольные. Основные из них:

– ГОСТ Р, поднадзорная Ростехрегулированию и в Росстрою;

– санитарно-эпидемиологическая экспертиза (санитарно-эпидеми- ологическая оценка продукции, «гигиеническая сертификация»), поднад- зорная Росздравнадзору;

– пожарная безопасность, поднадзорная МЧС;

– обязательная сертификация средств защиты информации по тре- бованиям безопасности информации.

Федеральные органы по сертификации: Министерство обороны Рос- сийской Федерации, СВР России, ФСБ России и ФСТЭК России. Сер- тификационные испытания проводят аккредитованные испытательные лаборатории.

Лицензирование

Лицензирование - одна из форм государственного регулирования

предпринимательской деятельности, которая представляет собой особую процедуру официального признания индивидуального предпринимателя или юридического лица на ведение определенного вида деятельности с соблюдением нормативных требований и стандартов. В свою очередь, лицензия - это официальный документ, который удостоверяет право на ведение указанной в нем деятельности в течение установленного срока и условия ее осуществления. То есть, по сути, лицензия является разрешени- ем на ведение некоторых видов деятельности.

Необходимость получения лицензии, прежде всего, состоит в том, что к лицензируемым относятся наиболее «опасные» виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба особо охраняемым объектам. За деятельность без лицензии или с нарушением условий лицензирования предусматривается ответственность. Для полу- чения лицензии Вам необходимо будет подготовить определенный пере- чень документов и подать их в лицензирующий орган.

Вам необходимо подготовить следующие документы:

– заявление о предоставлении лицензии с необходимыми сведени- ями о юридическом лице или ИП;

– копии учредительных документов (с представлением оригиналов

в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном по- рядке) - для юридического лица;

– документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении ли- цензии;

– копии документов, перечень которых определяется положени- ем о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свиде- тельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предус- мотрено федеральными законами.

Далее эти документы Вы должны предоставить в лицензирующий орган. Все предоставленные Вами документы принимаются в день посту- пления по описи, копия которой с отметкой о дате вручается Вам. Теперь

у лицензирующего органа есть не более 45 дней, чтобы принять решение по Вашей заявке о предоставлении лицензии или об отказе в таком предо- ставлении. В том случае, если лицензирующий орган принял в отноше- нии Вас положительное решение, Вы должны будете оплатить лицензи- онный сбор и предоставить квитанцию.

По общему правилу срок действия лицензии не может быть менее 5 лет, однако, для некоторых видов деятельности лицензия предоставляется бессрочно. Обращаем Ваше внимание, что на каждый вид деятельности выдается отдельная лицензия, то есть, если Вы занимаетесь оказанием сра-

зу несколько видов услуг, подлежащих лицензированию, на каждый такой вид Вы должны получить отдельную лицензию.

Поиск помещения

Начать подбирать помещение лучше еще до этапа регистрации свое-

го дела, чтобы период получения учредительных документов хотя бы при- мерно совпал с началом аренды помещения. Таким образом, Вы сможете сразу начать свой бизнес без «простоя». Правильно подобранное поме- щение обеспечит благоприятные условия для функционирования Вашего бизнеса. Один из важных критериев выбора помещения - это удобство для вас, вашего персонала и для ваших клиентов, которым придется до вас добираться.

Прежде чем приступить к выбору помещения, определите: для чего

и какое помещение Вам необходимо? В каком месте? Какая цена бы вас устроила, и какую максимальную сумму Вы готовы заплатить за подходя- щее помещение?

В настоящее время в Российской Федерации существует несколько классификаций производственных помещений, к которым предъявля- ются определенные требования. Существуют отраслевые классы произ- водственных помещений: для нефтегазовой, металлообрабатывающей, легкой, пищевой, медицинской и других видов промышленности. Кроме того, классификация производственных помещений должна отражать ос- вещенность, уровень шума и уровень возможного загрязнение помещения,

а также оснащенность помещения электропроводкой, подачей воды, пара или газа. Любой вид производственного помещения должен соответ- ствовать гигиеническим нормам, которые позволят работникам чувство- вать себя комфортно на протяжении всего рабочего времени и не скажутся на качестве выпускаемой продукции. Кроме того, все виды производствен- ных помещений должны обеспечивать безопасность труда работников.

Учтите, что в зависимости от специфики Вашего бизнеса, к помеще- нию могут быть предъявлены особые условия. Например, на помещения,

предназначенные для производства продуктов питания или медицинских препаратов, налагают особые требования по гигиеническому контролю. Также, для производственных помещений, где используются токсичные или взрывоопасные компоненты, предъявляются жесткие условия без- опасности. Чаще всего производственные помещения делят на админи- стративно-производственные, производственные и складские помещения.

При организации бизнеса Вы должны выбрать тот вид производ- ственного помещения, который соответствует Вашему предприятию. Не- смотря на то, что количество проверок для предприятий малого бизнеса значительно уменьшилось, за несоответствие условий труда для персона- ла, невыполнение техники пожарной безопасности или санитарно-гигие- нических норм Вы можете быть оштрафованы или лишены лицензии на предпринимательскую деятельность.

Далее следует определиться со способом поиска. Вы можете взять помещение в аренду, выкупить его в собственность, перевести из жилого фонда в нежилой, воспользоваться ипотекой, стать резидентом Бизнес- инкубатора.

Итак, при выборе производственного помещения примите во вни- мание:

– специфику Вашего бизнеса;

– Ваши общие потребности в производственных площадях (с уче- том возможного роста);

– требования к зданию, вытекающие из специфики Вашего бизне-

са (конструктивные особенности, ширина дверных проемов, высота по- толков, полы, необходимые коммуникации и т.п.);

– общие требования к зданию (местоположение, подъездные пути);

– состояние здания (конструктивная «оболочка» и внутренние си- стемы обеспечения);

– условия и сроки аренды (при необходимости);

– необходимость (а также сроки и стоимость) получения дополни- тельных разрешений и согласований на размещение в данном здании Ва- шего производства.

– соответствие производственных помещений требованиям элек- тро- и пожаробезопасности, а также требованиям законодательства в об- ласти и охраны здоровья;

– стоимость расходов на обустройство Вашего производства.

Рекомендуем Вам для поиска помещения воспользоваться независи- мым информационным интернет-порталом о недвижимости города Тю-

мени www.dom72.ru или обратиться в Департамент имущественных отно-

шений Тюменской области по тел. (3452) 46-12-10, 46-62-31 (приёмная).

Законодательство в области

Полезные адреса и телефоны

Департамент инвестиционной политики и государственной поддерж- ки предпринимательства Тюменской области. Адрес: 625003, г. Тюмень, ул. Республики, 24, каб. 516, 518а. Тел.: (3452) 29-65-02, 29-65-04, 29-65-00. www.tyumen-region.ru.

Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской обла- сти. Адрес: 625000, г.Тюмень, ул. Хохрякова, д. 53. Тел.: (3452) 46-57-58,

46-57-52. www.fondripp.ru.

ГАУ ТО «Областной бизнес-инкубатор». Адрес: г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д.81а, строение 1. Тел.: (3452) 330-370. E-mail: [email protected]. www.incubator72.ru.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области. Адрес: г. Тюмень, ул. Советская, 65, корпус 2. Теле- фоны: (3452) 23-03-03, 23-14-19. E-mail: [email protected]. www.tfoms.ru.

Управление федеральной налоговой службы России по Тюменской области. Адрес: 625009, ул. Товарное шоссе, д. 15. Телефоны: (3452) 29-62-

66; 29-62-87. www.r72.nalog.ru.

Тюменское региональное отделение Фонда социального страхова- ния Российской Федерации. Адрес: 625001, г. Тюмень ул. Ирбитская, д.16, приемная каб. 203. Телефон: (3452) 22-11-92. www.fsstyumen.ru.

Пенсионный фонд:

Управление по Центральному АО. Адрес: ул. Ленина, д. 78. Телефон: (3452) 46-51-44.

Управление по Ленинскому АО. Адрес: ул. Республики, д. 83 каб.505, ул.Пржевальского, 54. Телефон: (3452) 20-08-36

Управление по Калининскому АО. Адрес: ул. Ленина, 78. Телефоне: (3452) 46-53-01.

Территориальный орган Федеральной службы государственной ста- тистики по Тюменской области. Адрес: ул. Ленина, 76 кабинет 108 (юр. лица), каб.110 (физические лица). Телефоны: (3452) 29-62-91, 29-62,93. www.oblstat.tmn.ru.

По заказу Департамента инвестиционной политики

и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области.

Тираж: 5 100 экземпляров.

Содержание

Вместо введения ........................................................................................................ 2

Шаг 1. Создаём бизнес-идею ................................................................................. 3

Шаг 2. Составляем бизнес-план ............................................................................ 6

Шаг 3. Ищём деньги для реализации идеи ......................................................... 8

Шаг 4. Выбираем форму предпринимательства ............................................. 15

Шаг 5. Определяем виды

деятельности предприятия ................................................................................... 17

Шаг 6. Выбираем систему налогообложения ................................................... 18

Шаг 7. Готовим документы

для государственной регистрации бизнеса ...................................................... 21

Шаг 8. Относим документы

в Налоговую инспекцию ....................................................................................... 24

Шаг 9. Забираем документы

из Налоговой инспекции ...................................................................................... 25

Шаг 10. Заказываем печать .................................................................................... 26

Шаг 11. Открываем расчётный счёт ................................................................... 27

Шаг 12. Получаем необходимые разрешения ................................................. 29

Шаг 13. Приступаем

к организации бизнес-процесса ......................................................................... 36

Законодательство в области

предпринимательской деятельности ................................................................. 40

Полезные адреса и телефоны .............................................................................. 43

Вместо введения

Вы хотите начать собственный бизнес, но не знаете, с чего начать. В первую очередь, важно понять, зачем вы хотите начать своё дело, и какие цели при этом преследуете. Самое важное и подчас трудное в реализации задуманного – это начать действовать. Элементарные действия, которые вы должны осуществить: это принять решение, выбрать бизнес-идею, соста- вить бизнес-план, определиться с формой собственности и зарегистриро- вать свой бизнес. Выбор бизнес-идеи подскажет вам направление своего дела, бизнес-план убережёт от возможных ошибок, регистрация позволит получить официальный статус предпринимателя или предприятия.

Данное руководство станет для Вас путеводителем в мир бизнеса и поможет избежать многочисленных проблем, которые могут возникнуть в процессе его открытия. Обратите внимание, что юридическая точность в процедуре регистрации и ведении бизнеса является залогом его успешно-

го начала. Ну, а дальнейшее благополучие дела будет зависеть только от Вас. Внимательно следуйте руководству и помните: не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Удачи!

Шаг 1. Создаём бизнес-идею

Основа любого дела – это хорошая идея. Поэтому самое время при- ступить к её генерации. В этом случае источником вдохновения может по- служить что угодно, ведь иногда, чтобы увидеть парящую в воздухе идею, достаточно просто посмотреть в окно. Существует множество методов на- чать собственный бизнес, например:

– копирование и усовершенствование товаров/услуг, предлагаемых другими предпринимателями;

– изучение и использование потребностей других людей и орга- низаций;

– изучение и использование существующих в обществе тенденций;

– использование собственных знаний, навыков, опыта, приобре- тённых в работе (в т.ч. по специальности);

– посредничество при продаже чужих товаров;

– превращение хобби в бизнес;

– франчайзинг, то есть лицензирование, при котором владелец предприятия даёт согласие оказать помощь другому лицу в организации аналогичного или точно такого же бизнеса за определённую долю при- были;

– поиск применения имеющимся активам (например, участка земли или свободного помещения);

– приобретение готового бизнеса;

– создание инноваций.

В современных условиях одним из наиболее популярных методов поиска бизнес-идей стал нишинг, т.е. поиск ниш (сфер предпринима- тельско-хозяйственной деятельности с определённым контингентом по- требителей, либо разновидностей бизнеса, весьма ограниченных в мас- штабах). Считается, что возможность найти и внедриться в «свою» нишу, обеспечивает очень малое количество конкурентов и стабильный доход с высоким потенциалом. Разумеется, поиск ниши – процесс трудоёмкий. В Тюменской области созданы условия, помогающие облегчить молодым предпринимателям этот процесс.

Во-первых, каждый предприниматель может воспользоваться резуль- татами исследования перспективных ниш для малого и среднего бизнеса

в Тюменской области, в котором приведены готовые идеи, сформирован- ные по принципу: город – сфера деятельности – ниши – проекты (бизнес- идеи) для малого и среднего предпринимательства1. Во-вторых, не секрет,

Шаг 3. Ищём деньги для реализации идеи - student2.ru 1 www.tyumen-region.ru/business/information/valid/

что наш регион ввиду географического положения и наличия природных ресурсов, эффективно функционирующей рыночной структуры и соци- альной активности потребителей, а также современной системы государ- ственной поддержки предпринимательства и ряда других факторов при- знан инвестиционно привлекательным.

Это способствует привлечению в Тюменскую область «крупных игроков» - инвесторов. В этой связи Департамент инвестиционной по- литики и государственной поддержки предпринимательства совместно с Фондом развития и поддержки предпринимательства Тюменской области определили перспективные инвестиционные проекты («точки роста»), которые предлагают реализовать в муниципальных образованиях юга об- ласти субъектам малого и среднего предпринимательства при оказании содействия. Инвестиционные предложения разработаны в следующих от- раслях с учётом уникальных ресурсов региона:

– добыча полезных ископаемых (организация производства, добы- чи и переработки торфа);

– производство пищевых продуктов (строительство мини-пекарен, производство макаронных и кондитерских изделий, рыбных консервов, минеральной питьевой воды, смесей глубокой заморозки);

– целлюлозно-бумажное производство (организация и производ- ство обоев, гофрокартона и гофротары, туалетной бумаги);

– производство транспортных средств (строительство современ- ных круизных теплоходов);

– строительство (строительство торгово-офисного центра, Экспо- центра);

– сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (строительство мо- лочно-торговых ферм, организация рыботоварного хозяйства, предпри- ятия по лесозаготовке);

– гостиницы и рестораны (строительство развлекательного и тор- гового центра);

– обработка вторичного сырья, химическое производство (органи- зация производства брикетного топлива, лаков и красок, биодизеля, мине- ральных удобрений, создание комплекса по производству йода и брома и т.д.);

– производство резиновых и пластмассовых изделий (организация производства стеновых панелей из поливинилхлорида, упаковочной лен- ты - скотча);

– металлургическое производство и производство готовых метал- лических изделий (организация производства водосточных систем, проф-

настила, металлосайдинга, металлоконструкций, арматурной сетки);

– производство машин и оборудования (организация производ- ства: насосных штанг, штанговых насосов, штанговых комплексов – при- меняемых при д

Наши рекомендации