Основные тенденции новейшего менеджмента

В настоящее время можно выделить следующие тенденции развития современного менеджмента: бурное развитие получает культура организации; стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое применение во все более широком спектре специальных приложений; методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор; формируются и развиваются новые специальные виды менеджмента. Коротко остановимся на этих тенденциях. Культура организации - в нее входят нормы, принципы, правила, ценности, идеалы, язык, жаргон, история организации, легенды, образы, символы, метафоры, церемонии, ритуалы, формы наград и поощрений, размещение, здание, окружение. Современный периодразвития практики и теории менеджмента все чаще называют "культурной революцией" в менеджменте. Стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое применение во все большем числе конкретных управленческих ситуаций. Бизнес-планирование по сути явилось воплощением идей и методов стратегического планирования, доведенных в некоторых случаях до нормативно закрепленных процедур. Приемы стратегического планирования используются в маркетинге, рекламе, работе государственных учреждений. Еще одной тенденцией развития менеджмента сегодня стало распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации. Развиваются разнообразные специальные виды менеджмента: муниципальный менеджмент,риск-менеджмент, университетский менеджмент, финансовый менеджмент,инвестиционный менеджмент, инновационный менеджмент.

27.Построение идеальной организации по М.ВеберуВебер задался целью сформулировать принципы построения идеальной организации. Бюрократию он считал наиболее общей формой управления, в пределах которой все основные виды деятельности определяются правилами и процедурами, позволяющими преодолеть главные недостатки организации (семейственность и фаворитизм), действовать быстро, точно, непрерывно и предсказуемо. В «идеальной организации» Вебера предполагалось четкое разделение ответственности между различными «бюро» организации. Это разделение было закреплено в соответствующих документах и схемах, описывающих обязанности лиц, занимающих соответствующие позиции, и линии ответственности. Вообще в модели Вебера управление административной деятельностью состоит в разработке и установлении доскональных письменных инструкций по внутриорганизационным действиям, системы правил и процедур поведения в конкретных ситуациях. Структура организации, по Веберу, иерархична и каждый руководитель ответствен, как за свои действия, так и за действия подчиненных, только перед лицом, занимающим вышестоящую позицию. Вместе с тем следовало создать карьерную систему, гарантирующую продвижение по службе квалифицированных работников.

28.Основы научного управления Ф.У. Тейлора. Свои взгляды Тейлор изложил в книгах: «Управление предприятием» и «Принципы научного управления». Он развил научный менеджмент в трех основных направлениях: это нормирование труда; систематический отбор и обучение персонала; денежные стимулы, как вознаграждение за конечный результат. Прежде всего, Тейлор доказал возможность разработки на основе тщательного изучения затрат времени, движений, усилий, оптимальных методов осуществления производственных и трудовых операций, норм расхода времени на них и необходимость неукоснительного следования разработанным стандартам. Далее, Тейлор показал, что каждый менеджер должен осуществлять подбор, обучение и расстановку рабочих на те места, где они могут принести наибольшую пользу, устанавливать для них задания, распределять материальные ресурсы, обеспечивать их рациональное расходование, своевременно контролировать их действия и достигнутые результаты. Тейлор считал, что менеджер должен определять для подчиненных точный порядок, инструменты и механизм выполнения работы, время ее завершения. Наконец, Тейлор пришел к выводу, что главная причина невысокой производительности труда работников заключается в несовершенстве системы их оплаты и поощрения. По его мнению, надлежащий эффект вознаграждение принесет в том случае, если будет своевременным, относиться к конкретному человеку, а не месту, которое он занимает; выплачиваться на основе единообразных расценок, выведенных на основе точного знания, обоснованных критериев, а не догадок.

Наши рекомендации