Зарождение управленческой мысли. Периоды развития управленческой мысли.

Зарождение управленческой мысли. Периоды развития управленческой мысли.

Мен как особая категория и сам область исследования сложилась в ХХ в., являясь в настоящее время сам областью научного знания. Как и любая наука, мен обладает собственными особенностями зарождения, развития, предметом, объектом и методами исследования. Управленческая мысль развивалась одновременно с эволюцией человеческого общества и изменением экономических, общественно-политических и производственных отношений. Как отдельная область знаний менеджмент появился среди собственников-управленцев, т.е. ее возникновение было обусловлено необходимостью в разработке методов и принципов управления конкретными предприятиями. Менеджмент получил настоящее развитие и становление в крупнейших корпорациях (например, американских «General Motors», «General Electric»). Бурное развитие менеджмента как науки в индустриальный ХХ в. опиралось на решение практических задач, стоящих перед собственниками и управленцами, а именно — повышения эффективности деятельности организаций и производительности труда персонала. Современный менеджмент как наука носит явно выраженный междисциплинарный характер: в нем присутствуют элементы социологии, психологии, общей теории систем, математики, макро- и микроэкономики, экономики предприятия, теории организации и т.д. Объектом менеджмента является любая социально-экономическая система, поддающаяся управляющему воздействию, вне зависимости от форм собственности, размеров и сферы деятельности. Предметная область менеджмента — это процесс управления предпринимательскими структурами как социально-экономическими системами.Отличительными чертами менеджмента как науки являются: • преемственность, т.е. основные модели опираются на опыт и прошлые научные достижения; • наличие собственных методов исследования: – общенаучные: математическое и экономическое моделирование, эмпирические методы, методы системного и системно-синергетического подхода, ситуационный подход, методы социологических исследований и др. – специфические: методы реализации основных функций менеджмента, управления подсистемами предпринимательских структур и др.) • научная обоснованность и объективность знания, т.е. полученные в ходе исследований знания могут быть воспроизведены при создании соответствующих условий любым субъектом.Изменение общественной организации и производственных отношений в обществе обусловило изменение и в управленческой мысли, т.е. в основных взглядах и методах организации производства материального продукта и услуг, реализации, товарообмена, товарно-денежных отношениях на рынке.

В целом можно выделить шесть основных периодов развития управленческой мысли: 1. Первый — Древний мир. 2. Второй — Средневековье ( V — ср XII вв.) и Эпоха Возрождения (XIV–XVI вв.). 3. Третий — доиндустриальная эпоха ср XVI — середина XVIII вв.). 4. Четвертый — начало индустриальной эпохи ( XVIII–XIXвв.). 5. Пятый период развития управленческой мысли: индустриальная эпоха ( конец XIX — 80-е гг. XX в.). 6. Шестой — постиндустриальная (информационная, сетевая) эпоха (80-е годы ХХ в. — настоящее время). Изменения в управленческой мысли Древнего мира, Средневековья, Эпохи Возрождения определяются изменением экономической ситуации, развитием тов-ден отношений

Зарождение управленческой мысли. Периоды развития управленческой мысли.

Мен как особая категория и сам область исследования сложилась в ХХ в., являясь в настоящее время сам областью научного знания. Как и любая наука, мен обладает собственными особенностями зарождения, развития, предметом, объектом и методами исследования. Управленческая мысль развивалась одновременно с эволюцией человеческого общества и изменением экономических, общественно-политических и производственных отношений. Как отдельная область знаний менеджмент появился среди собственников-управленцев, т.е. ее возникновение было обусловлено необходимостью в разработке методов и принципов управления конкретными предприятиями. Менеджмент получил настоящее развитие и становление в крупнейших корпорациях (например, американских «General Motors», «General Electric»). Бурное развитие менеджмента как науки в индустриальный ХХ в. опиралось на решение практических задач, стоящих перед собственниками и управленцами, а именно — повышения эффективности деятельности организаций и производительности труда персонала. Современный менеджмент как наука носит явно выраженный междисциплинарный характер: в нем присутствуют элементы социологии, психологии, общей теории систем, математики, макро- и микроэкономики, экономики предприятия, теории организации и т.д. Объектом менеджмента является любая социально-экономическая система, поддающаяся управляющему воздействию, вне зависимости от форм собственности, размеров и сферы деятельности. Предметная область менеджмента — это процесс управления предпринимательскими структурами как социально-экономическими системами.Отличительными чертами менеджмента как науки являются: • преемственность, т.е. основные модели опираются на опыт и прошлые научные достижения; • наличие собственных методов исследования: – общенаучные: математическое и экономическое моделирование, эмпирические методы, методы системного и системно-синергетического подхода, ситуационный подход, методы социологических исследований и др. – специфические: методы реализации основных функций менеджмента, управления подсистемами предпринимательских структур и др.) • научная обоснованность и объективность знания, т.е. полученные в ходе исследований знания могут быть воспроизведены при создании соответствующих условий любым субъектом.Изменение общественной организации и производственных отношений в обществе обусловило изменение и в управленческой мысли, т.е. в основных взглядах и методах организации производства материального продукта и услуг, реализации, товарообмена, товарно-денежных отношениях на рынке.

В целом можно выделить шесть основных периодов развития управленческой мысли: 1. Первый — Древний мир. 2. Второй — Средневековье ( V — ср XII вв.) и Эпоха Возрождения (XIV–XVI вв.). 3. Третий — доиндустриальная эпоха ср XVI — середина XVIII вв.). 4. Четвертый — начало индустриальной эпохи ( XVIII–XIXвв.). 5. Пятый период развития управленческой мысли: индустриальная эпоха ( конец XIX — 80-е гг. XX в.). 6. Шестой — постиндустриальная (информационная, сетевая) эпоха (80-е годы ХХ в. — настоящее время). Изменения в управленческой мысли Древнего мира, Средневековья, Эпохи Возрождения определяются изменением экономической ситуации, развитием тов-ден отношений

Наши рекомендации