Какое из перечисленных действий относится к формам недобросовестной конкуренции?

A) Продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.

Б) Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров.

B) Соглашения (согласованные действия), направленные на раздел рынка по территориальному принципу, между конкурирующими хозяйствующими субъектами, имеющими (могущими иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 25 %.

3. Взаимозаменяемые товары, согласно антимонопольному законодательству, сравнимы по следующим характеристикам:

А) Исключительно по их функциональному назначению.

Б) Как по их функциональному назначению, так и по цене.

В) По их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам.

4. Положение хозяйствующего субъекта не может быть признано доминирующим, если его доля на рынке определенного товара, не имеющего заменителей:

A) не превышает 35 %;

Б) не превышает 50 %;

B) составляет 100 %.

Запрещает ли антимонопольное законодательство включение хозяйствующим субъектом в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами?

А) Да, в случае, если этот хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на рынке определенного товара и его действия имеют, либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Б) Да, в случае, если эти действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и/или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц.

В) Нет.

6. Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, согласно антимонопольному законодательству, не допускается:

А) если распространитель занимает доминирующее положение.

Б) если распространителем является коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.

В) во всех случаях.

7. Если действия хозяйствующего субъекта направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности таким образом, что могут нанести ущерб деловой репутации конкурента, то это:

A) не нарушает положений антимонопольного законодательства;

Б) является признаком недобросовестной конкуренции;

B) является признаком монополистической деятельности.

9. Хозяйствующие субъекты обязаны выполнять предписания антимонопольных органов:

А) О принудительной реорганизации или ликвидации, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству.

Б) О принудительной экспертизе по определению факта наличия доминирующего положения, о назначении аудитора, о принудительной реорганизации или ликвидации и о выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства.

В) О принудительном разделении или о выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства.

9. Субъектами экономической деятельности, подлежащими со стороны государства ценовому регулированию, являются:

A) государственные унитарные предприятия;

Б) субъекты естественных монополий;

B) финансовые организации.

10. Государственными органами, которые вправе принимать решение о злоупотреблении доминирующим положением на рынке, являются:

A) ФАС РФ;

Б) Арбитражный суд РФ;

B) Органы исполнительной власти субъекта РФ.

11. Сфера экономики, в которой законодательство не предусматривает наличие естественной монополии, – это:

A) услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

Б) добыча минерального сырья;

B) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

12. Товарный рынок – это:

A) сфера обращения товара, не изъятого из гражданского оборота и отвечающего требованиям стандартизации и сертификации в РФ;

Б) сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ;

B) сфера обращения любого товара.

13. Конкуренция на товарном рынке – это:

A) состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке;

Б) состязательность коммерческих организаций и их объединений, когда сделки с их участием не ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке;

B) состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия не направлены на причинение ущерба другим хозяйствующим субъектам и не препятствуют доступу на соответствующий рынок.

14. Монопольно высокая цена товара – это:

А) цена, устанавливаемая субъектом естественной монополии на товарном рынке с целью компенсации необоснованных затрат за счет потребителей и/или получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара;

Б) цена, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, и/или получения прибыли существенно более высокой, чем это может быть в сопоставимых условиях или условиях конкуренции;

В) цена, устанавливаемая хозяйствующим субъектом товарного рынка с целью недопущения, ограничения или устранения конкуренции и причиняющая убытки другим субъектам-конкурентам.

15. Изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен, запрещено:

A) для субъектов естественных монополий;

Б) для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.

16. Рынок, на котором оперирует несколько крупных компаний, производящих определенный товар, – это:

A) олигополия;

Б) дуополия;

B) монополия.

17. Под монополистической деятельностью понимаются:

A) действия предпринимателей, совершенные путем установления монопольно высоких цен, а также недобросовестная конкуренция, которая выражается в распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки конкурентам либо посягающих на общепринятые нормы морали;

Б) противоречащие законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

B) злоупотребление хозяйствующего субъекта доминирующим положением, которое имеет своим результатом ущемление интересов других хозяйствующих субъектов в форме навязывания контрагенту условий договора о необоснованных требованиях передачи денежных средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента; ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности.

18. Закон о защите конкуренции не распространяется:

А) на отношения, связанные с объектами недвижимости, за исключением случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции;

Б) на отношения, связанные с объектами исключительных прав, кроме случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции, либо сделки с исключительными правами могут привести к недобросовестной конкуренции;

В) на отношения, связанные со сферой оказания услуг и выполнением работ.

Тема 2.3. Правовое регулирование ценообразования в сфере коммерческой деятельности

Лекция – 2 часа

Семинар– 2 часа

Самостоятельная работа – 3 часа

Содержание лекции

Понятие и виды цен. Правовое регулирование ценообразования. Органы, осуществляющие контроль за ценообразованием. Соотношение цен и тарифов. Товары, услуги на которые осуществляет государственное регулирование цен и тарифов.

Вопросы к семинару

1. Понятие и виды цен.

2. Правовое регулирование ценообразования.

3. Органы, осуществляющие контроль за ценообразованием.

4. Объясните порядок регулирования цен на товары для государственных или муниципальных нужд.

5. Объясните порядок регулирования себестоимости продукции.

6. Проанализируйте ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании.

Задания для самостоятельной работы

Задание № 1.

Изучите законодательство России, США, ФРГ, Франции и определите, где отсутствует комплексное правовое регулирование цен?

Задание № 2.

Укажите виды цен и надбавок с учетом порядка их формирования в виде следующей таблицы:

Вид цены и надбавка Ответ Нормативный акт
Оптовая цена Розничная цена Торговая надбавка Транспортная надбавка Складская надбавка    

Задание №3.

Выпишите из Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ административных правонарушений составы правонарушений, устанавливающих уголовную и административную ответственность за нарушение государственной дисциплины цен, в виде следующей таблицы:

Вид правонарушения Объект правонаруше-ния Субъект правонаруше-ния Объективная и субъективная стороны правонаруше-ния
1. Преступления 2. Админи-стративные правонарушения      

Тесты для самоконтроля

Что такое цена?

А) это согласованный покупателем и продавцом денежный эквивалент;

Б) это согласованный покупателем и продавцом имущественный эквивалент, который покупатель согласен уплатить за переданный ему товар (работы, услугу);

В) передача товара (работы, услуги) за определенную договором сумму денег;

Г) все верно указанно в п. «а» и «б».

2. Фондом поддержки малого предпринимательства является:

А) коммерческой организации;

Б) некоммерческой организации;

В) унитарное предприятие;

Г) казенное предприятие.

3. Установлена ли система ценообразования в Российской Федерации?

А) Установлена и закреплена в ФЗ «О ценообразовании».

Б) Не установлена и нигде не закреплена.

В) Установлена и основана на применении свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложений.

Г) Установлена Временным положением о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов.

Наши рекомендации