Цель и алгоритм построения стратегической карты конкуренции (практическое занятие)
Цель занятия
Разбить конкурентов на стратегические группы. Каждая стратегическая группа включает компании с примерно одинаковым подходом к конкуренции и позиции в отрасли.
Алгоритм построения занятия
1. Ввести конкурентные характеристики, относительно которых фирмы в отрасли можно разделить на группы:
• по цене продаж;
• качеству товара;
• региону распространения;
• степени вертикальной интеграции;
• ассортименту предполагаемой продукции;
• каналам распределения;
• предлагаемому сервису.
2. Изобразить символически фирмы на плоскости.
3. Объединить фирмы, оказавшиеся рядом, в одну стратегическую группу.
4. Вокруг каждой группы отразить круг, пропорциональный суммарному объему продаж фирм, попавших в нее.
Пример
ПОСТРОЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КАРТЫ КОНКУРЕНТОВ В ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ
В качестве объектов взяты ведущие туроператоры Санкт-Петербурга и Ленинградской области, реализующие свой туристский продукт в сфере выездного туризма: «Нева», «Фламинго»,- «Атлас», «Аватара», «Солвекс», «Калипсо», «Солеанс», «Актис».
Характеристика туроператоров
Туристская компания «НЕВА» работает с 1990 года и является одним из ведущих туроператоров России. Является членом Российского Союза Туриндуст-рии (РСТ). С момента основания деятельность компании направлена на расширение агентской сети, спектра оказываемых услуг и географии маршрутов. «Нева» отправляет туристов по чартерным направлениям: Испания, Тунис, Египет, Болгария, Хорватия, Греция (о. Крит), Кипр, Турция, Таиланд и предоставляет экскурсионные групповые программы в Финляндию, Швецию, Данию, Норвегию, францию, Чехию, Венгрию, Италию, турам по Европе, а также организует индивидуальные туры в любую точку мира.
Туристская компания «ФЛАМИНГО» - фирма-оператор международного туризма с 1992 года, член РСТ и ASTA. Организует поездки за границу для российских граждан, экскурсионные туры на отдых и лечение, всевозможные круизы, поездки на международные симпозиумы и семинары, разрабатывает эксклюзивные программы.
Туристская фирма «АТЛАС» работает с 1991 года. Является туроператором (Индия, ОАЭ), самостоятельно разрабатывает и реализует туры на отдых и путешествия по экскурсионным программам. Член Ассоциации туристско-экскурсионных предприятий Санкт-Петербурга (АТЭП) и РСТ. За годы работы фирмой разработаны авторские маршруты по Франции, Великобритании, Греции, Италии, Голландии. Отправляются туристы на отдых в страны Средиземноморья: Испанию, Турцию, Грецию, Кипр, Италию; на Красное море, в Таиланд и на горнолыжные курорты.
Туристская фирма «АВАТАРА» с 1994 года занимается туроператорской деятельностью, разрабатывая и реализуя собственные туры.
«СОЛВЕКС» основана в 1994 году, входит в группу компаний «Солвекс», которая имеет широкую представительскую сеть в России. Является членом РСТ и АТЭП. Организует летний, детский и зимний отдых, а также лечебные туры.
«КАЛИПСО - МИР ПУТЕШЕСТВИЙ» основана в 1993 году. Разрабатывает групповые и индивидуальные программы, в том числе корпоративные туры.
Агентство путешествий «СОЛЕАНС» работает на туристском рынке Санкт-Петербурга с 1992 года. Является туроператором по направлениям: Бразилия, Мексика, Перу, Боливия, Венесуэла, США, Швейцария, Италия, Англия, Германия, Франция, Чехия, Черногория, Хорватия, Турция, Кения, ЮАР, Египет, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Сингапур, Китай. Организует индивидуальные и групповые туры. Предлагает летний отдых в Турции, Черногории, Франции, обучающие программы и детский отдых в Швейцарии, оздоровительные программы в Швейцарии, горнолыжный отдых в Чехии, Австрии. Экзотические направления - Бразилия, ЮАР, Кения, Маврикий, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Египет, Перу, Мексика.
Туристская компания «АКТИС» работает на рынке с 1991 года. На туристском рынке известна как туроператор по направлениям: Греция (о. Крит), Израиль, Турция, Испания. Потребительский сегмент - люди с доходом выше среднего, активные, предъявляющие высокие требования к качеству отдыха.
Конкурентные характеристики компаний
Перечень конкурентных характеристик в туристском бизнесе:
• ассортимент предполагаемых направлений (стран);
• количество агентств (партнеров);
• количество действующих филиалов;
• ассортимент предполагаемых услуг;
• количество отправленных туристов в год.
Анализ туроператоров по странам выездного туризма и количеству туристов, отправляемых за год, представлен в табл. 46.
Таблица 46
Анализ туроператоров по странам выездного туризма и количеству туристов, отправляемых за год
Туроператор | Страны выездного туризма | Количество выездных туристов, тыс. /год |
«Нева» | Испания, Тунис, Египет, Болгария, Хорватия, Греция (Крит), Кипр, Турция, Таиланд, Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Англия, Франция, Чехия, Венгрия, Италия, ОАЭ, Португалия, Индонезия, Сингапур, Куба, До-миникана, Германия, Сейшелы, Мальдивы | |
«Фламинго» | Индонезия, Испания, Италия, Куба, Мальта, Франция, Чехия | |
«Атлас» | Англия, Болгария, Греция, Египет, Индия, Испания, Италия, Кипр, ОАЭ, Таиланд, Турция, Франция, Чехия, Экзотика, Мальта, Швейцария | |
«Аватара» | Греция (Крит), Турция, Испания, Египет, Италия, ОАЭ, Индонезия, Бразилия, Таиланд, Чехия, Франция | |
«Солвекс-турне» | ОАЭ, Венгрия, Болгария, Израиль, Турция, Кипр, Греция, Крит, Чехия, Египет, Таиланд | |
«Калипсо - мир путешествий» | Куба, Доминикана, Бразилия, Мексика, Ямайка, Европа, Кения, Турция, Египет, Маврикий, Малайзия, Таиланд, Австралия, о. Бали |
Микроэкономика туризма
«Солеанс Трэвел» | Бразилия, Мексика, Перу, Боливия, Венесуэла, США, Швейцария, Италия, Англия, Германия, Франция, Чехия, Черногория, Хорватия, Турция, Кения, ЮАР, Египет, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Сингапур, Китай, Австралия | |
«Актис» | Греция (Крит), Израиль, Турция, Испания, Андорра, Египет, Кана-ры, Кипр, Корея, Куба, Нидерланды, Сардиния, Таиланд, Турция, Чехия, Швейцария |
Объединим страны, по которым работают туроператоры по направлению.
1-е направление - Центральная и Южная Америка:
• США,
• Куба,
• Доминиканская Республика,
• Бразилия,
• Мексика,
• Ямайка,
• Перу,
• Боливия,
• Венесуэла.
2-е направление - Африканское:
• Египет,
• Турис,
• ЮАР,
• Кения.
3-е направление - Средиземноморское:
• Испания,
• Греция (Крит),
• Кипр,
• Турция,
• Италия,
• Мальта.
4-е направление - Европейское:
• Андорра,
• Англия,
• Болгария,
Венгрия, Германия,
• Дания,
• Норвегия,
• Нидерланды,
• Португалия,
• Финляндия,
• Франция,
• Хорватия, . • Чехия,
• Черногория,
• Швеция,
• Швейцария.
5-е направление - Азиатское:
• Индия,
• Израиль,
• Индонезия,
• Китай,
• Корея,
• Малайзия,
• ОАЭ,
• Сингапур,
• Таиланд.
6-е направление - Экзотика:
• Австралия,
• о. Бали,
• Маврикий,
• Мальдивы,
• Канары,
• Сардиния,
• Сейшельские острова.
Объединим туроператоров, работающих по каждому из направлений.
Микроэкономика туризма
1-е
Солеанс Нева Калипсо Аватара Актис Фламинго
2-е_ Солеанс Нева Калипсо Атлас Аватара Солвекс Актис
Напр 3-е Нева Актис Атлас Солвекс Аватара Солеанс Фламинго Калипсо
|авления:_ 7-е Нева Калипсо Солеанс Актис Атлас Солвекс Аватара Фламинго
_
Солеанс Нева Аватара Атлас Солвекс Калипсо Фламинго Актис
6-е Нева
Атлас Калипсо Солеанс Актис
Объединим туроператоров, работающих по каждой из программ (виду путешествий).
Экскурсионные групповые | Индивидуальный отдых (эксклюзив) | Летний отдых | Детский отдых | Горнолыжный отдых | Круизы | ||
Нева | Нева | Солеанс | Солвекс | Солеанс | Фламинго | ||
Фламинго | Фламинго | Солвекс | Солеанс | Солвекс | |||
Атлас | Аватара | Аватара | Атлас | ||||
Аватара | Атлас | Атлас | |||||
Солвекс | Солвекс | ||||||
Солеанс | Солеанс | ||||||
Актис | |||||||
Обучение | Лечение | Бизнес-туры | |||||
Солеанс | Фламинго Солвекс Солеанс | Фламинго | |||||
В результате произошло деление туроператоров на группы, которые включают туристские компании, работающие по указанным программам. Понятно, что внутри каждой группы существует определенная степень конкуренции.