Расчеты туров в зависимости от категории средств размещения и количества туристов
Зависимость размера прибыли от типа выбранного места проживания
НАДО СДЕЛАТЬ КСЕРОКОПИЮ
Вопросы к разделу
1. Назовите основные этапы разработки нового турпродукта.
2. Что служит основанием для принятия решения о формировании нового турпродукта?
3. Назовите составляющие конкурентоспособности.
4. Что входит в стоимость тура?
10. Стратегическое планирование в деятельности туристской фирмы
10.1. Особенности стратегического планирования в сфере туризма
В условиях формирования рыночных отношений большинство предприятий начало осознавать значение стратегического планирования и пытаться использовать его методы в своей деятельности. Тем не менее, достаточно полного применения, особенно на предприятиях сферы услуг, стратегическое планирование еще не нашло. Одна из причин этого состоит в том, что методы стратегического планирования, используемые в зарубежной практике, слабо адаптированы к отечественному рынку, и, как следствие, результаты их применения оказываются не всегда успешными.
Другая причина неудач стратегического планирования - несогласованность используемых методов и средств. Это, в свою очередь, объясняется недостаточно полным пониманием взаимосвязей средств и методов стратегического планирования. В то же время, сосредоточив внимание на отдельных популярных методах и средствах, многие практики упускают из виду стратегическое планирование как единое целое.
Основная цель стратегического планирования заключается в моделировании будущей успешной деятельности туристского предприятия. Определяют основные направления развития предприятия, стратегические планы оставляют определенные «ниши» для хозяйственной деятельности, которые в дальнейшем подлежат заполнению средствами оперативного планирования.
В работах по проблемам управления стратегическое планирование рассматривается как процесс определения целей организации и их изменений, в том числе это касается необходимых ресурсов и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов. Применительно к туристской деятельности стратегическое планирование предполагает установление целей и увязку этих целей с природными, культурно-историческими и другими ресурсами.
Различное, хотя и похожее, толкование стратегического планирования затрудняет его практическое использование. По-видимому, следует, прежде всего, исходить из содержательной стороны самого словосочетания «стратегическое планирование», в котором базовым словом является планирование, то есть процесс или совокупность действий предприятия по установлению целей, задач и путей его функционирования. Слово «стратегическое» в данном словосочетании определяет временную направленность процесса планирования.
Стратегическое планирование является порождением рыночной системы хозяйствования и тесно связано с ней:
1) неопределенность и подвижность рыночной системы хозяйствования обусловливает необходимость выработки соответствующей направленности в развитии предприятия; именно стратегическое планирование позволяет предприятию попытаться избежать рисков или, по крайней мере, ослабить их негативные последствия, а также обеспечить дальнейший рост производства; таким образом, стратегическое планирование является инструментом преодоления неопределенности и способом прояснения внутренних и внешних условий деятельности предприятия;
2) научно-технический прогресс, приводящий к коренным качественным преобразованиям производства и усилению его влияния на конкурентоспособность предприятия, требует предвидения возможных результатов научно-технического прогресса и заблаговременно проводить мероприятия по его использованию или по переориентированию деятельности предприятия.
Применение стратегического планирования дает предприятию следующие преимущества:
• подготавливает к изменениям во внешней среде;
• увязывает его ресурсы с изменениями внешней среды;
• проясняет возникающие проблемы;
• координирует работу его структурных подразделений;
• улучшает контроль.
Стратегическое планирование следует определять и как способ реализации стратегии, принятой хозяйствующим субъектом.
Если стратегия туристского предприятия представляет собой некое видение хозяйствующим субъектом своего места и роли на рынке туристских товаров и услуг, то стратегическое планирование - это конкретное указание на способ достижения этого видения. Помогают этому четко сформулированные цели и задачи, поставленные в ходе разработки стратегии, а с другой - прогнозы по различным областям общественного раз- вития - экономики, науки, техники и технологии, демографии, экологии и т.п.
Таким образом, можно заключить, что стратегическое планирование - это процесс моделирования эффективной деятельности туристского j предприятия на определенный период его функционирования, с установлением целей и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды, а также выбор способа реализации целей и задач в соответствии с имеющимися возможностями.
10.2. Виды стратегического планирования
Подчеркивая значимость стратегического планирования, можно отметить, что стратегическому планированию присущи:
- степень неопределенности;
- временная ориентация процесса планирования;
- определенный горизонт планирования.
Степень неопределенности стратегического планирования на отечественных предприятиях обусловлена как рыночными условиями, так и настоящим историческим моментом, для которого характерны нестабильность политики и экономики, несовершенство инфраструктуры рынка и недоработка законодательных актрв, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность предприятий.
Степень неопределенности стратегического планирования может быть высокой, средней и низкой, что обусловливает уровень производственных, предпринимательских, коммерческих, финансовых и других рисков. В зависимости от уровня неопределенности необходимо предусмотреть соответствующие меры по снижению рисков.
Временная ориентация стратегического планирования учитывает его отношение к прошлому, настоящему и будущему
Многие экономисты, как зарубежные, так и отечественные, проводят грань между долгосрочным и стратегическим планированием. Это правильно, так как стратегическое планирование имеет целью выработку направлений движения (стратегий) предприятия, а понятие «долгосрочное» указывает лишь на горизонт (временной промежуток) планирования.
У. Кинг и Д. Клиланд справедливо утверждали, что в настоящее время термину «долгосрочное планирование» мы предпочли «стратегическое планирование», так как последний термин, не вводя в заблуждение относительно горизонта планирования, подчеркивает важность этой работы.
С точки зрения горизонта планирования или периода времени, стратегическое планирование может быть: краткосрочным;
- среднесрочным;
- долгосрочным.
Перечисленные виды планирования применяются на практике и по своей сути могут быть стратегическими независимо от горизонта планирования.
Долгосрочное планирование охватывает период 10- 15 лет. Выбор такой длительности обусловливается рядом причин, и прежде всего тем, что за этот период происходят, как правило, кардинальные изменения в науке и технике, смена основных фондов, изменения вкусов и предпочтений потребителей в сторону новых видов продуктов и услуг и т.п.
Среднесрочное планирование осуществляется на ближайшие 3-5 лет. В нем установки, сделанные в долгосрочном стратегическом планировании, как бы получаю! свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации.
Результатами среднесрочного планирования могут быть 3-х и 5-летние планы развития предприятия в целом, а также планы по различным направлениям деятельности организации: сбыту, производству, затратам, финансам и др.
Краткосрочное планирование может производиться на основе стратегических среднесрочных планов. Его конкретным выражением могут быть планы развития предприятия с периодом от 1-го до 3-х лет.
Особенность краткосрочных планов состоит в том, что показатели ближайшего года могут корректироваться ежеквартально, а показатели второго и третьего - каждые полгода или ежегодно.
Вместе с тем следует обратить внимание, что последовательность и преемственность разработки долго-, средне- и краткосрочных стратегических планов не являются обязательными.
Горизонт стратегического планирования может определяться длительностью производственного цикла и жизненным циклом продукции того или иного предприятия. То, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого, и временной аспект, приемлемый для одной сферы деятельности, может оказаться непригодным для другой.
Более того, стратегическое планирование должно быть пронизано предпринимательством и, как подчеркивал Кантильон, должно быть функцией особого рода с элементами риска, присущей ему.
Таким образом, под стратегическим планированием деятельности предприятия следует понимать управленческий процесс разработки специфических стратегий различной степени неопределенности, временной ориентации и горизонта планирования на основе соизмерения целей, ресурсов и возможностей предприятия.