Договор с клиентом на приобретение тура
Договор с клиентом на приобретение тура составляется согласно Федеральному закону от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (гл. IV, ст. 10) и на базе типового договора о купле-продаже.
К существенным условиям договора с клиентом на приобретение тура относятся:
• информация о туроператоре (продавце) с указанием данных о лицензии на право осуществления туристской деятельности, юридического адреса предприятия и банковских реквизитов;
• сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
• информация о туроператоре на приеме (партнере продавца), включая данные о лицензии, юридическом адресе, банковских реквизитах и контактных телефонах;
• информация о потребительских свойствах туристского продукта, программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов и сертификации туристского продукта;
• дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
• порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;
• права, обязанности и ответственность сторон;
• розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;
• минимальное количество туристов в группе;
• срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
• условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;
• порядок и сроки предъявления претензий туристом (претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туропе-ратору или турагенту в письменной форме в течение 20-ти дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10-ти дней после получения претензии). Иные условия договора определяются по соглашению сторон. В настоящее время в Российской Федерации между туристом и туристской фирмой заключается так называемый договор об оказании услуг (договор на туристское обслуживание), который оформляется в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». По своему типу он относится к категории публичных договоров и включает следующие разделы:
• наименование сторон;
• предмет договора;
• права и обязанности сторон;
• цену (стоимость) тура и порядок взаиморасчетов;
• ответственность сторон;
• особые условия; ,
• юридические адреса и реквизиты сторон.
Один экземпляр договора на туристское обслуживание, заверенный подписями обеих сторон и печатью турфирмы, остается у нее, другой выдается на руки туристу.
Таким образом, при оказании услуг обязательно исполнение положений Закона РФ «О защите прав потребителей», нормы которого должны быть отражены в условиях договора. В договоре также должны быть Указаны международные требования по организации туристской деятельности.
Кроме того, должны быть учтены требования действующих стандартов России, в частности ГОСТ Р 50690-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования», ГОСТ Р 50681-94 ^Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг», ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов (Сенин B.C. Организация международного туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1999. - С. 118.).
Все вышесказанное свидетельствует о том, что составить рациональную систему договорных отношений, содержащую все приведенные условия, не просто. Необходимо помнить, что согласно пункту 1 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора являются недействительными, если они ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ.
Формальности
Под туристскими формальностями принято понимать процедуры, связанные с соблюдением туристами, пересекающими государственную границу, определенных условий, правил и требований, установленных государственными органами страны въезда и выезда.
Одним из направлений деятельности ЮНВТО является упрощение порядка туристского обмена и формальностей; определение и согласование законодательного порядка регулирования туризма, в том числе при возникновении чрезвычайных обстоятельств (эпидемия, стихийное бедствие и прочее): помощь в разработке государственной политики в области установления рационального взаимодействия между всеми сторонами, участвующими в туризме.
ЮНВТО постоянно анализирует опыт государственного регулирования в туризме, в том числе изучает конкретную роль государства по упрощению туристских формальностей.
К туристским формальностям относятся: заграничные паспорта, визы, таможенные правила, валютный контроль и порядок обмена валюты, санитарные правила, режим въезда-выезда, особенности пребывания и передвижения иностранных туристов в стране, иммиграционные правила и некоторые другие процедуры.
Следует отметить, что в целом туристские формальности должны быть направлены на устранение препятствий при совершении путешествия, облегчение условий посещения туристами других стран и регионов.
В международном туризме различают полицейские и санитарные формальности.
Под полицейскими формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, установленного паспортно-визового режима. Данный вид контроля осуществляется соответствующими службами в аэропортах, на железных и шоссейных дорогах, морских и речных вокзалах.
Под санитарными (медицинскими) формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, установленных требований о вакцинации. Контроль соблюдения данных формальностей возлагается на специальные санитарные службы в пограничных пунктах, используемых для выезда и въезда из страны, и обычно состоит в проверке у туристов международного сертификата о вакцинации.
Таможенные формальности представляют процедуру, связанную с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, правил и условий ввоза и вывоза вещей, товаров и валютных средств. Осуществляются они таможенной службой в пограничных пунктах для въезда и выезда из страны (аэропорты, железнодорожные, морские и речные вокзалы, пункты пересечения границ на автодорогах).
Таможенные формальности для туристов обычно состоят из письменного или устного декларирования перечня и количества перевозимых вещей, товаров и денег (валюты), разрешенных к перевозке, связанных с выполнением установленных государством таможенных правил и уплатой туристом налогов, пошлин, сборов и других начислений.
Наличная валюта и российские рубли указываются туристом в таможенной декларации. В каждой стране устанавливается определенная сумма валюты на одно физическое лицо.
Поскольку валютные формальности меняются достаточно часто, турфирмы обязаны информировать о действующих правилах туристов, отправляющихся в зарубежную поездку.
Паспортные формальности
Паспорт является официальным документом, удостоверяющим личность гражданина. Заграничный паспорт выдается в ряде государств, в том числе и в России.
Помимо проверки паспорта на границе при выезде во многие страны в целях сбора туристской статистики при прохождении паспортного контроля требуется заполнить клером (латинскими буквами) соответствующий бланк-карточку прибытия. Такой бланк обычно выдают на борту самолета, в поезде или непосредственно на пункте пропуска через границу.
В карточку прибытия вписывают фамилию и имя латинскими буквами (как указано в заграничном паспорте), место рождения (указывают страну, адрес постоянного места жительства, населенный пункт или страну).
Визовые формальности
Как правило, въезд в страну пребывания требует получения визы.
Виза - специальное разрешение иностранного правительства на въезд-выезд, проживание или транзитный проезд через его территорию.
Виза может представлять собой как отметку в паспорте, так и отдельный документ, выдаваемый въезжающему в страну иностранцу. Российская виза состоит из трех частей - въездная часть .с фото владельца, средняя часть и выездная часть с фото владельца.
Для получения визы, как правило, заполняют визовые анкеты (с фотографией) и платят консульские сборы.
Визы бывают:
одноразовые и многоразовые;
- индивидуальные и групповые;
- студенческие;
- въездные;
- транзитные;
- выездные;
- шенгенские и др.
Минимальный срок обращения за визой зависит от межгосударственных соглашений, вида паспорта, целей и продолжительности поездки.
Ряд туристских фирм имеет разрешение (референс) на консульское обслуживание туристов.
С 26 марта 1995 года в семи Европейских странах вступило в действие Шенгенское соглашение, по которому введены два типа виз:
• единая шенгенская виза (выдается на срок до 3-х месяцев и дает право беспрепятственно передвигаться по территории стран, заключивших Шенгенское соглашение);
• национальная въездная виза (выдается на срок выше 3-х месяцев; ее выдача - прерогатива государства, входящего в Шенгенское соглашение; групповых шенгенских виз не существует; для туристов из стран, не входящих в Европейский Союз, в том числе и России, сохранен визовой порядок въезда; льготный порядок въезда имеют граждане Венгрии, Польши, Чехии, Словакии, Латвии, Литвы и Эстонии).
Прямое отношение к туризму имеют вопросы перемещения через границу различного рода ценных вещей, в том числе культурных и исторических ценностей. Дело в том, что туристы в процессе поездки достаточно часто приобретают те или иные ценные предметы, включая картины, рисунки, исполненные от руки портреты, гравюры, акварели, скульптуры, иконы, предметы церковного и домашнего обихода, оружие, мебель, ткани и украшения, одежду, рукописи и книги, музыкальные инструменты и различного рода иные предметы, имеющие культурное или историческое значение. Не всегда такие покупки совершаются в магазинах, где к чеку прикладывается соответствующее разрешение на вывоз покупки за границу, да и ценность произведения искусства - достаточно субъективное понятие. Поэтому в любой стране существуют соответствующие службы по государственному регулированию ввоза и вывоза культурных ценностей. Так, например, в России ввоз и вывоз культурных ценностей определены Законом РФ от 15.04.1993 № 4806-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Медицинские формальности имеют профилактический, санитарный характер, так как соблюдение установленных медицинских правил в туристских поездках напрямую связано с безопасностью и здоровьем туриста.
Международные медико-санитарные правила Всемирной организации здравоохранения действуют с 1951 года.