Договорной процесс с туристами. Туристская путевка. Договор (контракт)
Совокупность прав (гарантий), приобретаемая туристом, оформляется туристской фирмой в виде путевки. Путевка является конечным «продуктом» деятельности туристской фирмы и соответственно предметом ее реализации. Кроме того, путевка является документом, в котором устанавливаются конкретные (частные) условия предоставления и потребительские свойства туристской услуги.
Покупателями туристской путевки могут быть как физические, так и юридические лица.
Туристская путевка
В туристскую путевку включают следующую информацию:
• номер, дату и место выдачи путевки;
• наименование продавца с указанием его организационно-правовой формы и номера лицензии на право осуществления международной туристской деятельности;
• наименование покупателя (для юридических лиц);
• сведения о туристе;
• продолжительность поездки (количество дней/ночей);
• сроки посещения и название географических пунктов, составляющих основной маршрут поездки, характеристику транспортных средств при передвижении по маршруту;
• название аэропорта (вокзала, станции) каждого географического пункта на маршруте с указанием даты и времени прибытия/ у бытия;
• название средств размещения (гостиниц, мотелей, кемпингов, круизных судов и др.) на маршруте с указанием даты размещения и продолжительности проживания туриста;
• характеристику средств размещения и условий проживания (с использованием национальных систем классификации средств размещения);
• характеристику типа питания во время совершения поездки;
• обозначение экскурсионной и прочей культурно-развлекательной программы, стоимость которой оплачена туристом до начала поездки;
• перечень и характеристику дополнительных услуг, оплаченных туристом до начала поездки;
• ссылку на договор или оферту, по которым предоставляется туристская услуга;
• подпись продавца или уполномоченного лица, заверенную штампом (печатью);
• подпись покупателя. ||
В практике международного туризма документом, подтверждающим право туриста (туристов) на получение услуг в местах (странах) пребывания на маршруте, входящем в тур, является ваучер.
Бланк и форма заполнения ваучера согласовывается с контрагентом продавца (агентом по приему). Ваучер составляется на языке страны направления и на английском языке или на языке страны пребывания. Данный документ выдается туристу в 2-х экземплярах до начала поездки, один экземпляр после предъявления вручается агенту по приему или представителю контрагента продавца, а другой остается у туриста.
Для подтверждения факта оплаты покупателем приобретенной услуги за наличный расчет турфирмой выписывается квитанция к приходному ордеру, которая должна содержать ссылки на номер выданной туристской путевки.
При безналичной форме оплаты туристской путевки документом, подтверждающим оплату, является копия платежного поручения с отметкой банка покупателя об исполнении.
Типовой договор (контракт)
В 1993 году в Европейском союзе вступила в действие Директива БЭС от 13.06.1990 по защите прав потребителей в сфере туризма.
Директива предлагает типовой контракт, который подписывается клиентом (туристом, покупателем тура). Данный контракт состоит из общих и специальных условий, а также каталога фирмы-продавца или опубликованной программы тура.
К общим условиям контракта относятся: наименование туристской фирмы, ее адрес, номер телефона, номер лицензии туроператора, организующего поездку, а также перечень национальных законодательных актов и международных конвенций, в соответствии с которыми составлялся урпакет. Тут же приводится описание турпакета.
Специальными условиями являются: цена турпакета и условия ее (тересмотра, условия страхования, оплата расходов и возмещение убытков.
Правительства ряда стран Европы издали свои постановления (декреты) о введении в действие типового контракта.
При бронировании турпутевки клиент выплачивает залог в размере 25% от ее цены. Остальная сумма вносится за несколько дней до начала поездки.
Если клиент по каким-то причинам не может воспользоваться купленным турпакетом, он может перепродать контракт третьему лицу, если pro удовлетворяет всем требованиям, необходимым для осуществления путешествия.
Следует отметить, что в контракте также оговариваются условия отказа от поездки без оплаты штрафных санкций. К этим условиям относятся: повышение цены турпакета более чем на 10%, а также существенные изменения в содержании тура со стороны организатора, не устраивающие клиента.
В случае нанесения ущерба клиенту в результате неполного выполнения обязательств, указанных в контракте, ответственность возлагается на организатора поездки. Турагентство как продавец несет ответственность перед клиентом лишь по тем обязательствам, которые вытекают из ) посреднических функций.
Организатор и продавец турпакета освобождаются от ответственности по изменению контракта, если невыполнение обязательств произошло по вине (инициативе) самого клиента, третьего лица, не причастного к [Предоставлению оговоренных в контракте услуг, или по причине форс-мажора.
В ряде стран мира приняты законодательные акты (другие нормативные документы) по защите потребителя туристской услуги от ненадлежащего выполнения туроператором оговоренных в договоре на туристское обслуживание условий путешествия. К наиболее известным относится Франкфуртская таблица по снижению цен за поездку. В ней рассматривается снижение стоимости услуг размещения, питания, транспортных и других услуг. При существенных нарушениях обязательств со стороны туроператора туристу может быть возвращена сумма, превышающая процентную норму, установленную Франкфуртской таблицей, в зависимости от конкретного содержания договора (контракта).
Следует отметить, что в России возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон (Федеральный Закон от 24.11.1996 № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ст. 10). При этом следует учитывать, что сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать двух размеров стоимости турпродукта. Претензии к качеству турпродукта предъявляются турфирме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.