Основные функции менеджмента в туристской организации
Известно, что существуют некоторые различия как в определении функций и их дифференциации, так и в классификации.
На наш взгляд, более оптимальна позиция, согласно которой в функциях проявляется сущность, содержание управления.
Функция - объективная составляющая управления, которая может являться как самостоятельным процессом, так и частью целого процесса управления. ,
Управление - совокупность осуществленных функций. . Объективная совокупность функций присуща управлению на любых иерархических этапах, при любых особенностях производства. Отсюда -качественная однородность управления.
Огромная разноплановая совокупность управленческих действий на любом уровне и в любой системе сводится к определенному перечню функций, составляющих замкнутый управленческий цикл, который включает принятие управленческих решений, реализацию решения, контроль.
Ранее были названы следующие функции управления:
• целеполагание;
• планирование;
• организация;
• координация и регулирование;
• активизация и стимулирование;
• контроль (учет и анализ).
Реализация функций управления на туристском предприятии осуществляется соответствующим аппаратом управления, т.е. генеральным директором (топ-менеджером) и его заместителями или менеджерами среднего звена.
Целью менеджмента является обеспечение прибыльности туристской фирмы посредством рациональной организации производственного процесса, включая формирование нового туристского продукта и расширение ассортимента туристских услуг с использованием новейших технологий, а также эффективное использование кадрового потенциала.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства туристского продукта и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся ресурсов фирмы и при обеспечении достаточной рентабельности предприятия.
Управление системой туризма должно базироваться на стратегическом видении и предвидении, как ведущих идеях менеджмента. На основе этого видения разрабатывается политика туристской фирмы. Ее составляющими являются общие цели и нормы отношений, обеспечивающие жизнеспособность и развитие организации. Формирование политики фирмы чаще всего осуществляется на высшем уровне управления. Все положения политики туристской фирмы представляются, как правило, в виде ведущего туристского образа, который содержит в себе долгосрочные цели, политику фирмы (принципы взаимоотношений с различными заинтересованными группами, выбор партнеров), культуру фирмы и ее законодательные права.
Прогнозирование деятельности туристской фирмы должно учитывать особенности конкретного туристского региона, его социально-экономическое развитие и конкурентоспособность.
Функция прогнозирования включает в себя следующие виды работ: участие в разработке устанавливаемых управлением туризма целей развития региона;
текущий анализ конкурентоспособности места сбыта (рынок, прямые и косвенные конкуренты, спрос, поставщики, отрасль);
- разработку стратегии конкурентоспособности региона, его особой позиции;
- реализацию стратегии конкурентоспособности региона - прежде всего оказание услуг туристским фирмам, проведение инновационного менеджмента.
Под планированием деятельности туристской фирмы понимается систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования, управления и развития фирмы. По существу в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Это сегодняшняя подготовка к завтрашнему дню, формулирование того, что требуется и как этого добиться.
План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования Универсальны, а конкретные методы разработки стратегии существенно различаются. Как правило, организация формирует единый план управления своей деятельностью, но в ее рамках отдельные менеджеры для Достижения конкретных целей н задач могут применять различные мето-Ды. Таким образом, формируется путь, по которому должна пройти организация за конкретный период времени.
Единого плана, который учитывал бы каждую ситуацию, в принципе не должно существовать. Процесс планирования идет в соответствии с Уровнем организации.
Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации, оценить, какие тенденции имеют место в ее окружении, определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача стратегического планирования состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.
На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, определяя промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач.
Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием. Это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих целей организации. На основе оперативного плана каждый менеджер разрабатывает повседневную краткосрочную тактику, чтобы обеспечить правильность всех действий, определить сильные и слабые стороны функционирования турфирмы. Такой подход, включающий постоянный анализ деятельности, создает благоприятные условия для постоянного, профессионального самосовершенствования.
Все три типа планов - стратегический, тактический и оперативный составляют генеральную систему планирования, в которую также входит и бизнес-планирование.
Эффективность планирования как выполнение функции управления во многом зависит от соблюдения принципов или правил составления планов:
• полноты планирования
(при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития туристской фирмы);
• точности планирования
(при составлении планов используются такие современные методы, средства, тактика и процедура, которые обеспечивают точность прогнозов);
• ясности планирования
(цель и способы планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам туристской фирмы);
• непрерывности планирования i (это не одноразовый акт, а непрерывный процесс);
• экономичности планирования
(расходы на планирование должны соизмеряться с выигрышем, получаемым от него).
Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры применяют в своей работе.
Применение той или иной модели в процессе планирования зависит от накопления и анализа объективной информации. Предполагается, что информация должна поступать в каналы управления в достаточном объеме и в нужное время. Это самый ценный актив любой организации, в том числе и туристской.
В любом плане, составленном в туристской фирме, всегда присутствует организационный этап, т.е. этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Поскольку организация дел на предприятии - это средство достижения его целей, то понятно, что организационный этап обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой туристской организации и в том числе нацелен на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Учитывая, что всю работу в фирме выполняют люди, то на организационном этапе определяется тот, кто именно должен выполнять и нести ответственность за каждое конкретное задание и какие для этого потребуются средства. Например, туристская фирма приняла решение участвовать в международной туристской выставке. Администрация фирмы создает рабочую группу для подготовки к туристской выставке. Назначается ответственный за это мероприятие, как правило, это либо главный менеджер по туризму или менеджер по связям с общественностью, который распределяет задания между сотрудниками фирмы. Участие в выставке - это большое событие для фирмы, которое требует большой организационной работы.
Через организаторскую деятельность, т.е. распределение и объединение задач и компетенции, происходит управление деловыми отношениями на предприятии. С экономической точки зрения организационная деятельность ведет к повышению эффективности работы предприятия, а в плане управления персоналом определяет объем работы и распределяет ее между исполнителями.
На примере работы предприятий-туроператоров можно более наглядно представить себе организационную функцию управления туризмом. Так, туроператор решает производственную, торговую, информационную задачи, задачу освоения новых регионов и др. По каждой из них Менеджер распределяет обязанности и ответственность, т.е. устанавливает постоянные и временные взаимоотношения между всеми подразделениями фирмы, определяет порядок и условия их функционирования. Этот Процесс объединяет людей и средства для достижения целей, стоящих перед фирмой.
С помощью функций планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в работе организации. Неопределенность -это одна из основных причин, по которой планирование в туристской фирме особенно необходимо. Оно помогает ей более эффективно реагировать на изменение внешней среды. Именно планирование помогает решить проблему неопределенности, помогая приспособиться к переменам.
Однако, каким бы важным ни было планирование, это только начало. Туристская фирма, имеющая много разных планов, но не имеющая цельной схемы (структуры) претворения их в жизнь, обречена на неудачу. Дело в том, что в менеджменте функция планирования и организационная функция тесно связаны между собой. В каком-то смысле планирование и процесс организации как бы объединяются. Планирование готовит сцену для того, чтобы реализовать цели фирмы, формирует структуру системы, создает аппарат, а процесс организации воплощает план в структуру, главным компонентом которой являются люди.
Поскольку организационный процесс состоит в сведении воедино всех специалистов фирмы, то в его задачу входит также определение миссии предприятия; уточнение роли, степени ответственности и подотчетности каждого из работников.
Организационный процесс структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера фирмы, ее целей, используемых технологий и персонала. Независимо от типов и масштабов своей деятельности каждая турфирма должна быть некоторым образом организована.
Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения организационной функции:
- определение и детализация цели, заложенной в плане;
- определение видов деятельности, необходимых для достижения поставленных целей;
- разделение труда (поручать отдельные задачи различным сотрудникам) при объединении работников в легко управляемые группы или подразделения;
- координация различных видов деятельности путем установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство (у одного подчиненного не может быть двух начальников), обязанностей каждого члена группы и сроков исполнения поручения; единство цели предприятия (каждый член турфирмы работает только на общее благо);
- контроль за менеджментом (каждый менеджер отвечает за управляемое им число работников).
Последний принцип особенно важен. Дело в том, что достаточно трудно определить идеальное число сотрудников, которыми должен руководить один менеджер. На практике это число сильно варьируется от организации к организации, от одного управленческого уровня к другому. Так, высшие руководители могут управлять не более чем десятью подчиненными, когда как руководители низшего уровня управления могут контролировать гораздо большее число сотрудников.
В плане норм управляемости (количество сотрудников, которыми один менеджер может эффективно управлять) можно выделить два критерия - время и частоту, то есть, сколько времени менеджеру нужно уделять каждому подчиненному и как часто это следует делать. Естественно, что в значительной степени это зависит от квалификации менеджера, сложности решаемых задач, интереса и вовлеченности в трудовой процесс всех работников.
Управление персоналом - одна из важнейших функций менеджмента.
Управление персоналом туристской организации должно включать в себя два основных аспекта:
1) определение задач, стоящих перед сотрудниками фирмы;
2) руководство предприятием (удовлетворение потребностей сотрудников фирмы - залог эффективной ее работы).
Эти два аспекта тесно связаны между собой. Противопоставлять их друг другу нет смысла.
Стратегический менеджмент предполагает, что сам руководитель должен принимать правильные материально-логические решения, с одной стороны, и направлять (даже стимулировать) деятельность своих сотрудников на выполнение целей и задач фирмы - с другой.
Руководство фирмой означает также и руководство (управление) людьми путем воздействия на отношения сотрудников с целью выполнения поставленных задач-. Этот фактор приобретает особую значимость в туристской фирме, так как услуга (турпродукт) производится и предоставляется в присутствии клиента. В связи с этим персонал туриндустрии является важнейшим стратегическим фактором, необходимым для эффективной работы туристской фирмы.
Переход к рыночным отношениям, приоритетность вопроса качества и обеспечение конкурентоспособности турпродукта изменили требования к сотрудникам, повысили значимость творческого их отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существенным изменениям в принципах и методах социально-психологических аспектов Управления персоналом, повысило роль последнего в благополучии организации.
Без высококвалифицированных, культурных, знающих свое дело управленческих кадров немыслимы качественные изменения в области менеджмента.
В условиях развития коллективной организации труда политика мотивации и привлечения всех сотрудников к управлению нацелена на развитие принципов сотрудничества персонала и руководства в достижении общих целей. Это побуждает искать новые формы управления, развивать потенциальные способности каждого работника и для эффективности труда приветствовать творческое отношение к делу.
Вопросы к разделу'
1. Как Вы понимаете термины «менеджмент» и «управление»?
2. Назовите виды менеджмента в туристской фирме.
3. В чем заключаются особенности школ менеджмента Ф. Тейлора и А. Файоля?
4. Назовите основные функции менеджмента в туристской фирме.
5. Назовите виды организационных структур.
6. Каковы основные технологии менеджмента формирования турфирмы?
8. Менеджмент-технологии в организации туристской деятельности