Дифференциация гостиничного сектора
Гостиничный сектор можно дифференцировать:
1) по вместимости номерного фонда - числу мест, которое может быть предложено клиентам одновременно, -
- на малые гостиницы - вместимость до 150 мест (в ряде стран не более 100 номеров);
- средние гостиницы - вместимость 150 - 400 мест (до 300 номеров);
- большие гостиницы - вместимость свыше 400 мест (свыше 300 номеров);
2) по функциональному назначению -
- на транзитные гостиницы, обслуживающие туристов в условиях кратковременной остановки, которые располагаются на магистралях с большим движением и имеют ограниченный уровень комфорта;
- целевые гостиницы (гостиницы делового назначения, гостиницы для отдыха, например, курортные);
3) по продолжительности пребывания гостей -
- на гостиницы для длительного пребывания гостей;
- гостиницы для кратковременного пребывания постояльцев;
4) По уровню цен на номера гостиницы, что крайне индивидуально . для каждой туристской дестинации -
- на экономичные (эконом-класса);
- средние (первой категории);
- первоклассные или фешенебельные (высшей категории).
Гостиницы можно дифференцировать и по иным критериям, таким как: высотность отеля, местоположение, набор дополнительных услуг, уровень организации питания и т.д.
Классификации гостиниц
На основе данных принципов существует множество классификаций гостиниц, в зависимости от национальных, географических особенностей страны, а также местных традиций.
В разных странах система классификации гостиниц разная. На сегодняшний день существует около 30 различных систем классификации гостиниц.
Самыми распространенными классификациями являются:
• система звезд (применяется во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Китае и ряде других стран);
• система букв (используется в Греции);
• система «корон» (характерна для Великобритании);
• система разрядов.
Рассмотрим особенности наиболее распространенных систем классификации гостиниц.
Французская система классификации.
Гостиницы классифицируют по звездам, что является наиболее популярной системой.
Выделяет 6 категорий: *, **, ***, ****, ***** и одна категория без звезды.
Основы системы звезд для классификации гостиниц используют сегодня (Следует отметить, что в России до 1994 года классификация гостиниц осуществлялась в соответствии с «Положением об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям». Это,1 предполагало подразделение гостиниц на 7 разрядов: «Люкс», «Высший А», «Высший Б», первый, второй, третий, четвертый.) и в Российской Федерации, где выделяют 5 типов гостиниц:
• гостиница одной звезды (*) (как правило, это очень маленькая гостиница на 6 - 10 номеров, расположенная обычно на окраине города или рядом с центром, но в неприглядном месте; в ней не предлагается питание; туристские фирмы почти не предлагают такие гостиницы для размещения, в основном в них останавливаются самостоятельные путешественники);
• 2-звездочная гостиница (**) (данный тип гостиниц обладает большими удобствами в сравнении с гостиницами (*); в них обычно присутствует завтрак, и иногда даже предусмотрены удобства в виде душа и телевизора, за пульт от которого придется заплатить; обстановка в номере - кровать, стол, стул, возможно, раковина; турфирмы предлагают размещение в таких отелях чаще всего на экскурсионных маршрутах);
• 3-звездночная гостиница (***) (это самая распространенная во всем мире разновидность гостиниц с оптимальным выбором услуг для большинства постоянно путешествующих; номера в них бывают 1-местными и 2-местными как с одной большой кроватью, так и с двумя раздельными; для родителей с ребенком имеются 3-местные номера или 2-местные номера с дополнительной кроватью или раскладывающимся диваном; в номере такой гостиницы должны быть все удобства - телефон, телевизор, возможно, мини-бар; у данного типа гостиниц существует следующая закономерность - чем выше комфорт и чем больше предоставляемых дополнительных услуг, тем дальше от центра располагается гостиница);
• 4-звездный отель (****) (это отели с высоким уровнем сервиса, рассчитанные на людей, чьи заработки по европейским стандартам средние или выше среднего; такую гостиницу отличает повышенный уровень комфортности и удачное месторасположение; она может располагаться в центре города или на первой линии пляжа; в таких гостиницах можно заказать как стандартный 1-местный или 2-местный номер, так и номера с улучшенной планировкой, которая предполагает не только спальню, но и гостиную или кухню; номера меблированы как обычная жилая комната со стандартной бытовой техникой - цветной телевизор с дистанционным управлением, холодильник, мини-бар, кондиционер, охранная система, мини-сейф, обязательно телефон с выходом на межгород; в таких гостиницах, как правило, предоставляется множество дополнительных бесплатных услуг - возможность пользоваться тренажерными залами, кортами и бассейнами и т.д.; обязательно должна быть охраняемая автостоянка);
• 5-звездочная гостиница (*****) (в таких гостиницах очень развита внутренняя инфраструктура, имеется несколько ресторанов - с европейской и национальной кухней, баров, ночной клуб и магазины, а также парикмахерские, прачечные, фитнес- и бизнес-центры, бассейны и т.д.; номера в них бывают самые разные - от 1-местных с одной кроватью до многокомнатных апартаментов; имеются 2-ярусные номера, включающие в себя 2-3 спальни, пару гостиных и кабинетов, комнаты для прислуги или охраны; для деловых людей в некоторых 5-звездных отелях есть бизнес-номера с многоканальной телефонной связью, компьютером, факсом и комнатой для переговоров; в любом номере 5-звездного отеля должен быть полный набор необходимых косметических средств в ванной, тапочки перед кроватью, мини-бар, телефон, цветной телевизор, кондиционер и другие предметы, облегчающие быт).
Немецкая система классификации.
Она сформирована по типу французской, но придерживается собственных стандартов при определении класса гостиниц, использует много критериев для оценки.
Выделяет 5 классов гостиниц: - туристский класс - 1 *;
- стандартный класс - 2*;
- комфортный класс - 3*;
- первый класс - 4*;
- люкс -5*.
Индийская система классификации по баллам. Для получения той или иной категории необходимо, набрать установленную для нее минимальную сумму баллов:
- 1-я категория - 100 баллов;
- 2-я категория - 150 баллов;
- 3-я категория - 210 баллов;-
- 4-я категория - 260 баллов;
- 5-я категория - 290 баллов.
Буквенная система классификации.
Пользуется популярностью в Греции и делит гостиницы на следующие категории:
- высшая категория или категория «de Luxe» (условная категория);
- категория А (соответствуют 4-звездочному уровню);
- категория В (соответствуют 3-звездному уровню);
- категория С (соответствуют 2-звездному уровню);
- категория D (соответствуют гостинице уровня одной звезды). Английская система классификации по коронам. Предложена Ассоциацией британских турагентств - British Travel ' Authority (ВТА).
Для перевода данных категорий гостиниц на уровень французской системы необходимо от общего числа корон отнять одну. Гостиницы делят:
- на бюджетные гостиницы (1 звезда - *) - расположены в центральной части города и имеют минимум удобств;
- гостиницы туристского класса (2 звезды — **) - располагают баром и рестораном;
- гостиницы среднего класса (3 звезды - ***) - имеют достаточно высокий уровень обслуживания;
- гостиницы первого класса (4 звезды - ****) - предлагают очень высокое качество проживания и отличный уровень обслуживания;
- гостиницы высшей категории (5 звезд - *****) - имеют уровень
обслуживания и проживания экстракласса.
Итальянская система классификации гостиниц.
Согласно принятым в Италии нормам, гостиницы классифицируют на три категории:
- 1-я категория (условно можно отнести к 4-звездочной - ****);
- 2-я категория (условно можно отнести к 3-звездочной - ***);
- 3-я категория (условно можно отнести к 2-звездочной - **).
Из-за высоких пошлин в Италии гостиницы, явно претендующие на 5-звездочные, остаются 4-звездочными.
Классификация гостиниц в США.
Официально она не утверждена.
По уровню комфорта обычно гостиницы делятся на 5 категорий. Высшая категория, 5-звездочная, присуждена только двум гостиницам: American Automobile Association и Mobile Travel Guide.
Таким образом, для каждой страны характерна своя классификация гостиниц. Относящиеся к одной категории, но расположенные в разных странах, гостиницы могут иметь существенные различия. Данные расхождения в классификации создают определенные трудности для туристов. Им трудно ориентироваться в категориях гостиниц. Для удобства туристов необходима единая система международных стандартов классификации гостиниц.
Собственный подход к классификации гостиниц имеют так называемые гостиничные цепи (табл. 9). Обычно в них выделяются не категории, а марки, распространяющиеся на все гостиницы конкретной цепи. В каждой марке учитывается не только уровень комфорта, но и назначение, месторасположение и некоторые другие критерии. Ниже приведены два примера:
• классификация гостиниц в цепи «Аккор»:
- Sofitel - 5 звезд (*****),
- Novotel - 4 звезды (****),
- Mercury - 3 звезды (***),
- Ibis - 2 звезды (**),
- Егар - 1 звезда (*),
- Formula 1 - без звезд;
• американская гостиничная цепь «Holiday Inn» предлагает следующие марки:
- Garden Court - гостиницы экономического класса,
- Holiday Inn Express - гостиницы квартирного типа (апартотели),
- Holiday Inn San Spri Resorts - курортные гостиницы для лиц с высокими доходами,
- Holiday Inn Select - гостиницы для деловых людей,
- Holiday Inn Hotels End - гостиницы, 10% номерного фонда которых представляют апартаменты для деловых людей с длительным пребыванием. Крупнейшие гостиничные цепи представлены в табл. 9.
Таблица 9
Десять крупнейших гостиничных цепей мира
— | Число | Общее | Число стран, |
Название | |||
гостиничной цепи | предприятий | число " номеров | находятся предприятия |
Hospitality Franchise System, Par- | |||
sippany, NJ | |||
Holiday Inn Worldwide, Atlanta, Ga | |||
Choice Hotels International, | |||
Silver Springs | |||
Best Western International, | |||
Phoenix, CA | |||
Accor, Paris, Fr | |||
Marriott Hotels & Resorts, | |||
Bethesda | |||
ITT Sheraton Corp., Boston, MA | |||
Forte PLC, London, GB | |||
Hilton Hotels Corp., Beverly Hills, | |||
CA | |||
Carlson Hospitality Group, Minnea- | |||
polis, Minn. |