Потребность в туристских ресурсах
Как основном факторе развития туризма
В дестинации
Развитие любой сферы экономики всегда требует определенного набора ресурсов, которые обеспечивают достижение тактических и стратегических целей бизнеса.
Ресурсы, необходимые для формирования конкурентоспособной сферы туризма, требуют определенной систематизации и анализа для' наиболее рационального и эффективного использования.
При анализе ресурсного обеспечения, следует понимать, что дефицит ресурса в любой сфере деятельности туристской дестинации всегда обусловлен спросом, а спрос говорит о потребности туристов.
Потребности - основной побудительный мотив развития экономических систем.
Люди нуждаются в удовлетворении и физических • потребностей (питание, одежда, жилье, тепло и др.), и духовных (знания, общение, посещение учреждений культуры, путешествия, украшения и др.). Причем это может быть совмещено. Например, обед в дорогом ресторане - не только способ утоления голода, но и общение с демонстрацией определенного социального статуса. Даже расположение столика в зале может удовлетворять определенную потребность, поскольку многие посетители ресторанов предъявляют повышенные требования к комфорту посадочного места.
Таким образом, границы между материальными и духовными потребностями постоянно меняются, т.е. структура потребностей находится в постоянном развитии. Это определяется также изменением уровней доходов населения, интеллектуального развития и т.п.
По мере развития общества происходит рост потребностей и изменение их структуры. В результате возникают новые потребности и «отмирают» старые. Производители туристских услуг стараются, с одной стороны, максимально удовлетворять возникающие потребности, а с другой - сами стимулируют появление новых потребностей. Последнее, в свою очередь, является побудительным мотивом для создания новых благ. В экономической литературе эта тенденция носит название закона о возвышении потребностей.
На практике рост потребностей туристов часто опережает возможности туристского производства и не совпадает с уровнем фактического потребления. Всегда существует противоречие между безграничным ростом туристских потребностей и ограниченными возможностями их удовлетворения. Но стремление к удовлетворению потребностей и обусловливает создание всего того, в чем нуждается турист.
Туризм как сфера экономической деятельности основан на целевом и разумном использовании ресурсов, потенциально способных удовлетворить потребности туристов.
Основой использования ресурсов для целей туризма является туристский интерес, под которым следует понимать перспективу получения туристом объективной информации, положительных эмоций и/или потенциальную возможность удовлетворения планируемых потребностей туриста, выраженных в объектах туристского интереса (достопримечательностях, природных объектах, социокультурных объектах показа и т.д.).
Однако для использования объектов в целях туризма необходимо соответствующее развитие туристской сферы, чтобы обеспечить:
• доведение до туриста информации о туристских объектах, необходимой и достаточной для мотивации поездки именно в данную туристскую дестинацию;
• комфортную и безопасную доставку туриста к туристским объектам;
• размещение туриста;
• питание туриста;
• развлечение туриста и т.д.
Особенность туристской деятельности предопределена туристскими ресурсами, вызывающими интерес у туристов, и способностью удовлетворить их потребности.
Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта.
Как правило, туристские ресурсы, определяющие формирование туристского бизнеса в дестинации, подразделяют на три группы:
• природные ресурсы;
• инфраструктурные ресурсы;
• ресурсы, формирующие туристский интерес. Динамичное развитие туристского бизнеса требует наличия всех этих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов, а также ресурсов, формирующих туристский интерес, но без наличия коммуникаций, соответствующей инфраструктуры, наличия памятников культуры, искусства и т.д. туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен.
Следует отметить, что ресурсы туристской дестинации ориентированы как на жителей самой дестинации, так и на туристов. Это связано с тем, что во время своего пребывания в дестинации туристы наравне с местным населением пользуются объектами местной инфраструктуры: предприятиями бытового обслуживания, общественного питания, инженерно-инфраструктурным комплексом и т.д. При этом ресурсы дестинации, формирующие туристский интерес и ориентированные в большей степени на туристов, не отдаляются от социума дестинации и посещаются не только туристами, но и местными жителями.
Отдельно следует отметить такую группу ресурсов, которая определяет развитие туризма как необходимый фактор производства. Без такой группы ресурсов развитие туризма и удовлетворение туристов невозможно. Общая классификация туристских ресурсов представлена на рис. 4.
На основе приведенной классификации туристских ресурсов дестинации разрабатывается кадастр туристских ресурсов. Кадастр - это систематизированный свод сведений, составляемый периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующим объектом.
Рис. 4. Общая классификация ресурсов туристской сферы дестинации
Кадастр туристских ресурсов дестинации - это обобщенная потребительная оценка туристских ресурсов.
Основная цель создания кадастра заключается в выявлении путей наиболее эффективного использования всех предпосылок развития туризма в дестинации. Для этого в кадастре должна содержаться комплексная характеристика туристских ресурсов, включая их детальный учет и' классификацию, качественную и количественную оценку экономической эффективности освоения, анализ использования и его основные перспективы, а также важнейшие мероприятия по их охране.
Таким образом, для грамотного управления (использования) туристскими ресурсами целесообразно выделить следующие направления оценки ресурсного потенциала дестинации:
• количественная оценка ресурсов
(при этом необходимо учитывать динамичность туристского ресурсного потенциала);
• качественная оценка ресурсов (она позволяет оптимизировать направления по использованию ре сурсного потенциала туристской дестинации);
• анализ потенциальных возможностей использования ресурсов (при этом необходимо определить рамки использования ресурсов исходя из соображений экономической, экологической, социальной стабильности).
На основе классификации туристских ресурсов дестинации (рис.4);
кадастровый учет следует вести в отношении 3-х основных категорий туристских ресурсов:
1) ресурсы, формирующие туристский интерес дестинации (это по большей части культурно-исторические ресурсы), которые являются одним из важнейших элементов (составляющей) туристского продукта;
2) инфраструктурные ресурсы дестинации (градообразующая и градообслуживающая сферы; формирование данной статьи кадастра туристских ресурсов дестинации значительно легче, так как их видовое разнообразие строго ограничено функциональной принадлежностью);
3) природные ресурсы.
При разработке данного кадастра должны использоваться различные источники информации о наличии и состоянии туристских ресурсов дестинации, а также результаты экспертных оценок.
Оценки привлекательности ресурсов, с точки зрения туристов, получают путем опросов и социально-экономического мониторинга.
При составлении кадастра должен быть соблюден ряд основных принципов:
• объективность (достоверность и обоснованность всех данных);
• непрерывность (систематическое обновление, уточнения и корректировка данных);
• наглядность (систематизация данных, их графическое и картографическое оформление).
Таким образом, составление кадастра туристских ресурсов дестинации позволит выявить сильные и слабые стороны мегаполиса как с точки зрения специалистов, так и с точки зрения посетителей (туристов).
На основе анализа ресурсных возможностей (ресурсных потенциалов) туристской дестинации формируется структурная таблица кадастра туристских ресурсов (табл. 3).
Построенная структурная таблица должна выявить основные направления развития туризма дестинации, грамотно определить те ресурсы, которые будут включены в план и программу развития туризма в дес-инации. Кроме того, такая таблица поможет грамотно распределять средства бюджета, ассигнованные на развитие туристской сферы.
При составлении таблицы кадастра особое значение следует уделять территориальному фактору, а именно местоположению рассматриваемых ресурсов в территориальном разрезе. Например, определив, что одним из (привлекательных объектов культурно-экскурсионного показа Санкт-Петербурга является объект «X» (например, Русский музей), имея кадастр всех туристских ресурсов, можно определить, насколько данный объект транспортно доступен, есть ли поблизости достаточное количество предприятий питания и т.п. Это поможет удовлетворить возникшие потребности туриста при посещении данного объекта.
Таким образом, кадастр туристских ресурсов может служить отличным инструментом для грамотного проведения и комплексного планирования развития туризма в дестинации.
Структурную таблицу целесообразно дополнить графическим материалом: графиками, схемами, диаграммами и т.д., что обеспечит наглядность полученных результатов.
Таким образом, кадастр туристских ресурсов является основой для разработки целевой программы или концепции развития туризма в дестинации.