Глава 30. правовая работа в сфере предпринимательства

Основные понятия

Адвокатская деятельность - квалифицированная юридическая помощь физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими в установленном порядке статус адвоката.

Правовая работа в сфере предпринимательства - деятельность по обеспечению прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Правовой риск - негативное воздействие на цели организации, которое потенциально может произойти в результате нарушения организацией законодательства или несоответствия ее деятельности требованиям регуляторов, внутренним нормам, договорным обязательствам, а также вследствие внешних факторов, независимых от организации.

Юридический департамент (служба, отдел) - организационно обособленное структурное подразделение организации, осуществляющее правовое обеспечение ее деятельности.

Основной нормативный акт

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

§ 1. Понятие, цели и формы правовой работы

в сфере предпринимательства

В условиях рыночных отношений существенно возросли роль и значение правового обеспечения предпринимательской деятельности. Юридическое обслуживание предпринимателей является в настоящий момент престижной и разноплановой деятельностью, основанной на применении норм различных отраслей законодательства РФ. К юристам, обеспечивающим функционирование хозяйствующих субъектов, предъявляются высокие профессиональные требования, вытекающие из необходимости наличия комплексных знаний и навыков в различных отраслях материального и процессуального права. Современный юрист должен обладать не только знаниями в области юриспруденции, но и основами знаний в сфере экономики, финансов, основ управления и IT-технологий. Необходимый уровень указанных знаний в смежных областях, умение понимать бизнес-процессы, решать управленческие задачи сегодня являются необходимыми составляющими для успешной юридической карьеры.

Под правовой работой в сфере предпринимательства следует понимать деятельность по обеспечению прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Надо отметить, что обслуживание предпринимательской деятельности является лишь частью правовой работы в экономической сфере, поскольку последняя включает обеспечение не только предпринимательской деятельности непосредственно, но и создание правовой инфраструктуры всей хозяйственной жизни (например, работу юристов в публично-правовых и муниципальных образованиях, органах государственной власти и местного самоуправления, направленную на создание условий развития бизнеса). Предметом рассмотрения настоящей главы является правовая работа непосредственно в сфере предпринимательства, связанная с обслуживанием субъектов предпринимательской деятельности.

Основными целями правовой работы в сфере предпринимательства являются:

1) использование правовых средств для эффективного ведения бизнеса, обеспечения его конкурентных преимуществ, реализации законными способами цели извлечения наибольшей прибыли;

2) идентификация и минимизация предпринимательских рисков;

3) обеспечение безопасности, защита, а также повышение капитализации активов коммерческой организации как имущественной основы предпринимательской деятельности;

4) создание условий для повышения стоимости бизнеса, инвестиционной привлекательности субъекта предпринимательской деятельности, включая обеспечение его деловой репутации;

5) поддержание и развитие корпоративной культуры организации <1>, неотъемлемой частью которой является правовая культура.

--------------------------------

<1> Под корпоративной культурой традиционно понимают совокупность ценностей, принципов и правил деятельности организации, которые разделяются большинством сотрудников и передаются из поколения в поколение (см.: Кубанейшвили А. Преобразование компании - начните с корпоративной культуры // Управление персоналом. 2001. N 1. С. 20).

Правовое обеспечение предпринимательской деятельности возможно в следующих формах: осуществление правовой поддержки через собственный юридический департамент и правовой аутсорсинг - привлечение сторонних консалтинговых, аудиторских фирм, адвокатов. Следует отметить, что большинство организаций, в том числе среднего и малого бизнеса, сегодня предпочитают иметь собственных корпоративных юристов - in house, отдавая на аутсорсинг определенный круг специализированных задач, например связанных с использованием иностранного права, или редко встречающихся в деловой практике проблем, для решения которых у внутренних юристов недостаточно опыта и потребуется гораздо больше затрат для осваивания проблемы "внутренними" юристами, чем привлечение консультантов со стороны. Причинами для использования внешних консультантов также являются срочность и трудоемкость возникшей задачи и связанное с этим отсутствие собственных ресурсов на ее реализацию, например проведение комплексной юридической экспертизы (due diligence) при осуществлении сделок "слияний и поглощений", сложность судебного представительства, необходимость использования профессионального авторитета внешнего консультанта.

Правовое обеспечение бизнеса как вид предпринимательской деятельности не требует лицензирования. Среди специалистов отсутствует единый подход к вопросу о необходимости лицензирования юридической деятельности. Некоторые полагают, что такое положение дел нельзя считать оптимальным. Юридическое обслуживание - деятельность, требующая специальных знаний и навыков, наличие которых подлежит обязательной проверке, тем более что организации, оказывающие юридические услуги, крайне сложно привлечь к ответственности за ненадлежащее правовое обслуживание, а государственное лицензирование этого вида деятельности могло бы оградить потенциальных клиентов от некачественных услуг квазиюристов.

Другие справедливо отмечают, что конъюнктура рынка правовых услуг является самым надежным критерием качества юридического обслуживания, который действует независимо от лицензирования и других форм контроля со стороны государственных органов <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Лебедев К.К. Правовое обслуживание бизнеса: корпоративный юрист: Учеб.-практ. пособие. М., 2001. С. 36 - 38.

Юридические услуги оказываются в том числе адвокатами. Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" воплотил пожелания его разработчиков о повышении роли и значения адвокатской деятельности.

Адвокатской деятельностью признается квалифицированная юридическая помощь физическим и юридическим лицам (доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими в установленном порядке статус адвоката.

Адвокаты могут объединяться в адвокатские кабинеты, коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации. Для приобретения статуса адвоката необходимо иметь высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении, либо ученую степень по юридической специальности, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или пройти стажировку в адвокатском образовании (ст. 9 названного Закона). Адвокат, по определению законодателя, является независимым советником по правовым вопросам; сама адвокатская деятельность не является предпринимательской. Адвокатура действует на принципах законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также равноправия адвокатов.

Адвокат вправе оказывать доверителям любую юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом, в том числе:

- давать консультации и справки по правовым вопросам;

- составлять заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

- представлять интересы доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания, в третейском суде, международном коммерческом арбитраже и иных органах разрешения конфликтов, включая иностранные и негосударственные судебные и правоохранительные органы, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами РФ;

- представлять интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, включая иностранные;

- выступать в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Заметим, что в ряде случаев привлечение адвокатов является обязательным с точки зрения требований российского законодательства. Пока такие случаи ограничены только сферой уголовно-процессуального законодательства. Так, согласно ст. 49 УПК РФ защитником (лицом, осуществляющим защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающим им юридическую помощь по уголовному делу) по общему правилу может быть только адвокат <1>.

--------------------------------

<1> По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката (п. 2 ст. 49 УПК РФ).

В Законе "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" содержится положение, что представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 2 указанного Закона). Означает ли данное положение, что лица, не являющиеся адвокатами и не состоящие в штате организации, не допускаются к осуществлению защиты интересов организации в гражданском судопроизводстве?

Данный вопрос был неоднократно предметом анализа со стороны высших судебных инстанций. Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июля 2004 г. N 15-П при рассмотрении вопроса по делу о проверке конституционности положения ч. 5 ст. 59 АПК РФ (в ред. до принятия Федерального закона от 31 марта 2005 г. N 25-ФЗ), предусматривающего ограничение на представительство организаций в арбитражном процессе лицами, состоящими в штате организации или адвокатами, признал указанное положение противоречащим Конституции РФ. Конституционный Суд, в частности, указал, что в случае выбора организацией представителя из числа лиц, не состоящих в ее штате, - вне зависимости от характера рассматриваемого арбитражным судом спора - в основе этих процессуальных отношений лежит гражданско-правовой договор между организацией и выбранным ею представителем.

Следовательно, отступление от принципа диспозитивности при выборе представителя в арбитражном процессе возможно лишь, если ограничения, установленные федеральным законодателем, продиктованы конституционно значимыми целями (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Ограничение на выбор представителя в арбитражном суде не может быть оправдано вытекающим из ч. 1 ст. 48 Конституции РФ правом законодателя установить критерии квалифицированной юридической помощи и обусловленные ими требования к лицам, которые могут выступать в качестве представителей в арбитражном процессе, поскольку данное ограничение связывается лишь с организационно-правовой формой представляемого.

В рассматриваемом судебном акте Конституционный Суд указал, что и в уголовном процессе организации, выступающие в качестве потерпевшего или гражданского истца, в соответствии с ч. 1 ст. 45 УПК РФ также вправе выбирать представителя не только из числа адвокатов. Лишение этих участников уголовного судопроизводства права обратиться, помимо адвоката, к другим лицам, способным, как они полагают, оказать квалифицированную юридическую помощь, фактически привело бы к понуждению их использовать только один способ защиты, что не согласуется со ч. 2 ст. 45 Конституции РФ.

Верховный Суд РФ на вопрос о применимости положения п. 4 ст. 2 Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в части, не допускающей лиц, не являющихся адвокатами и не состоящих в штате организации, к осуществлению защиты интересов организации в гражданском судопроизводстве, разъяснил, что согласно ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Данные конституционные принципы предполагают наличие одинакового объема процессуальных прав субъектов гражданских правоотношений, в том числе и по вопросу о выборе представителей, независимо от статуса этих субъектов.

По мнению высшей судебной инстанции, Закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", устанавливая ограничения по выбору способа получения юридической помощи для организаций, вступает в противоречие с Конституцией РФ. Часть 2 ст. 48 ГПК РФ предоставляет организациям право свободного выбора своих представителей для участия от их имени в гражданском судопроизводстве, не связывая возможность реализации этими субъектами данного права необходимостью заключать соответствующие договоры на оказание юридической помощи лишь с лицами, осуществляющими такую деятельность только на профессиональной основе (адвокатами) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 7 апреля 2004 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 7.

Таким образом, говорить о наличии "адвокатской монополии" в сфере правового обеспечения предпринимательской деятельности не приходится.

§ 2. Организация работы юридических департаментов субъектов

предпринимательской деятельности

Наиболее распространенным способом правовой поддержки бизнеса является деятельность юридического департамента, созданного в структуре организации.

Правовой основой деятельности юридических департаментов субъектов предпринимательской деятельности (хозяйствующих субъектов) являются международные договоры, законодательство РФ, иные правовые акты, а также многочисленные внутренние документы, разработанные и принятые самой организацией в порядке локального нормотворчества <1>. Компетентными органами организации в соответствии с законодательством (т.е. в рамках диспозитивных законодательных норм и не вопреки императивному запрету) могут быть приняты любые документы, обеспечивающие эффективность юридического сопровождения предпринимательской деятельности этой организации. К числу таких документов следует отнести положения "О юридическом департаменте", "Об организации договорно-правовой работы", "Об организации претензионно-исковой работы", Кодекс корпоративного управления, Кодекс деловой этики и проч. - в зависимости от специфики деятельности конкретной организации. Указанные документы как правовые акты внутреннего (локального) нормотворчества, принятые в соответствии с законодательством полномочными органами управления организации, имеют обязательный характер не только для сотрудников юридических департаментов, но и для других структурных подразделений и должностных лиц организации.

--------------------------------

<1> О внутреннем (локальном) нормотворчестве см.: Шиткина И.С. Правовое регулирование коммерческих организаций внутренними (локальными) документами. М., 2003.

Структура юридических департаментов определяется профилем деятельности, организационной структурой, масштабами и задачами конкретного хозяйствующего субъекта. В крупных коммерческих организациях юридические департаменты нередко имеют организационно-обособленные внутренние подразделения (схема 12).

┌────────────────────────────────┐

│ Юридический департамент │

└┬───────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐

├─┤Договорно-правовое управление│

│ └─────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐

├─┤ Корпоративное управление │

│ └─────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐

├─┤ Налоговое управление │

│ └─────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐

│ │ Управление правового │

├─┤ обеспечения трудовых │

│ │ отношений │

│ └─────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐

├─┤ Управление анализа │

│ │ законодательства │

│ └─────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐

│ │ Управление │

├─┤правового обеспечения сделок │

│ │ с недвижимым имуществом │

│ └─────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐

│ │Управление правовыми рисками │

└─┤ и комплайенс-рисками │

└─────────────────────────────┘

Схема 12

В других случаях указанные направления деятельности имеются в юридических подразделениях (службах, отделах, бюро) не как структурно обособленные единицы, а представляют собой внутреннее функциональное распределение обязанностей между работниками подразделения.

В настоящее время многие хозяйствующие субъекты представлены не одним юридическим лицом, а группой компаний (холдингом). Следует отметить, что организация правового обеспечения предпринимательского объединения существенным образом отличается от правового обслуживания моноструктуры. Осуществление экономического контроля со стороны головной организации (основного общества, государственной корпорации) в вертикально интегрированном холдинге выражается в том числе в организации правовой работы всего предпринимательского объединения.

В холдингах очень часто правовая работа осуществляется централизованно - департаментом основного общества, который либо функционально руководит деятельностью юристов дочерних обществ, либо оказывает услуги по правовому обеспечению деятельности дочерних обществ на условиях аутсорсинга. Юридические департаменты основных обществ разрабатывают уставы, модельные образцы внутренних документов, рекомендуемых для принятия в дочерних обществах, договоры с их руководителями и осуществляют контроль за соблюдением этих документов. В холдинге устанавливаются параметры контроля за деятельностью дочерних обществ, например за заключением наиболее значительных по стоимости или предмету хозяйственных договоров, за предъявлением и удовлетворением крупных по размеру претензий и исков. Одной из существенных задач юридического департамента головной организации холдинга является выработка общих для группы компаний стандартов управления и внутренних регламентов. В холдинговом объединении создается единое внутреннее правовое пространство путем принятия компетентными органами управления дочерних обществ внутренних документов на основании утвержденных в основном обществе модельных образцов.

Основными принципами построения юридического департамента субъекта предпринимательской деятельности, с нашей точки зрения, являются следующие:

1) централизация всех юристов компании в юридическом департаменте. Понятно, что правовая работа имеется в различных подразделениях организации - в коммерческой службе, в службе управления активами, в финансовой, инвестиционной и проч., но подчиненность юриста руководителю соответствующего бизнес-направления нецелесообразна с точки зрения формирования независимой правовой позиции и обеспечения контрольно-надзорной функции, которую выполняет юридический департамент. Дислокация юристов в одном подразделении способствует созданию условий для единого методического руководства, повышения квалификации специалистов, экономии затрат на оплату излишнего штата, на создание в каждом структурном подразделении инфраструктуры для обеспечения деятельности юристов (оргтехника, поддержание справочно-правовых систем и проч.);

2) наличие у юристов функциональной специализации. В период постоянно изменяющегося и усложняющегося законодательства, нестабильности правоприменительной практики профессиональный юрист не может иметь неограниченно широкий профиль. При этом юристы организации должны быть взаимозаменяемыми, что может быть обеспечено в том числе частично пересекающейся специализацией и ротацией юридических кадров. Без сомнения, руководитель юридического департамента не должен и не может иметь узкопрофильную специализацию, поскольку отвечает за правовую работу в целом. Он, безусловно, должен также иметь менеджерские навыки для руководства подчиненными сотрудниками и установления деловых коммуникаций с внутренними и внешними структурами;

3) формирование у юристов позиции бизнес-партнеров.

Сложилось исторически и оправдано стоящими перед юридическими подразделениями задачами, что юристы выполняют контрольно-надзорные функции, связанные с обеспечением соблюдения организацией и ее сотрудниками требований законодательства. Если в советское время эта контрольно-надзорная функция обеспечивала социалистическую законность в деятельности организации и выполнялась по поручению и под контролем вышестоящего органа (объединения, министерства), то в настоящий момент обеспечение законности имеет целью минимизацию предпринимательских рисков компании, которые могут возникнуть вследствие несоблюдения требований законодательства. Задача идентификации, оценки и минимизации бизнес-рисков является одной из главных в деятельности современного юриста, обслуживающего коммерческую организацию.

При этом надзорно-контрольная функция не должна быть превалирующей, "отпугивающей" руководителя и других менеджеров организации от привлечения юристов к стратегическому планированию и участию в разработке бизнес-проектов. Необходимо подвергнуть анализу саму идеологию организации юридической работы, критически оценить деловой стиль общения юристов с руководством и коллегами - насколько юрист ориентирован на сотрудничество, на поддержку бизнес-целей компании, на обеспечение ее стратегического развития. Собственники бизнеса, руководители компаний хотят видеть рядом с собой заинтересованных в деле бизнес-партнеров.

Совершенно недопустимым является, когда юристы не знают сферу деятельности своей организации (путают наименования производимой продукции, названия структурных подразделений, не идентифицируют клиентов и проч.). Такое неуважительное отношение к бизнесу не может встретить желания сотрудничать с этим специалистом. Юрист должен разбираться пусть не в тонкостях технологии производства продукции, но знать сферу деятельности своей компании.

Бизнес-ориентированный юрист вместо отказа в визировании договора сделает свои предложения по его совершенствованию с целью обеспечения наибольшей выгоды для компании, т.е. он будет вникать не только в вопросы оформления договора, осуществлять проверку полномочий на его подписание, но и анализировать содержание прав, обязанностей, ответственности контрагентов.

Очень важным является умение юристов помочь клиенту сформировать запрос, поскольку потребитель правовой услуги не является специалистом в области юриспруденции.

Стать бизнес-партнерами могут творческие, предприимчивые люди, которых немало среди юристов. Как правило, юристы обладают критическим умом, аналитическими способностями, ораторским искусством, силой убеждения. Эти качества очень востребованы в бизнес-среде и могут повысить эффективность не только правовой работы, но и бизнеса в целом. Не случайно поэтому все чаще встречается ситуация, когда юрист принимает участие в формировании стратегии компании, является членом правления, совета директоров. Руководители правовых департаментов крупных организаций, как правило, по своему статусу приравниваются к заместителям генерального директора.

Основные функции юридических подразделений коммерческих организаций можно сгруппировать по следующим направлениям:

1) договорно-правовая работа;

2) локальное (внутреннее) нормотворчество и обеспечение законности организационно-распорядительной документации;

3) претензионно-исковая работа;

4) правовое обеспечение функционирования организационно-правовой формы коммерческой организации - корпоративной работы;

5) обеспечение правовыми средствами качества выпускаемой продукции (работ, услуг);

6) правовое обеспечение прав организации на объекты интеллектуальной собственности;

7) правовое обеспечение прав и законных интересов организации как налогоплательщика;

8) обеспечение социального партнерства в организации, соблюдение трудового законодательства, участие во взаимодействии с представительными органами работников;

9) взаимодействие с привлеченными юристами <1>;

--------------------------------

<1> Представляется правильным, если корпоративные юристы помогают функциональным руководителям, заинтересованным в получении консультации от внешних юристов, профессионально сформировать запрос и принять выполненную работу.

10) защита прав и законных интересов организации при взаимодействии с органами государственной власти и управления, муниципальными образованиями, судебными и правоохранительными органами, включая представительство в арбитражных судах и судах общей юрисдикции;

11) управление правовыми рисками и compliance <1>;

--------------------------------

<1> Compliance - процедура проверки соответствия деятельности организации требованиям законодательства и ее внутренним документам.

12) формирование правовой культуры организации (внутрифирменное обучение, консультирование по правовым вопросам).

Рассмотрим наиболее значимые из названных функций.

Договорно-правовая работа коммерческой организации призвана обеспечить:

1) своевременное и качественное заключение договоров различных видов с контрагентами организации на условиях, максимально удовлетворяющих ее экономические интересы;

2) строгий контроль за исполнением договорных обязательств самой организацией и ее контрагентами;

3) анализ причин, вызывающих неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров в сфере предпринимательства, а также разработку мероприятий по устранению этих причин.

В части организации договорно-правовой работы на юридические департаменты или специально создаваемые в их составе договорно-правовые подразделения возлагаются координация договорной работы, организация учета и контроля за исполнением договорных обязательств, анализ практики заключения и исполнения договоров.

Юридические департаменты должны оказывать постоянную методическую помощь другим структурным подразделениям организации и лицам, задействованным в договорно-правовой работе, давать соответствующие разъяснения, проводить консультации, совместно с ними разрабатывать проекты договоров различных видов, визировать представляемые им на подпись проекты договоров. При визировании проекта договора юридический департамент должен не только обеспечивать соответствие договора действующему законодательству по форме и содержанию, но и максимально способствовать обеспечению экономических интересов хозяйствующего субъекта.

С целью координации деятельности структурных подразделений организации в сфере договорно-правовой работы целесообразно разработать и утвердить единоличным исполнительным органом организации Положение об организации договорно-правовой работы, которое должно устанавливать единый порядок заключения, изменения, прекращения договоров, организации их учета и хранения, контроля за исполнением договорных обязательств и анализ причин их неисполнения.

Обязательной составляющей договорно-правовой работы является подготовка к договорной кампании, начало которой, как правило, обозначается соответствующим приказом единоличного исполнительного органа <1>. В указанном приказе руководителям структурных подразделений предписывается на основании опыта прошлого года и анализа исполнения договорных обязательств представить в юридический департамент свои предложения по корректировке положений стандартных договоров (т.е. соответствующих выработанному в организации стандарту), направляемых контрагентам от имени организации. Юристы обобщают поступившие предложения, разрабатывают модельные образцы различных видов договоров и, как правило, размещают их в электронном виде на корпоративном сервере, к которому имеют доступ все уполномоченные лица.

--------------------------------

<1> Поскольку сроки большинства договоров длительного характера истекают в последний день календарного года, договорные кампании начинаются за несколько месяцев до окончания года.

Вопрос об обязательности юридической экспертизы для всех видов договоров в период централизованной плановой экономики не стоял вообще. Только после визирования проекта договора в юридической службе он представлялся на подпись руководителю организации <1>. В современной предпринимательской практике, когда важна оперативность в заключении договоров, когда существует значительная степень делегирования полномочий и ответственности от руководителя организации к руководителям структурных подразделений, когда электронный документооборот стал обычной практикой работы организации, ситуация несколько изменилась. Нецелесообразным является визирование в юридической службе каждого договора, являющегося типовым для соответствующей организации. В данном случае юридический департамент участвует в разработке модельного образца типового договора. Заметим, что во многих коммерческих организациях существует установленный либо Положением о договорно-правовой работе, либо соответствующим организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением) перечень случаев, когда юридическая экспертиза проекта договора является обязательной.

--------------------------------

<1> См.: письмо Минюста СССР от 29 сентября 1978 г. N К-8-524 "О применении Методических рекомендаций об участии юридических служб в организации договорной работы на предприятиях, в производственных объединениях и организациях".

При проведении правовой экспертизы юридический департамент обязан контролировать: наличие необходимых для данного вида договора существенных условий; четкость изложения текста, не допускающего двусмысленного толкования; соответствие содержания договора преследуемой организацией цели; соответствие формы договора требованиям законодательства РФ; наличие у лица, подписавшего договор, надлежащих полномочий. Для обеспечения получения по договору ожидаемой цели - качественного продукта или работы (услуги), а также в целях оптимизации налогообложения юридические службы должны контролировать наличие у контрагента соответствующих лицензий на осуществление тех или иных видов деятельности, а в необходимых случаях - государственной аккредитации или сертификатов качества продукции (товаров, работ, услуг).

Договоры определенных видов, помимо юридического департамента, целесообразно также направлять для экспертизы в финансово-экономический департамент - для выяснения экономической целесообразности заключения договора, соблюдения интересов организации в вопросах ценообразования и проч., в департамент бухгалтерского учета - для правильности определения объекта учета и обеспечения правильного налогообложения хозяйственной операции. Перечень оснований для проведения наряду с юридической также соответствующих профильных экспертиз целесообразно предусмотреть в положении или приказе (распоряжении) об организации договорно-правовой работы. В этом же документе необходимо определить перечень должностных лиц, которые имеют право заключать договоры по доверенности, выданной единоличным исполнительным органом от имени организации. Полномочия этих лиц на заключение договоров определяются возложенными на них функциональными обязанностями и могут быть ограничены по предмету, сумме и прочим условиям договора.

Следует заметить, что определенные различия существуют при подготовке проекта договора самой организацией и при получении ею проекта договора от контрагента. Юридический департамент участвует в согласовании условий поступивших в организацию договоров и подготовке протоколов разногласий.

Важной функцией, возложенной на юридический департамент в рамках договорно-правовой работы, является контроль за исполнением организацией и ее контрагентами договорных обязательств и анализ причин их неисполнения, ненадлежащего или несвоевременного исполнения. Этот контроль осуществляется на основании данных, предоставляемых ответственными за заключение и исполнение договоров руководителями, а также на основании сведений, полученных из финансового департамента, департамента бухгалтерского учета, контролирующих поступление денежных средств и платежи, осуществляемые от имени хозяйствующего субъекта.

При рассмотрении вопроса организации договорно-правовой работы в коммерческой организации важно также остановиться на вопросе о том, какая структура несет ответственность за соблюдение организацией договорно-правовых обязательств.

С точки зрения исполнения договорных обязательств, на наш взгляд, ответственность должна возлагаться на структурное подразделение организации, в функциональные обязанности которого входит исполнение или получение исполнения соответствующего продукта (работы, услуги). Например, за исполнение договора поставки должен быть ответственным департамент маркетинга и сбыта, за исполнение договора перевозки груза - автотранспортная служба и т.д. Юридический

Наши рекомендации