Правовое регулирование транспортной деятельности
Основные понятия
Договор перевозки груза - соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Договор транспортной экспедиции - соглашение, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Предпринимательский транспортный договор - соглашение сторон, по которому транспортная организация (индивидуальный предприниматель) обязуется оказать возмездные услуги, направленные на обеспечение или осуществление перевозки грузов, пассажиров или багажа из одного пункта в другой, а другая сторона обязуется уплатить за оказанные услуги согласованную плату.
Транспортное право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые возникают в связи с деятельностью самих транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих транспортные услуги, отношения между транспортными организациями (индивидуальными предпринимателями) и их контрагентами при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, а также тесно связанные с ними общественные отношения, направленные на обеспечение транспортной деятельности.
Основные нормативные акты и материалы судебной практики
Гражданский кодекс РФ (гл. 40, 41).
Воздушный кодекс РФ.
Кодекс торгового мореплавания РФ.
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ.
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи".
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Постановление Правительства РФ от 28 марта 2005 г. N 161 "Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия".
Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности".
Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 августа 2003 г. N С5-7/УЗ-886 "О Федеральном законе "О транспортно-экспедиционной деятельности".
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
§ 1. Понятие транспортного права и система
предпринимательских транспортных договоров
Под транспортом обычно понимают отрасль экономики, связанную с перемещением людей и грузов из одного места в другое, либо тот или иной вид перевозочных средств. Как отрасль экономики транспорт представляет собой единый и сложный комплекс путей сообщения и иных сооружений транспортной инфраструктуры, систем управления, транспортных средств и транспортных организаций. От ритмичной работы перевозчиков зависит эффективное функционирование промышленности, торговли, иных отраслей экономики, а также комфортная жизнедеятельность граждан. Поэтому транспортная деятельность является необходимой связующей основой в экономике любого государства.
В системе предпринимательского права выделяются специальные нормы, которые непосредственно направлены на регулирование транспортной деятельности. Специалисты объединяют их в понятие "транспортное право".
Предмет и метод транспортного права. Круг общественных отношений, регулируемых транспортным правом, отличается особенностями, позволяющими вычленить эти отношения в относительно самостоятельный предмет правового регулирования.
Анализ базовых законодательных актов в сфере транспорта позволяет сделать вывод о том, что спецификой регулируемых отношений на транспорте является оказание услуг, связанных с использованием транспортных средств в целях осуществления перевозки материальных объектов (грузов, пассажиров и багажа). Следовательно, в предмет транспортного права включаются:
1) общественные отношения между транспортными организациями и их контрагентами, возникающие при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа;
2) общественные отношения, связанные с организацией деятельности транспортных предприятий и функционированием транспортной инфраструктуры;
3) тесно связанные с ними общественные отношения, направленные на обеспечение транспортной деятельности (транспортно-экспедиционные услуги, погрузочно-разгрузочные работы, работы по техническому обслуживанию транспортных средств, иные вспомогательные услуги и работы).
Сердцевину предмета транспортного права составляют имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, прежде всего обязательственные отношения в сфере перевозок и оказания транспортно-экспедиционных услуг. Вместе с тем транспортное право воздействует и на властно-организационные отношения, регулируемые иными отраслями права (вопросы управления транспортом, лицензирования отдельных видов транспортной деятельности, публично-правовая организация транспортных процессов, обеспечение функционирования транспортной инфраструктуры и т.п.).
Транспортное право не имеет собственного метода правового регулирования. Оно заимствует уже известные и используемые в основных отраслях права методы. Властно-организационные отношения подчинены воздействию императивного метода, метода власти и подчинения, властных предписаний (обязываний) и запретов. В то же время при регулировании имущественных отношений используется диспозитивный метод, метод юридического равенства сторон, для которого характерны дозволение совершать известные действия, предоставление определенных прав, а также возможность выбирать вариант своего поведения.
Таким образом, транспортное право сочетает в себе частноправовые и публично-правовые начала и является комплексным правовым образованием, не связанным единым методом правового регулирования.
Понятие транспортного права. Транспортное право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с деятельностью самих транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих транспортные услуги, общественные отношения между транспортными организациями (индивидуальными предпринимателями) и их контрагентами при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, а также тесно связанные с ними общественные отношения, направленные на обеспечение транспортной деятельности.
По поводу места транспортного права в системе отраслей права у специалистов нет единого мнения <1>. Однако большинство авторов признают, что транспортное право не является самостоятельной отраслью права, а представляет собой комплексную отрасль российского права, сочетающую в себе нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию общественные отношения, составляющие отдельную сферу общественной жизни <2>.
--------------------------------
<1> Некоторые ученые предлагали признать самостоятельной отраслью права как транспортное право в целом (см.: Государство и право. 2004. N 9. С. 114, 118), так и его отдельные части. Такой вывод, например, был сделан в отношении воздушного права (см.: Вопросы воздушного права: Сб. трудов секции воздушного права Союза Авиахим СССР и Авиахим РСФСР. М., 1927. Вып. 1; М.; Л., 1930. Вып. 2. С. 211). Ученые в сфере морского транспорта также обосновывали, что морское право является самостоятельной отраслью права, содержание которой определяется отношениями, складывающимися на морском транспорте и в торговом мореплавании (см.: Жудро А.К. Правовое регулирование эксплуатации советского морского транспорта: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1953).
<2> См.: Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. 8-е изд. М., 2015. С. 13; Морозов С.Ю. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 2008. С. 1 - 3.
Система предпринимательских транспортных договоров. Основной целью транспортной деятельности является перемещение материальных объектов в пространстве. Однако не всякое такое перемещение охватывается правовой категорией "транспортировка". Например, сплав древесины без судовой тяги, подъем мебели на этаж и т.п. не относятся к транспортировке - это иное перемещение объектов. Правовое понятие "транспортировка" всегда предполагает использование транспортных средств.
В свою очередь, транспортировку можно классифицировать на перевозку, транспортировку для собственных нужд и иную безвозмездную транспортировку.
В правовом смысле под перевозкой понимается эквивалентно-возмездная транспортировка грузов, пассажиров или багажа. Она всегда осуществляется на основании договора перевозки, заключаемого между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем, пассажиром).
Возможно перемещение объектов с использованием транспортных средств для собственных нужд. В этом случае имеет место транспортировка груза, пассажира или багажа, но не перевозка (например, транспортировка грузов организацией на собственных автомобилях между своими подразделениями, доставка гражданином мебели на дачу на своей машине). Такая транспортировка грузов (продукции, товаров) и людей не порождает обязательств по перевозке.
Не относится к перевозке и транспортирование грузов при отсутствии возмездности. Например, транспортирование оружия, боеприпасов, патронов.
Таким образом, перевозкой считается такое перемещение грузов, пассажиров и багажа, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. Перевозка является одним из видов гражданско-правовых обязательств (или договоров), которые в научной литературе нередко называют транспортными <1>. По направленности этих договоров на осуществление предпринимательской деятельности их можно отнести к категории предпринимательских договоров.
--------------------------------
<1> См.: Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. С. 433 (авторы главы - Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов); Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2000. Т. 2. Полутом 2. С. 30 (автор главы - Г.П. Савичев).
Специалисты полагают, что можно вести речь о системе транспортных договоров, которые, в свою очередь, классифицируются по различным основаниям <1>. При этом по поводу понятия и состава транспортных договоров в научной литературе ведутся дискуссии <2>. Общим знаменателем для вычленения транспортных договоров могут стать два критерия. Основным признаком является субъектный состав договорного правоотношения - участие в договоре транспортной организации как субъекта предпринимательской деятельности. В качестве второго системообразующего критерия выделяют направленность транспортных договорных обязательств на возмездное перемещение грузов, пассажиров и багажа с использованием транспортных средств, либо на обеспечение такого перемещения.
--------------------------------
<1> В то же время В.В. Витрянский полагает, что в сфере транспортной деятельности используются самые разные договоры, типы и виды гражданско-правовых обязательств (перевозка, транспортная экспедиция, буксировка, аренда (или фрахтование на время) транспортных средств, строительный подряд (строительство железнодорожных подъездных путей) и т.п.). "Поэтому попытки выделения категории "транспортных договоров" или "транспортных обязательств", претендующих на собственное место в системе гражданско-правовых обязательств, представляются искусственными и ошибочными по существу" (Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд. М., 2008. Т. 4: Обязательственное право. С. 124).
<2> См.: Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 12 - 13.
Исходя из этого, под предпринимательским транспортным договором следует понимать такое соглашение сторон, по которому транспортная организация (индивидуальный предприниматель) как субъект предпринимательской деятельности обязуется оказать возмездные услуги, направленные на обеспечение или осуществление перевозки грузов, пассажиров или багажа из одного пункта в другой, а другая сторона обязуется уплатить за оказанные услуги согласованную плату.
В системе транспортных договоров можно выделить 11 основных видов договоров: реальный договор перевозки груза; договор фрахтования; договор о подаче транспортных средств к перевозке и предъявлении груза к перевозке; договор перевозки пассажира; договоры об организации перевозок, которые, в свою очередь, подразделяются на общие договоры об организации перевозок в зависимости от видов транспорта, на договоры о подаче и уборке вагонов и договоры об эксплуатации подъездных железнодорожных путей; договоры между транспортными организациями, которые делятся на узловые соглашения и договоры на централизованный завоз и вывоз грузов; договор буксировки; договор транспортной экспедиции.
В учебной литературе приводится подробная классификация непосредственно договоров перевозки по различным основаниям (цели, предмету, субъектному составу, моменту заключения, форме договора, статусу перевозчика и т.д.) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Гражданское право: В 4 т. Т. 4. С. 29 - 130 (автор главы - В.В. Витрянский).
§ 2. Источники правового регулирования
транспортной деятельности
Основополагающее значение в системе источников транспортного права имеет Конституция РФ, в которой есть прямые нормы, имеющие отношение к транспорту. Так, ст. 71 Конституции РФ относит управление федеральным транспортом и путями сообщения к ведению Российской Федерации.
Важнейшими источниками транспортного права являются федеральные законы. Первым в этом ряду стоит ГК РФ, в котором выделены в отдельную главу - гл. 40 - нормы, регулирующие общие положения о перевозке грузов и пассажиров, условия заключения и исполнения договоров перевозки, ответственность перевозчика за нарушения обязательств и т.д. А в гл. 41 ГК РФ размещены базовые нормы, касающиеся транспортной экспедиции.
Особое место в системе источников транспортного права занимают транспортные уставы и кодексы, принятые в форме федеральных законов. Они основываются на гл. 40 ГК РФ и детально регламентируют отношения, возникающие при перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также при обеспечении транспортной деятельности. К ним относят: Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Эти документы носят комплексный характер и воздействуют на разнородные частные и публичные отношения, возникающие на различных видах транспорта <1>.
--------------------------------
<1> При этом следует согласиться с В.А. Дозорцевым, который полагает, что в подобных комплексных актах невозможно выделить общие правовые положения, характерные для отраслевого кодекса. Узкая сфера действия комплексного акта не исключает его большого объема и значимости для обширной сферы транспортных отношений (см.: Дозорцев В.А. Один кодекс или два? (Нужен ли Хозяйственный кодекс наряду с Гражданским?) // Вестник гражданского права. 2008. Т. 8. N 4. С. 266 - 267).
В системе федеральных подзаконных источников транспортного права наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ, содержащие нормативные правовые положения по важнейшим вопросам транспортной деятельности. К иным подзаконным нормативным правовым актам как источникам транспортного права относятся постановления Правительства РФ и огромное количество ведомственных инструкций, положений, правил и т.п., принимаемых различными органами исполнительной власти.
В сфере транспортного нормотворчества ключевую роль играет Министерство транспорта РФ, которому в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395, предоставлено право самостоятельно принимать многочисленные и разнородные нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области транспорта, правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов; правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении и т.д.
К ведению субъектов РФ относятся региональный транспорт и пути сообщения, управление региональной транспортной инфраструктурой. В связи с этим в регулировании транспортной деятельности немаловажную роль играют нормативные правовые акты субъектов РФ, прежде всего законы субъектов РФ.
Среди источников транспортного права выделяют большое количество международных договоров, соглашений, иных актов в сфере транспорта, таких как Конвенция от 12 октября 1929 г. "Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок", Конвенция от 19 мая 1956 г. "О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR)", Конвенция от 9 мая 1980 г. "О международных железнодорожных перевозках (КОТИФ)", Будапештская конвенция от 22 июня 2001 г. "О договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ/CMNI)", Конвенция Организации Объединенных Наций от 11 декабря 2008 г. "О договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов" ("Роттердамские правила").
Особыми источниками транспортного права являются санкционированные государством обычаи. Их специфика состоит в том, что закон придает тому или иному обычаю общеобязательное значение. При этом сам обычай в тексте закона не приводится. Например, согласно ст. ст. 129 - 132 Кодекса торгового мореплавания РФ при отсутствии соответствующего соглашения сторон время подачи уведомления о готовности судна к погрузке, сроки погрузки, размер платы за простой судна определяются на основе обычаев, принятых в порту погрузки.
В литературе ведется активная дискуссия о возможности отнесения к источникам права судебных прецедентов, т.е. судебных решений, имеющих обязательное значение при рассмотрении других аналогичных дел. Хотя официально в Российской Федерации судебный прецедент в качестве источника права не применяется <1>, тем не менее на практике при разрешении споров суды учитывают решения вышестоящих судов.
--------------------------------
<1> См.: Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. 6-е изд. М., 2012. С. 110.
Некоторые ученые полагают, что к источникам транспортного права следует относить постановления Пленума Верховного Суда РФ и сохранившие силу Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ <1>. В качестве примера можно сослаться на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в котором детализируется законодательство и в ряде пунктов формулируются новые положения нормативного правового характера.
--------------------------------
<1> См.: Егиазаров В.А. Указ. соч. С. 24 - 33.
В транспортной деятельности необходимо учитывать действующие положения инструктивных указаний Государственного арбитража СССР и Государственного арбитража РФ, связанные с регламентацией отношений между транспортными организациями и их клиентурой. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 15 апреля 1992 г. N 7 разъяснил, что эти инструктивные указания по применению законодательства при разрешении споров и их доарбитражном урегулировании сохраняют свое действие на территории РФ в той части, в которой они не противоречат законодательству РФ.
Выделяются особенности транспортного законодательства. Оно относится к наиболее стабильным комплексным отраслям законодательства. Многие нормативные правовые конструкции в сфере перевозок были разработаны еще в советское время и продолжают оставаться неизменными многие годы. Это касается, например, заключения договора перевозки, подачи транспортных средств под погрузку, ответственности сторон, предъявления претензий и т.д.
Транспортное законодательство является одним из самых систематизированных и значительных массивов в российском законодательстве. В отношении всех видов транспорта приняты транспортные уставы и кодексы, а также детализирующие их подзаконные нормативные правовые акты (правила, инструкции и т.п.), в которых сосредоточено огромное количество положений, регулирующих отношения между перевозчиками и их контрагентами.
В транспортном законодательстве отражается публичный характер деятельности транспортных организаций, необходимость учета того, что заключение договоров осуществляется перевозчиками с большим кругом лиц. Так, перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, и основные условия их деятельности публикуются в установленном порядке, за нарушение условий договора перевозки применяются правила об ограниченной ответственности перевозчика, обязательно предъявление претензии к транспортной организации в пределах срока исковой давности и т.д.
В транспортном законодательстве используется много императивных норм, обязательных к соблюдению всеми участниками транспортных правоотношений.
Например, законодательство в области железнодорожного транспорта устанавливает обязательные требования к оформлению, порядку представления и согласования заявки на перевозку грузов, детально регламентирует обязанности грузоотправителя по подготовке грузов для перевозок и обязанности перевозчика по подаче вагонов под погрузку, сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков и т.п.
Большую долю в транспортной деятельности занимают международные перевозки. В связи с этим на российское транспортное законодательство оказывает существенное влияние международное право в сфере транспорта. Например, при принятии Воздушного кодекса РФ учитывались положения Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г., а в Кодексе торгового мореплавания РФ отражены нормы Конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. Это основано на том, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ правила международных договоров РФ имеют приоритет над национальным законодательством.
§ 3. Виды транспорта и управление транспортом
Различают пять основных видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, воздушный, внутренний водный (речной), морской. Каждый вид транспорта имеет свои особенности, которые отражаются в правовом регулировании.
В целом транспортная система подразделяется на транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования. При этом на различных видах транспорта по-разному определяются виды сообщений. Например, на железнодорожном транспорте выделяют: перевозки в прямом железнодорожном сообщении, перевозки в прямом смешанном сообщении и перевозки в непрямом смешанном сообщении.
На автомобильном транспорте перевозки по видам сообщения классифицируются на перевозки в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении. Кроме того, на автомобильном транспорте выделяются отдельные виды перевозок пассажиров и багажа: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.
На морском и внутреннем водном транспорте различают формы судоходства: линейное - регулярное, по заранее установленным направлениям и объявленному расписанию, с оплатой по действующему тарифу; трамповое - нерегулярное судоходство, осуществляемое преимущественно по случайным направлениям, без определенного расписания движения, на условиях, определенных при фрахтовании судна.
Каждый вид транспорта характеризуется наличием субъектов правоотношений, свойственных только этому виду транспорта. На морском транспорте к таким субъектам отнесены судовладелец, выступающий в качестве перевозчика, и различные виды морских портов. На речном транспорте выделяются судовладелец, перевозчик, причал и речной порт. На железнодорожном транспорте в качестве возможных участников транспортных правоотношений определены перевозчик, владелец инфраструктуры и железнодорожная станция. На воздушном транспорте к числу специфических субъектов относятся эксплуатант и авиационное предприятие.
Органы государственного управления транспортной деятельностью. Государственное управление транспортной деятельностью осуществляется прежде всего на уровне федеральных органов исполнительной власти. В структуре этих органов создано Министерство транспорта РФ - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в различных сферах транспорта.
Министерству транспорта РФ подведомственны федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственные функции по контролю (надзору), оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере транспорта: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).
Особо следует отметить управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, которое координируется ОАО "Российские железные дороги". ОАО "РЖД" появилось в 2003 г. в результате структурной реформы федерального железнодорожного транспорта, проводимой на основании Постановления Правительства РФ от 18 мая 2001 г. N 384. В результате структурной реформы железнодорожного транспорта сформирован конкурентный рынок оперирования грузовыми вагонами путем создания дочерних общесетевых ("Первая грузовая компания", "Вторая грузовая компания") и специализированных ("Трансконтейнер", "Русская Тройка", "РейлТрансАвто") операторских компаний и полного вывода из ОАО "РЖД" парка грузовых вагонов посредством его передачи в капитал дочерних операторов и продажи иным собственникам подвижного состава. Создана Федеральная пассажирская компания, осуществляющая дальние пассажирские перевозки в России и в сообщении с зарубежными странами.
Основные направления государственного регулирования транспортной деятельности. Непосредственные отношения между транспортными организациями и их контрагентами, как правило, регулируются на основе договора, что исключает вмешательство третьих лиц. Вместе с тем транспортная деятельность затрагивает интересы большинства граждан и юридических лиц. В целях обеспечения публичной защиты этих интересов, недопущения злоупотреблений со стороны перевозчиков, контроля над транспортной безопасностью, создания конкурентной среды в транспортной отрасли государство должно осуществлять публично-правовое регулирование транспортной деятельности, в том числе путем применения в необходимых случаях мер государственного принуждения.
Одним из направлений государственного регулирования в сфере транспорта является лицензирование деятельности, связанной с осуществлением перевозок грузов, пассажиров и багажа. Количество лицензируемых видов деятельности постоянно уменьшается и в настоящее время распространяется на деятельность, при осуществлении которой необходима максимальная защита интересов пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей. Так, в соответствии с Законом о лицензировании лицензированию подлежат: перевозки пассажиров внутренним водным, морским, воздушным и железнодорожным транспортом; перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном, железнодорожном транспорте и в морских портах; деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом. Лицензирование перевозок грузов применяется в полном объеме только на воздушном транспорте, а на внутреннем водным, морском и железнодорожном транспорте касается исключительно перевозки опасных грузов.
Государственное регулирование транспортной деятельности проявляется в осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере транспорта контрольных и надзорных функций. С целью реализации своих полномочий Ространснадзор имеет право проверять деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность, организовывать проведение необходимых расследований (за исключением авиационных и дорожно-транспортных происшествий), запрашивать и получать необходимые сведения, давать разъяснения, применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере транспорта.
Важнейшим инструментом обеспечения безопасности и качества транспортной деятельности, внедрения инноваций в сферу транспорта является техническое регулирование отношений, возникающих при установлении, применении и исполнении обязательных требований к продукции и связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, при установлении и применении на добровольной основе требований к продукции, указанным процессам, выполнению работ или оказанию услуг, а также отношений в области оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям.
Законом о естественных монополиях осуществляется регулирование деятельности субъектов естественных монополий, в том числе в сфере транспорта. К числу субъектов естественной монополии относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере: железнодорожных перевозок; предоставления услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Основным федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий теперь является ФАС России <1>. Она осуществляет функции по определению или установлению цен (тарифов) и контролирует их применение в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Кроме того, ФАС России осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
--------------------------------
<1> Ранее эти функции исполняла Федеральная служба по тарифам (ФСТ России). Указом Президента РФ от 21 июля 2015 г. N 373 ФСТ России упразднена, ее функции переданы ФАС России.
Поскольку транспортные средства являются источниками повышенной опасности, государство уделяет значительное внимание правовому регулированию безопасности движения и перевозок на транспорте. Например, для железнодорожного транспорта Правительством РФ утверждены технические регламенты о безопасности железнодорожного подвижного состава, о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта, о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта. Действует общее Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2013 г. N 880).
Правовое положение земель транспорта. При осуществлении транспортной деятельности необходимо учитывать специальный правовой режим земель, на которых расположены транспортные организации, пути сообщения и иная инфраструктура транспорта. В соответствии со ст. 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки: для размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации и реконструкции зданий и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Для осуществления дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки: для размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского и внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения искусственно созданных внутренних водных путей; размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений и других объектов водного транспорта; выделения береговой полосы. Для обеспечения функционирования воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос и других наземных объектов воздушного транспорта.
§ 4. Перевозка грузов, пассажиров, транспортная экспедиция,
иные услуги, связанные с транспортной деятельностью
Понятие, предмет и краткая характеристика договора перевозки груза. Перевозка грузов занимает центральное место в деятельности транспортных организаций. В связи с этим в системе транспортных договоров в качестве основного выделяется договор перевозки грузов, который детально урегулирован транспортным законодательством.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
По своей юридической природе он относится к двусторонним договорам, заключаемым в пользу третьего лица - грузополучателя, за исключением случаев, когда последний совпадает в одном лице с грузоотправителем. Договор перевозки груза сконструирован по модели реального договора, поскольку он регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданног