Деятельностью. правовой статус предпринимателя
Основные понятия
Государственная регистрация субъектов предпринимательства - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законом.
Лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Позитивная социальная ответственность субъекта предпринимательства - форма осознания субъектом предпринимательства своего долга, обязанностей по отношению к другим людям, обществу.
Право на занятие предпринимательской деятельностью - субъективное конституционное право в широком смысле, при этом субъект предпринимательства может обладать и отдельными субъективными правами как элементами конкретного правоотношения.
Правовой статус субъекта предпринимательства - система прав, свобод, законных интересов, обязанностей и государственных гарантий, законодательно закрепленная государством в нормах права.
Субъект предпринимательства - лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на законном основании, обладающее соответствующим правовым статусом.
Юридическая ответственность предпринимателей - одна из форм государственно-принудительного воздействия, заключающаяся в применении предусмотренных законом санкций - мер ответственности, влекущих дополнительные неблагоприятные последствия.
Основные нормативные акты и материалы судебной практики
Конституция РФ (ст. ст. 8, 34, 37, 55, 74).
Гражданский кодекс РФ.
Налоговый кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".
Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 52 "Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования".
Приказ Росстандарта от 16 октября 2012 г. N 505-ст "ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм".
Постановление Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2011 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина".
Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".
Постановление Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица".
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах".
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июня 2000 г. N 54 "О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной".
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 января 2006 г. N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Протокол от 20 марта 1952 г. N 1.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.
Модельный закон об основах экологического предпринимательства (принят в г. Санкт-Петербурге 13 июня 2000 г. Постановлением N 15-6 на 15-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ).
Соглашение стран СНГ от 20 марта 1992 г. "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности".
§ 1. Понятие правового статуса субъекта предпринимательства.
Право на занятие предпринимательской деятельностью
и государственные гарантии
Понятие "правовой статус" происходит от латинского термина "статус" (status), что означает положение, состояние. Категория "правовой статус" исследуется представителями различных юридических наук в отношении субъекта права. В теории права и конституционном праве правовой статус в основном изучается в связи с проблематикой прав и свобод человека и гражданина. Правовой статус человека и гражданина определяется как система прав и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в конституциях и иных нормативных правовых актах <1>, как законодательно закрепленная право- и дееспособность в сфере частных и публично-властных отношений <2>. В науке высказывается и более широкий подход к содержанию правового статуса: помимо прав и обязанностей, к элементам правового статуса относят ответственность, гарантии, правоспособность, принципы, гражданство и др. <3>.
--------------------------------
<1> См.: Права человека: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2003. С. 91.
КонсультантПлюс: примечание.
Статья Ю.А. Тихомирова "Теория компетенции" включена в информационный банк согласно публикации - "Журнал российского права", 2000, N 10.
<2> См.: Нерсесянц В.С. Теория права и государства. М., 2001. С. 239; Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. С. 70 - 71; Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001. С. 242.
<3> В науке дискутируется также вопрос о соотношении терминов "правовой статус" и "правовое положение". Так, по мнению Н.В. Витрука, правовое положение предлагается считать более широким понятием, а правовой статус - его основой, "ядром" правового положения. См.: Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.
Наука предпринимательского права исследует как общие вопросы правового статуса субъекта предпринимательской деятельности, так и особенности правового статуса отдельных субъектов предпринимательства.
Правовой статус субъекта предпринимательства представляет собой систему прав, свобод, законных интересов, обязанностей и государственных гарантий, законодательно закрепленную государством в нормах права.
Право на занятие предпринимательской деятельностью - основа правового статуса субъекта предпринимательства. Право на занятие предпринимательской деятельностью регламентировано в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, согласно которой "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".
В литературе право на занятие предпринимательской деятельностью нередко именуется как "право на осуществление предпринимательской деятельности" <1>. Представляется, что термин "осуществление" более применим к реализации самого права. Осуществление права на занятие предпринимательской деятельностью - это реализация управомоченным лицом возможностей (правомочий), заключенных в содержании данного права.
--------------------------------
<1> См.: Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова.
Данное конституционное право основывается как на положениях международных договоров, так и на нормах Конституции РФ, регламентирующих свободу экономической деятельности, права человека на собственность, свободный труд. Согласно ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 г. каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. В ч. 1 ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. отмечается, что участвующие в нем государства признают право на труд, которое включает в себя право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.
Соответствующие положения предусмотрены в Конституции РФ: провозглашены свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8), право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35), свобода труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37).
В научной литературе ведутся дискуссии в отношении сущности права на занятие предпринимательской деятельностью. Так, данное право рассматривается как субъективное конституционное право <1>, которое понимается как предоставленная лицу и обеспеченная законом (нормативными актами) мера возможного поведения, направленная на достижение преследуемых субъектом целей. При этом право на занятие предпринимательской деятельностью не предоставляет субъекту безграничной свободы. Оно должно осуществляться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере <2>.
--------------------------------
<1> См.: Плотникова И.Н. Конституционное право человека и гражданина на предпринимательскую деятельности в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002; Страхова С.Г. Ограничение права на осуществление предпринимательской деятельности: частноправовые и публично-правовые аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006.
<2> См.: Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова.
Вопрос о субъективной природе конституционных прав является предметом дискуссии в научной литературе. Так, С.С. Алексеев, Л.Д. Воеводин, Н.И. Матузов, В.А. Патюлин, И.Е. Фарбер, Л.С. Явич считают, что все конституционные права граждан - их субъективные права. Противоположной позиции придерживаются Ю.К. Толстой, Р.О. Халфина, Д.М. Чечот и др.: не всякое право (в том числе и конституционное) является субъективным. Субъективное право - наличное право, которым гражданин обладает реально. До тех пор, пока право не стало таковым, оно находится в стадии правоспособности, служит ее элементом. С этих позиций конституционные права гражданина выступают как элементы его правоспособности (правосубъектности), т.е. лежат в сфере абстрактной, общей возможности индивида иметь субъективные права и обязанности. Мало чем от такой позиции отличается трактовка конституционного права в качестве субъективного права в потенции, права на право (Н.Г. Александров, Б.К. Бегичев, В.А. Кучинский, Б.В. Пхаладзе и др.) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности.
Право на занятие предпринимательской деятельностью также рассматривается в качестве элемента правоспособности субъекта права. Такой подход прежде всего содержится в ст. 18 ГК РФ, в соответствии с которой право заниматься предпринимательской деятельностью входит в содержание правоспособности граждан. При этом, если общая правоспособность гражданина возникает с момента рождения, то право заниматься предпринимательской деятельностью закон связывает с моментом государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, это право не приобретается через представителей <1>.
--------------------------------
<1> См.: Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова.
Таким образом, право на занятие предпринимательской деятельностью представляется как субъективное конституционное право. В то же время субъект предпринимательства может обладать и конкретными субъективными правами как элементами конкретного правоотношения.
Содержание права на занятие предпринимательской деятельностью. Право на занятие предпринимательской деятельностью обусловлено прежде всего свободой экономической деятельности, которая состоит в возможности выбора вида и формы предпринимательства, сферы и территории деятельности, организационно-правовой формы предпринимательства <1>.
--------------------------------
<1> См.: Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. О.М. Олейник. Т. 1. С. 160; Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. С. 118.
По своему характеру выделяются следующие основные виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая (торговая), посредническая и иная. Сфера предпринимательской деятельности определяется видом конкретного рынка с учетом предметно-отраслевого признака (например, деятельность на рынке ценных бумаг, банковских, страховых услуг, в сфере инвестиций и инноваций, биржевая, транспортная, оценочная деятельность и др.). Территория деятельности может быть обусловлена территориальными границами рынка, на котором субъект предпринимательства осуществляет деятельность, а также местонахождением субъекта предпринимательства, его обособленных подразделений. Условия и порядок приобретения предпринимательского статуса поставлены в зависимость от организационно-правовой формы предпринимательства (с образованием юридического лица или без такового). Законом может быть ограничена форма осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности. Например, Закон о банках предусматривает создание кредитной организации только в форме хозяйственного общества (ст. 1).
В качестве элемента права на занятие предпринимательской деятельностью можно рассматривать право предпринимателя на свободную конкуренцию, которое также рассматривается в литературе как субъективное конституционное право <1>. Право на свободную конкуренцию состоит в юридически равной возможности доступа на рынок для осуществления аналогичной (сходной) предпринимательской и иной экономической деятельности для привлечения спроса потребителей (приобретателей) посредством совершения ценовых и неценовых конкурентных действий с возможностью требования от других хозяйствующих субъектов, органов публичной власти и их должностных лиц исполнения обязанностей по отношению к управомоченному хозяйствующему субъекту.
--------------------------------
<1> См.: Сухоруков А.С. Конституционно-правовое регулирование конкуренции в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010.
Конституционное право на занятие предпринимательской деятельностью реализуется путем осуществления конкретных прав и правомочий.
Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <1> содержал ст. 16, посвященную регламентации права предпринимателя. В соответствии с данной нормой каждому предпринимателю предоставлялось право:
--------------------------------
<1> Утратил силу с 1 июля 2002 г. См.: Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ.
- начинать и вести предпринимательскую деятельность путем учреждения, приобретения или преобразования предприятия, а также заключения договора с собственником имущества предприятия;
- привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;
- самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством России договорами;
- осуществлять ВЭД;
- осуществлять административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием;
- нанимать и увольнять работников от имени предприятия или самостоятельно в соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия;
- распоряжаться прибылью предприятия в соответствии с законодательством России, договорами и уставом предприятия;
- пользоваться услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования;
- образовывать союзы, ассоциации и другие объединения предпринимателей;
- оспаривать в суде в установленном законом порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.
В настоящее время указанные правомочия предусмотрены другими законами или вытекают из их положений <1>.
--------------------------------
<1> Например, ГК РФ, ТрК РФ, НК РФ, Законы о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об АО, об ООО и др.
Имеется и ряд специальных законов, предоставляющих права отдельным предпринимателям. Так, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на государственную поддержку в виде конкретной финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки таких субъектов (ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"). Субъекты предпринимательства, осуществляющие производственную деятельность в сфере импортозамещения, вправе получить целевые займы на льготных условиях.
Государственные гарантии предпринимательской деятельности. Важно отметить, что законодательством, помимо регламентации прав предпринимателей, предусмотрены и государственные гарантии осуществления предпринимательской деятельности <1>, содержащие обязанности государства по отношению к субъектам предпринимательства (в основном по обеспечению и защите прав предпринимателей) <2>.
--------------------------------
<1> В законодательстве имеется узкое понимание государственной гарантии как вида долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром (ст. 6 БК РФ).
<2> См.: Боткин И.О. Государственные гарантии предпринимательской деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1994. С. 8.
Впервые такие гарантии были сформулированы в Законе РСФСР 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Это следующие гарантии:
- право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для их деятельности имущество;
- недопущение отказа в регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности;
- защита прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, действующих на территории РФ и иностранных государств на основе международных соглашений, недопущение дискриминации предприятий со стороны государства, его органов и должностных лиц;
- равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий, независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм;
- защита имущества предприятий от незаконного изъятия;
- свободный выбор предпринимателем сферы деятельности предприятия в пределах, установленных законодательством РФ и заключенными договорами;
- право предпринимателя в соответствии с законодательством РФ, уставом предприятия и договором (контрактом), заключенным с собственником, самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль на развитие производства;
- экономическая, научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности;
- возможность страхования предпринимательского риска страховыми обществами;
- недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестной конкуренции;
- недопущение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по установленным законодательством РФ основаниям и в пределах правомочий указанных органов;
- возмещение ущерба, в том числе упущенной выгоды, в результате выполнения противоречащих законодательству РФ указаний государственных или иных органов, либо их должностных лиц, нарушивших права предприятия, а также ненадлежащее осуществление такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предприятию (ст. 20 Закона).
В настоящее время обязанности государства по отношению к предпринимателям предусмотрены различными законодательными актами (в сфере государственной регистрации, малого и среднего предпринимательства, инвестиционной деятельности и др.). Так, в установленный в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" перечень государственных гарантий включены: 1) гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов; 2) гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций; 3) гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; 4) гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями; 5) гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ; 6) гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором; 7) гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм; 8) гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции; 9) гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг; 10) гарантия участия иностранного инвестора в приватизации; 11) гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество <1>.
--------------------------------
<1> См.: Илларионов Н.В. Система гарантий в механизме правового регулирования венчурных инвестиционных отношений // Российская юстиция. 2013. N 9. С. 10 - 13.
Обеспечению прав предпринимателей и соблюдению государственных гарантий призваны способствовать специальные законы: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации".
§ 2. Публично-правовые требования к занятию
предпринимательской деятельностью.
Обязанности предпринимателя
Особенностью правового регулирования предпринимательской деятельности является наличие публично-правовых требований и ограничений при осуществлении предпринимателями своих прав. Это связано с необходимостью обеспечения интересов других лиц (потребителей, предпринимателей), а также общества и государства в целом. Существуют общие и специальные требования и ограничения, которые возлагают на лицо, намеревающееся осуществлять предпринимательскую деятельность, а также получившее статус субъекта предпринимательства, соответствующие обязанности.
Общие требования и ограничения прежде всего предусмотрены в Конституции РФ: в соответствии с ч. 3 ст. 17 осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; ч. 2 ст. 34 запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Указанные нормы реализуются в других законах (например, в ст. 10 ГК РФ, Законе о защите конкуренции и др.). В то же время Конституция РФ устанавливает предел введения государством ограничений прав: права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
К общим требованиям прежде всего относится обязательность государственной регистрации. Приобретение статуса субъекта предпринимательства связано с требованием государственной регистрации. Данное требование распространяется как на гражданина, так и на субъекта предпринимательства в форме юридического лица (ст. ст. 23 и 51 ГК РФ).
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законом (ст. 1 Закона о регистрации юридических лиц).
Государственная регистрация необходима для ведения учета предпринимателей, контроля за их деятельностью и обеспечения интересов их кредиторов. Законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей состоит из ГК РФ, Закона о регистрации юридических лиц и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных актов (например, форма заявления о регистрации утверждается Правительством РФ). Государственная регистрация указанных субъектов предпринимательства регулируется на федеральном уровне.
Государственная регистрация субъекта предпринимательства в форме юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Срок государственной регистрации - не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган и уплаты государственной пошлины.
Регистрирующим органом является ФНС России <1>. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом такой записи.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе".
Судебная практика пошла по пути признания недействительной уже совершенной регистрации юридического лица в связи с тем, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации коммерческой организации в случае грубых нарушений при создании организации требований нормативных актов, носящих неустранимый характер, или в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных правовых актов (п. 2 ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц, п. 2 ст. 61 ГК РФ). Вследствие принятия такого рода судебных решений на практике встал вопрос о действительности сделок, заключенных от имени такого лица.
Данный вопрос имеет важное значение для кредиторов этого лица, которым было отказано в исполнении обязательств по мотивам признания недействительности государственной регистрации. Возникающие разногласия между кредиторами и должниками были разрешены Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, который указал, что правоспособность юридического лица прекращается только в случае завершения его ликвидации, т.е. с момента внесения записи об исключении юридического лица из единого государственного реестра (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51, п. 8 ст. 63 ГК РФ). Следовательно, признание судом регистрации юридического лица недействительной само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной <1>.
--------------------------------
<1> См.: информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июня 2000 г. N 54 "О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной".
В судебной практике возникают случаи, когда отказ в государственной регистрации обусловлен недостоверностью сведений, содержащихся в документах, представленных на регистрацию. Такой отказ должен быть поддержан судом, несмотря на отсутствие формальных оснований в ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц, поскольку регистрирующий орган вправе принимать меры, необходимые для достижения целей названного Закона, одной из которых является обеспечение достоверности сведений, содержащихся в государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Сведения о создании, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательства содержатся в государственных реестрах. Государственные реестры ведутся раздельно: в отношении юридических лиц - ЕГРЮЛ и в отношении индивидуальных предпринимателей - ЕГРИП. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти <1>.
--------------------------------
<1> См.: Приказы Минфина России от 18 февраля 2015 г. N 25н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам", от 15 января 2015 г. N 5н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей".
Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы в основном являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законом. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде выписки из соответствующего государственного реестра.
Публично-правовое требование о получении лицензии на осуществление определенных видов предпринимательской деятельности относится к субъекту предпринимательства и влияет на осуществление им права на предпринимательскую деятельность.
Лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (ст. 3 Закона о лицензировании).
Лицензирование - это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Лицензируемые виды деятельности обычно требуют специальных знаний субъекта предпринимательства, направлены на обеспечение интересов государства или требуют более тщательного контроля со стороны государства в целях защиты интересов граждан.
Как отмечается в Определении Конституционного Суда РФ от 4 октября 2006 г. N 441-О, требование, согласно которому деятельность, осуществляемая в соответствии с лицензией, может