Правовые основы стандартизации.
Правовые основы стандартизации также содержатся в Федеральном законе «О техническом регулировании».
Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использовании направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
На современном этапе развития экономики стандартизация является одним из важнейших элементов технического регулирования, а стоящие перед ней цели не только в нашей стране, но и в других странах перекликаются с целями технического регулирования. Несомненно, повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, животных и растений, экологической безопасности являются приоритетными целями стандартизации и технического регулирования в общем, однако было бы неверным полностью концентрироваться на них, особенно сейчас, в период становления системы технического регулирования в России. Не менее важной целью технического регулирования и стандартизации является повышение конкурентоспособности и качества продукции, выпускаемой отечественными производителями. С точки зрения экономики - это одна из первостепенных задач, а стандартизация и техническое регулирование являются эффективнейшим механизмом ее реализации. Подтверждением этому могут служить положения Концепции развития национальной системы стандартизации[232], которая рекомендована федеральным органам исполнительной власти для применения при проведении работ в области технического регулирования.
В Концепции, в частности, указано, что сформированная на протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходе реформы технического регулирования должна быть заменена на национальную систему стандартизации. Новая система в условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей. Кроме того - повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества продукции.
В отличие от ранее действовавшего законодательства применение стандартов является добровольным.
Стандарты не должны противоречить техническим регламентам. Наоборот, соблюдение требований стандартов должно способствовать соблюдению требований технических регламентов. В этой связи Ростехрегулирование может утверждать перечни национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов. Например, такой перечень утвержден в отношении табачной продукции[233].
Осуществление стандартизации не должно создавать препятствия производству и обращению продукции в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения установленных целей стандартизации.
В настоящее время в РФ формируется независимая система стандартизации, ориентированная на соответствие новейшим достижениям науки и технологии, гармонизированная с международной системой стандартизации[234]. Концепцией развития национальной системы стандартизации поставлена задача ежегодного обновления фонда национальных стандартов в среднем на 10%, что составляет 2500 документов в год.
Законом предусмотрены следующие виды документов по стандартизации:
− национальные стандарты;
− правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
− применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
− стандарты организаций;
− своды правил;
− международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;
− надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации;
− предварительные национальные стандарты.
Каждый из перечисленных выше документов в области стандартизации имеет свои принципиальные особенности, отражающие сущность, правовой статус, условия и порядок разработки и применения. Прежде всего, следует отметить, что ни правила по стандартизации, ни рекомендации не должны дублировать положения национальных стандартов Российской Федерации. Правила (нормы) по стандартизации и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации по своему характеру являются документами, обязательными для применения, что напрямую вытекает из их определения[235].
Национальные стандарты утверждаются национальным органом Российской Федерации по стандартизации, т. е. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии[236]. Основные полномочия национального органа Российской Федерации по стандартизации определены в Законе о техническом регулировании. Национальный орган по стандартизации создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность.
В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 30.01.2004 № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации»[237] со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, признаны национальными стандартами. Установленные указанными национальными стандартами требования к продукции и связанным с ней процессам до вступления в силу соответствующих технических регламентов подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в п. 1 ст. 46 Закона.
Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила их разработки и применения, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил представляют собой национальную систему стандартизации. Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации подлежат опубликованию[238].
Национальный орган Российской Федерации по стандартизации разрабатывает и утверждает Программу разработки национальных стандартов. Предусмотренный в Законе порядок разработки национальных стандартов на начальных этапах сходен с порядком, установленным для разработки технических регламентов.
Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется, как и уведомление о разработке технического регламента, в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. В уведомлении должна содержаться информация об отличиях проекта национального стандарта от положений соответствующих международных стандартов. Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта заинтересованным лицам для ознакомления. С этой целью разработчик предоставляет всем желающим копию проекта национального стандарта.
Разработчик проводит публичное обсуждение проекта, дорабатывает проект с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц и составляет перечень полученных замечаний с кратким изложением их содержания и результатов их обсуждения. Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта не может быть менее чем два месяца. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта публикуется в том же издании и порядке, что и уведомление о его разработке. Доработанный проект и полученные замечания к нему также должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.
Далее проект национального стандарта с перечнем замечаний представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы проекта. На основании представленных документов и с учетом результатов экспертизы технический комитет готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Минпромторгом РФ утвержден административный регламент исполнения Ростехрегулированием государственной функции по организации экспертизы национальных стандартов и их утверждению[239].
Данное предложение направляется в национальный орган по стандартизации, который принимает решение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в течение 30 дней со дня его утверждения в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, привила стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия составляет Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, являющийся государственным информационным ресурсом. Порядок его создания и ведения, а также правила пользования им устанавливает Правительство РФ. Заинтересованным лицам должен быть обеспечен свободный доступ к информационным ресурсам, за исключением случаев когда доступ ограничивается в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны.
Коммерческие, общественные, научные организации, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц могут разрабатывать и самостоятельно утверждать исходя из необходимости и применения стандарты.
Стандарты организаций разрабатываются для целей стандартизации, установленных законом, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно в соответствии с установленными Законом о техническом регулировании принципами стандартизации.
Следует особо подчеркнуть, что национальные стандарты и стандарты организаций применяются независимо от страны или места происхождения товара. Поэтому стандарты могут быть установлены на товары, приобретенные у других лиц либо закупленные по импорту и реализуемые в России. Данное правило означает также невозможность применения одной организацией стандарта, разработанного и утвержденного другим субъектом. При этом лицо, применяющее стандарт, обязано указать, какой организацией утвержден стандарт, его название, номер и дату утверждения[240].
Понятие «свод правил» не является новым для отечественного законодательства. Ранее согласно ГОСТ Р 1.0-92 под сводом правил подразумевался «нормативный документ» - документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. В этом случае термин «нормативный документ» выступал в качестве родового термина, охватывающего наряду с термином «свод правил» такие понятия, как регламенты, стандарты и другие документы, соответствующие основному определению. В учебной литературе «свод правил» трактовался как «самостоятельный стандарт или часть какого-либо стандарта, который описывает методы, подходы процессов проектирования, конструирования, разработки и монтажа, оборудования, сложной технологической оснастки, сложных измерительных инструментов»[241].
Своды правил широко применялись и применяются в международной практике. В русскоязычной версии Руководства ИСО/МЭК 2 вместо термина «свод правил» употребляется тождественный по содержанию термин «кодекс установившейся практики», под которым понимается документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации оборудования, конструкций или изделий. При этом в Руководстве сделана оговорка, что кодекс установившейся практики может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.
В соответствии с Законом о техническом регулировании свод правил - это документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе. Как видим, данное определение в целом соответствует его зарубежному аналогу.
В Российской Федерации к сводам правил можно отнести санитарные нормы и правила (СанПиНы), строительные нормы и правила (СНиПы), нормы пожарной безопасности, нормы и правила проектирования, нормы расчета на прочность, правила эксплуатации и другие подобные документы. Все они, по сути, составляют дополнительную часть нормативной базы, определяющей технические правила и (или) описание процессов проектирования и изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции.
До момента принятия Закона СНиПы и СП имели четко обозначенный правовой статус нормативных документов, требования которых носили соответственно обязательный и рекомендательный характер. Однако Закон о техническом регулировании изменил этот статус, закрепив в ст. 2 единое понятие свода правил как документа в области стандартизации, применение которого осуществляется на добровольной основе. В дополнение к этому следует добавить, что СНиПы, принятые до момента вступления Закона о техническом регулировании в силу и не отмененные в официальном порядке, подлежат обязательному исполнению (наряду с другими аналогичными нормами) в соответствии с положениями п. 1 ст. 46 Закона[242].
Итак, на данный момент в России продолжает формироваться система стандартизации, включающая в себя различные документы, применяемые на добровольной основе. Указанная система призвана обеспечить надлежащее качество продукции, выпускаемой в РФ, а также ее соответствие обязательным требованиям безопасности.