Кафедра товароведения продовольственных товаров
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»
КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
__________________ Г.П. Капица
«___» ___________________2004г.
ПРОГРАММА
ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Для специальности 351100 «Товароведение
И экспертиза товаров (по областям применения)»
Москва 2004
Хлебников В.И., Волкова Л.Д., Жебелева И.А. Программа преддипломной практики. – М.: Московский университет потребительской кооперации, 2004. –20 с.
Программа преддипломной практики для специальности 351100 «Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным 14.03.2000 г., и учебным планом от 24.03.2000г. и предназначена для студентов, выполняющих выпускную квалификационную работу по товароведению и экспертизе продовольственных товаров.
Рецензент: д.т.н., проф. Криштафович В.И.
Программа обсуждена и рекомендована к изданию решением кафедры товароведения продовольственных товаров от 14 октября 2004г., протокол № 3
Зав. кафедрой проф. В.И.Хлебников
одобрена Ученым советом Института товароведения и торговли
«___»_____________2004г., протокол № ___
Председатель проф. И.А. Жебелева
© Образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Московский университет потребительской
кооперации», 2004
© Хлебников В.И., Волкова Л.Д.
Жебелева И.А., 2004
Цель и задачи преддипломной практики
Преддипломная практика является завершающим этапом закрепления и обобщения теоретических знаний и формирования практических навыков специалиста. Цель данной практики – помочь студенту в сборе необходимого материала для выполнения выпускной квалификационной работы специалиста.
Основные задачи практики:
· ознакомиться с организационной структурой предприятия, провести анализ динамики товарооборота и других показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
· ознакомиться с организацией торгового процесса в розничном или оптовом торговом предприятии, с организацией коммерческой работы по реализации готовой продукции на пищевых перерабатывающих предприятиях;
· изучить потребительский спрос на товары, реализуемые (вырабатываемые) данным предприятием, оценить уровень конкурентоспособности этих товаров;
· изучит эффективность рекламной деятельности в торговых предприятиях или в пищевых перерабатывающих предприятиях;
· научиться составлять договора купли-продажи (контракты) потребительских товаров, осуществлять приемку товаров по количеству и качеству;
· научиться составлять претензии на некачественные товары и ответы на претензии;
· изучить и дать анализ ассортимента предприятия, приобрести навыки в формировании ассортимента товаров и управлении ассортиментом;
· изучить нормативные документы, определяющие качество, маркировку, упаковку, организацию транспортирования и хранения товаров определенной группы;
· освоить методы и правила отбора средней пробы, методы оценки качества продовольственных товаров (определенной группы) и проведения экспертизы;
· изучить влияние качества сырья и процессов производства на качество готовой продукции (на предприятиях по производству продовольственных товаров);
· изучить влияние упаковки и условий хранения товаров на предприятии на их качество.
2. Организация практики. Обязанности и права студента
И руководителей практики
В соответствии с учебным планом студенты специальности 351100 «Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)» проходят преддипломную практику в десятом семестре в течение 8 недель.
Объектами преддипломной практики студентов являются:
· в системе потребительской кооперации – облпотребсоюзы, райпотребсоюзы или райпо, оптовые базы (склады), оптово-розничные предприятия, крупные магазины по торговле продовольственными товарами;
· торговые коммерческие предприятия (фирмы), торговые дома;
· заготовительные и производственно-заготовительные организации;
· испытательные лаборатории, инспекции по качеству;
· таможенные органы Российской Федерации, экспертные организации в системе ГТК России;
· пищевые предприятия с передовой технологией, вырабатывающие широкий ассортимент продукции.
Студенты допускаются к преддипломной практике только после сдачи всех зачетов и экзаменов, предусмотренных учебным планом.
Распределение студентов на преддипломную практику осуществляется по закрепленным базам практики, месту будущей работы или месту жительства с учетом темы дипломной работы студента.
Учебно-методическое руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры товароведения продовольственных товаров в соответствии с приказом по МУПК.
Руководители практики от кафедры товароведения продовольственных товаров:
· обеспечивают студентов программой практики;
· согласовывают программу практики с руководителем от предприятия;
· способствуют созданию студентам необходимых условий для выполнения программы практики;
· оказывают консультативную и другую помощь студенту в составлении индивидуального графика прохождения практики;
· осуществляют контроль за выполнением студентами программы практики и утвержденного календарного графика ее прохождения, соблюдением студентами производственной дисциплины;
· дают каждому студенту индивидуальное задание по выполнению дипломной работы;
· проверяют отчеты и проводят защиту отчетов.
Руководители практики от предприятия из числа специалистов, назначенные распоряжением (приказом) по предприятию:
· оказывают консультативную и другую помощь студенту по вопросам выполнения программы практики;
· оказывают помощь в получении информации и материалов, необходимых для выполнения программы практики и для выполнения выпускной квалификационной работы;
· предоставляют возможность детально ознакомиться с деятельностью различных структурных подразделений предприятия, контролируют выполнение студентами календарных графиков прохождения практики;
· поручают студентам выполнение конкретных работ предприятия (организации), имеющих непосредственное отношение к выполнению программы практики;
· своевременно информируют кафедру (руководителя от университета) об изменении условий практики на предприятии; о серьезных нарушениях, допускаемых студентом-практикантом;
· по результатам практики дают письменное заключение (оценку) об уровне усвоения студентом программы практики; его отношения к работе; об уровне приобретенных студентом практических навыков и целесообразности использования студента в определенной должности.
В период практики студент:
· обязан до проведения инструктажа в университете изучить программу преддипломной практики;
· своевременно прибыть на базу практики, имея все необходимые документы: паспорт, программу практики, дневник, подписанный деканом факультета;
· составить индивидуальный календарный график прохождения практики на предприятии (организации), согласовать его с руководителем практики от предприятия;
· должен строго соблюдать установленный на предприятии режим работы, технику безопасности;
· обязан выполнять все рекомендации, указания руководителя от предприятия, направленные на выполнение программы практики и индивидуальные задания;
· должен оказывать посильную помощь предприятию, выполняя работы, не связанные с физической перегрузкой, с риском получения травм;
· имеет право на консультации руководителей от кафедры, предприятия, а по вопросам деятельности предприятия - на организуемые встречи с его руководством;
· по договоренности с руководством предприятия может проходить практику, сочетая ее с работой на конкретном рабочем месте;
· заполняет дневник практики, отражая в нем все ее этапы и содержания своей работы и представляет его для проверки руководителю практики от предприятия;
· своевременно информирует кафедру (руководителя от университета) о всех изменениях на базе практики, которые могут повлиять на прохождение практики;
· по завершению практики предоставляет отчет и характеристику, подписанные руководителем практики и заверенный печатью предприятия (организации) на кафедру руководителю от университета;
· обязан защитить отчет, проверенный преподавателем-руководителем практики от университета в установленный кафедрой срок;
· собрать материал по 3 главе выпускной квалификационной работы, написать теоретическую часть и по возможности выполнить экспериментальную часть выпускной квалификационной работы.
Содержание преддипломной практики
Планирование и организация закупок и продажи товаров
Следует изучить:
реальные потребности населения и предприятий региона в товарах, реализуемых (вырабатываемых) предприятием, по группам, видам, разновидностям, типам (произвести расчет);
· размещение предприятий и организаций, реализующих (вырабатывающих) аналогичные продовольственные товары, в зоне деятельности;
· составление прогнозных объемов реализации конкретной продукции с учетом сложившейся ситуации;
· специфику поставщиков, их географию, ассортимент и объем поставляемой ими продукции;
· конкурентоспособность вырабатываемых (реализуемых) данным предприятием товаров и пути ее повышения (ценовые показатели, качество товаров, развитие рекламы, стимулирование сбыта и т.д.).
Следует ознакомиться:
· с организацией хозяйственных связей с поставщиками (покупателями), включая разработку и заключение договоров поставки, с закупкой товаров на товарных биржах, оптовых ярмарках, пищевых предприятиях и т.д.;
· с содержанием договоров поставки, оперативным учетом их выполнения, порядком и сроками предъявления претензий и исков по поставке товаров, содержанием и исполнением отдельных договоров поставки и расчетом штрафных санкций за нарушение условий поставки;
· с организацией внешнеэкономической деятельности предприятия, с практикой заключения международных контрактов, с правилами оформления таможенных деклараций, паспорта сделки, товаросопроводительных документов, с организацией доставки, приемки продукции;
· с договорами по перевозке грузов, взаимоотношениями с транспортными организациями;
· с организацией и методами оптовой и розничной продажи товаров.
В ходе практики необходимо проанализировать конкретные договора поставки определенного вида (группы) товаров и оценить их действенность и эффективность в части ассортимента и качества поставляемой продукции, сроков поставки, выполнения договорных обязательств, а также ознакомиться с претензиями на поставку товаров ненадлежащего качества.
За время прохождения практики студенты должны:
· научиться составлять и оформлять коммерческо-правовые документы (заявки, заказы, акты, договоры, претензии и др.);
· участвовать в закупке и реализации товаров.
Приемка товаров по качеству
Изучите:
· обеспеченность правовыми и нормативными документами, регламентирующими проведение приемки продовольственных товаров по качеству;
· процедуру проведения приемки продовольственных товаров (сырья), установите последовательность и обоснованность действий лиц – участников процесса приемки.
При изучении организации приемки продукции по качеству следует обратить внимание на следующие моменты:
· покупатели – сбытовые, снабженческие базы, заготовительные организации, предприятия торговли, перерабатывающие предприятия пищевой промышленности – осуществляют приемку продукции (сырья) по качеству в местах назначения (на складе получателя). В случае установления поврежденной тары, отсутствия маркировки, признаков течи, порчи и др. необходимо обеспечить вызов представителя поставщика. При этом должны быть соблюдены сроки приемки продукции по качеству и обеспечены условия хранения продукции, обеспечивающие сохранение ее качества;
· установление фактического качества продовольственных товаров может быть осуществлено путем сплошного визуального осмотра или путем выборочного контроля качества в соответствии с требованиями нормативной документации на конкретные виды товаров; отбор образцов продукции для определения ее качества осуществляется по правилам соответствующих стандартов и оформляется актом отбора проб (образцов);
· предприятие – получатель обязано:
- создать условия для правильной и своевременной проверки приемки продукции;
- следить за исправностью средств испытаний и измерений;
- систематически контролировать работу лиц, на которых возложена приемка продукции по качеству;
· в случае отсутствия сопроводительного документа, удостоверяющего качество продукции, приемка по качеству осуществляется и оформляется актом о фактическом качестве продукции;
· в случае неявки или отказа представителя поставщика для участия в приемке продукции по качеству, приемка осуществляется в присутствии представителя экспертной организации или представителя другой организации;
· результаты приемки продукции по качеству оформляются актом приемки продукции по качеству, где отражаются все результаты проверки качества, в том числе несоответствие фактического качества заявленному в сопроводительной документации, а также разногласия между поставщиком и получателем продукции по вопросам фактического качества;
· в случае возникновения разногласий между поставщиком и получателем продукции по вопросам ее количества и качества приглашаются представители соответствующей инспекции по качеству или эксперты бюро товарных экспертиз.
Промышленности)
Изучите:
· виды основного и вспомогательного сырья, которые используются на предприятии при производстве продукции;
· поставщиков сырья; проверку документов на сырье;
· приемку сырья по количеству и качеству и ее документальное оформление (п.3.3);
· степень обеспечения предприятия сырьем и как это сказывается на выпуске продукции;
· влияние качества сырья на качество изготовляемого товара (проследить на 1-2 видах однородной продукции);
· какое количество сырья хранится на предприятии, условия и сроки его хранения.
Собранный материал отразите в отчете по практике.
Отпуска продукции
Изучите:
· наличие и реальные объемы складских помещений, зависимость помещений от сезонности и других факторов;
· оснащенность предприятия специальным оборудованием и установками для хранения и перемещения товаров;
· наличие систем контроля параметров среды в складских помещениях;
· ассортимент и качество продовольственных товаров и сырья, которые хранились на предприятии в период прохождения практики;
· порядок размещения товаров на складе;
· фактические условия и сроки хранения товаров и их соответствие рекомендуемым нормативам;
· использование прогрессивных способов хранения товаров и их эффективность;
· виды тары и упаковочных материалов, используемые при хранении продукции на складе, влияние тары и упаковочных материалов на сохранение качества продовольственных товаров, соответствие тары и упаковки требованиям стандартов;
· товарные потери и порядок их списания в соответствии с требованиями нормативных документов;
· порядок отпуска товаров со склада, правила отбора, подготовки товаров к отпуску, документальное оформление отпуска товаров;
· виды транспорта и порядок укладки товаров при загрузке транспортных средств.
Выявите рациональность существующей схемы размещения оборудования с учетом хранимой продукции, степень оптимизации условий хранения. Выработайте предложения по улучшению функционирования складских помещений.
Организациях ГТК
Охарактеризовать базу практики: полное наименование, дата образования, правовой статус таможенного органа (экспертной организации в системе ГТК), организационную структуру таможенного органа (экспертной организации).
Ознакомиться с документами, регламентирующими деятельность таможенного органа (экспертной организации), его отделов, специалистов; с функциями и полномочиями руководителей и специалистов.
Изучить:
· процедуру таможенного оформления и таможенного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу;
· порядок оформления грузовой таможенной декларации;
· порядок учета товаров, перемещаемых через данную таможню;
· процедуру взыскания, применения санкций за нарушение таможенных правил;
· основания для назначения экспертиз таможенными органами РФ;
· виды экспертиз, назначаемые таможенными органами в отношении продовольственных товаров;
· порядок и условия производства экспертиз в экспертных организациях ГТК или других экспертных учреждениях;
· порядок взятия проб и образцов товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ;
· порядок составления заключения эксперта по результатам экспертизы, формы актов экспертизы и их отличия.
4. Порядок оформления отчетов по преддипломной практике
По результатам практики составляют отчет. Во введении формулируется цель и задачи стажировки студента - дипломанта.
В текстовой части освещаются вопросы главы 3 "Программы" (п.п. 3.1 - 3.11) в соответствии с характером выбранного предприятия и планом дипломной работы.
В отчете по преддипломной практике должны быть представлены два раздела дипломной работы: экспериментальная и коммерческая (организационно-технологическая) части.*
В конце отчета должны быть сделаны конкретные выводы и предложения по совершенствованию работы предприятия по всем аспектам его деятельности.
В заключении отчета указывается список использованных источников (финансовые отчеты, баланс, справки, учебная литература и др.).
Целесообразно отчет дополнить приложениями (образцы, копии документов, договоров, отчетов и др.).
Отчет подписывается исполнителем.
Титульный лист имеет традиционную структуру (см. приложение 1). Письменная часть отчета должна составлять 30 страниц машинописного текста (кроме приложений).
Материал, собранный в период преддипломной практики, представляется руководителю дипломной работы, а также консультанту от кафедры коммерции.
Оценка по результатам преддипломной практики выставляется комиссией, утвержденной распоряжением по деканату товароведного факультета, в состав которой входят преподаватели выпускающих кафедр (товароведения продовольственных товаров и товароведения непродовольственных товаров) и кафедры коммерции.
*Криштафович В.И. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы. (Раздел: Продовольственные товары) для спец. 351100. –М.: 2003, с.9 – 16.
Содержание
1. | Цель и задачи преддипломной практики ……………………… | |
2. | Организация практики, обязанности и права студента и руководителя практики ………………………………………. | |
3. | Содержание практики ………………………………………….. | |
3.1 | Характеристика базы практики ………………………………... | |
3.2 | Материально-техническая база объекта практики | |
3.3 | Планирование и организация закупок товаров ……………….. | |
3.4 | Организация и документирование приемки и контроля качества товаров на предприятии …………………………….. | |
3.4.1 | Приемка товаров по количеству ………………………………... | |
3.4.2 | Приемка товаров по качеству …………………………………... | |
3.5 | Организация экспертизы продовольственных товаров ………. | |
3.6 | Ассортимент вырабатываемой (реализуемой) продукции …… | |
3.7 | Характеристика основного и вспомогательного сырья (для перерабатывающих предприятий пищевой промышленности) …………………………………………… | |
3.8 | Формирование качества продовольственных товаров в процессе производства (для перерабатывающих предприятий пищевой промышленности) …………………… | |
3.9 | Оценка качества сырья и готовой продукции в лаборатории пищевого предприятия (кафедры товароведения продовольственных товаров) ……… | |
3.10 | Хранение товаров на складах предприятия и порядок отпуска продукции ……………………………………………… | |
3.11 | Прохождение практики в таможенных органах Российской Федерации и экспертных организациях ГТК ………………………………………………. | |
Порядок оформления отчетов по преддипломной практике ………………………………………. |
Приложение 1
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОТЧЕТ
По преддипломной практике
на _______________________________
база практики
Студент________________
ФИО
___________________________
Группа
Руководитель:
________________________
должность, ФИО
Москва 200_
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»
КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
__________________ Г.П. Капица
«___» ___________________2004г.
ПРОГРАММА
ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ