Правовое регулирование стандартизации.
Стандарты применяются в добровольном порядке. Стандартизация – как деятельность по установлению норм, правил, характеристик, требований, в целях их добровольного многократного применения. Пока идет реформа и до вступления в силу соответствующих тех. регламентов те стандарты, которые были приняты для обеспечения безопасности, применяются в обязательном порядке. Также еще по такой схеме, применяются еще и некоторые другие документы: СНиП (строительные нормы и правила), и САНПиН (санитарные правила и нормы). Рассматриваются как своды правил. К нормативным документам по стандартизации относим: классификации – общероссийские классификаторы; своды правил; стандарты. Особо выделяем национальные стандарты. Выделяют стандарты организаций – достаточно распространены. Международные стандарты и региональные. К документам по стандартизации не относятся так называемые Т.У., технические условия. Принимаются на уровне производителя. Тогда когда или вообще нет стандарта, или стандарт не соблюдается.
Документы по стандартизации – стандарты и иные документы (своды правил, классификаторы). Стандарты – могут быть национальными, организаций, международные (ИСО). Раньше выделялись так называемые стандарты отраслей, стандарты научно-инженерных обществ.
Всилу ст. 2 Закона о техническом регулировании стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Стандартизация преследует несколько целей, в частности: 1. повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; 2. повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 3. обеспечение научно-технического прогресса; 4. повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг; 5. рациональное использования ресурсов; 6. техническоую и информационную совместимость; 7. сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; 8. взаимозаменяемость продукции (ст. 11 Закона).
Наряду с основными целями Законом о техническом регулировании (ст. 12) названы принципы стандартизации. К ним относятся:
-добровольное применение стандартов;
-максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
-применение международного стандарта как основы для разработки национального стандарта, за исключением отдельных случаев;
-недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей,
указанных в ст. 11 Закона;
-недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
-обеспечение условий для единообразного применения стандартов.
Добровольное применение стандарта — основная новелла Закона о техническом регулировании. В настоящее время все стандарты, в том числе национальные, носят рекомендательный характер. Поэтому рекомендательный стандарт по своему названию и юридическому значению — рекомендательный правовой акт.
В соответствии со ст. 13 Закона о техническом регулировании к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
-национальные стандарты;
-правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
-применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, своды правил;
-стандарты организаций.
Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
Стандарты подразделяются на категории и виды. Словом ≪категория≫ обозначаются национальные стандарты, государственные стандарты, отраслевые стандарты, стандарты предприятий и организаций. Так, в соответствии со ст. 2 Закона о техническом регулировании национальный стандарт есть стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Государственный стандарт (ГОСТР) — национальный стандарт, принятый Госстандартом России до введения в действие Закона о техническом регулировании. Отраслевой стандарт — стандарт, принятый органом исполнительной власти (например, министерством) и действующий в данной отрасли. Стандарт организации представляет собой стандарт, утвержденный организацией.
Виды стандартов зависят от их содержания. С учетом этого критерия различают стандарты:
технических условий;
параметров и (или) размеров;
типов и основных параметров и (или) размеров;
конструкции и размеров;
марок;
сортамента;
правил приемки;
методов контроля (испытаний, анализа, измерений);
правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;
правил эксплуатации и ремонта;
типовых технологических процессов.