Правовые основы государственной поддержки малого предпринимательства.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Налоги – самый главные элемент поддержки. Суть налоговой поддержки – в возможности использования одного из специальных налоговых режимов. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. За исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц. Для ИП для расчета налога берутся лишь объекты, связанные с предпринимательской деятельностью. Перейти на упрощенку можно в добровольном порядке, но есть некоторые условия перехода, в частности, размер доходов по итогам 9 месяцев года – 49 миллионов. Ряд лиц не может перейти в принципе. Это лица, имеющие филиалы и представительства, банки, ломбарды, страховщики. 2 объекта налогообложения – доходы – 6% ставка и доходы за минусом расходов – 15%. По общему правилу какую схему использовать – добровольно, но если совместная деятельность, доверительное управление – то только вторая.


20. Правовые основы деятельности Холдингов.

К холдингам отношение в науке не совсем стандартное, не все согласны с термином «холдинг», работ не так много, всего одна докторская диссертация – Шиткина И.С. Различные подходы связаны с тем, что нет единого закона. Часто смешивают понятия холдинг и холдинговая компания. Холдинговая компания – это юридическое лицо, причем в соответствии с нашим российским регулированием юридическое лицо в форме ОАО, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций иных лиц, тоже ОАО. Как совокупность основного (преобладающего) и дочерних (зависимых) хозяйственных обществ.

Холдинг представляет собой форму предпринимательского объединения, т. е. группу организаций (участников), основанную на отношениях экономической зависимости и контроля, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы — холдинговой компании (головной организации), которая оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы. А холдинг – это сама структура. Эта структура не юр.лицо, это не субъект права. Выделяют холдинги и структуры холдингового типа. Холдинги – То где есть ОАО. Холдингового типа – это ООО.

Холдинг — это форма предпринимательского объединения (промышленно-хозяйственный или финансовый комплекс), представляющая собой группу взаимосвязанных юридических лиц, в которой холдинговая компания (основное общество, головная компания) вправе управлять деятельностью других участников холдинговых отношений в силу преобладающего участия в их уставном капитале, либо в соответствии с договором, либо иным образом, путем определения принимаемых такими обществами решений в целях выполнения общих задач и обеспечения эффективного функционирования холдинга в целом.

Холдинговая компания — это хозяйственное общество (основная, преобладающая компания), которое в силу преобладающего участия в уставном капитале иных хозяйственных обществ (участников холдинга), либо в соответствии с договором, либо иным образом имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) определять решения, принимаемые хозяйственными обществами — участниками холдинга.

1. В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочерними фирмами выделяют: имущественный холдинг, в котором материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерней; договорной холдинг, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.

2. В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная компания, различают: чистый холдинг, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции; смешанный холдинг, в котором головная компания ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.

3. С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют: интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции; конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других «дочек».

4. В зависимости от степени взаимного влияния компаний различают: классический холдинг, в котором головная компания контролирует дочерние фирмы в силу своего преобладающего участия в их уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании; перекрестный холдинг, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга.

Регулирование: закона нет, хотя были проекты. О банках и банковской деятельности (ст. 4). Довольно интересная структура – разделяется банковская группа и банковский холдинг. Группа – это когда кредитная организация основная, а холдинг – некредитная организация контролирует кредитные. Более или менее общий документ – временное положение о холдинговых компаниях…, указ Президента от 16 ноября 1992г. Касается не всех холдингов, только тех, которые создавались в процессе приватизации, это примерно 30%, и даже там есть куча исключений. Холдинги создаются с предварительного соглашения антимонопольного органа. Часто применяют нормы о финансовых холдинговых компаниях. Это – активы которой более чем на 50% состоят из финансовых активов, деньги, ц.б. иных эмитентов. В нефинансовой части активов можно иметь лишь имущество, необходимое для организации управления. Для финансово-холдинговой компании характерна исключительная компетенция, только исключительно инвестиционная деятельность.


21. Правовые основы деятельности Финансово-промышленных групп.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) -- совокупность юридических лиц, либо действующих как основное и дочерние общества, либо объединивших свои активы в целях технологической или экономической интеграции. Наиболее важным видом финансово-промышленных групп является концерн — объединение нескольких торгово-промышленных предприятий под общим финансовым руководством.
Задачи:
1) активизация преобразований в экономике;
2) улучшение инвестиционной ситуации;
3) развитие конкурентоспособности отечественных товаров.

От 30.11.1995 г. « О ф-п группах». Отменили летом 2007г., новый так и не приняли. Хотя многие говорят о необходимости принятия. Это не юр.лицо, это совокупность юридических лет. Никакой правосубъектности не может быть в принципе. Две схемы создания: схема холдинга, т.е. юр.лица действуют как основные и дочерние общества. Это реализация ст. 105 ГК РФ. Схема участия – юр.лица полностью или частично объединяют свои материальные и нематериальные активы на основании договора о создании ФПГ. При этой схеме создается так называемая центральная компания с представительскими и организационными функциями. Но это не орган управления ФПГ. Раньше в законе императивно был установлен орган управления, теперь такого нет, но традиционно он называется Совет управляющих, включающий представителей всех участников.

ФПГ — совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании такой группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации соответствующих целей. ФПГ не является юридическим лицом и не может рассматриваться в качестве объединения юридических лиц в контексте ст. 121 ГК. Юридическими лицами являются участники финансово-промышленной группы, а также центральная компания ФПГ, образованная всеми ее участниками.

Финансово-промышленная группа — это организация в форме предпринимательского объединения, в состав которого входят юридические лица (обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций), созданная участниками группы, как правило, на договорной основе либо по холдинговой модели путем объединения промышленного потенциала и финансового (банковского) капитала в целях защиты общих интересов, коор-динации действий его участников, реализации инвестиционных и иных проектов и программ и проведения единой экономической политики, а также направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

ФПГ можно подразделить на виды с учетом разных критериев. В зависимости от способа их формирования можно выделить группы, созданные: а) по классической холдинговой модели; б) «системе участия» на договорной основе; в) смешанному принципу с использованием элементов холдинговой модели и «системы участия» на договорной основе. ФПГ первого вида представляют собой предпринимательское образование, основанное на «системе участия», экономической субординации и корпоративном контроле. ФПГ второго вида есть добровольное договорное предпринимательское образование. По характеру специализации и кооперации ФПГ можно классифицировать на вертикальные, горизонтальные и диверсифицированные группы. ФПГ вертикального типа представляют собой совокупность предприятий-участников, участвующих в выпуске одной и той же продукции, но на разных стадиях производства. В горизонтальных ФПГ предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или производят одну и ту же продукцию. Диверсифицированные ФПГ— это группы, в состав которых входят, с одной стороны, однопрофильные либо связанные между собой предприятия, с другой — предприятия, которые не взаимодействуют с другими участниками группы, а также между собой. По процедуре создания выделяют: группы, созданные в добровольном порядке; группы, образованные по инициативе федеральных органов исполнительной власти либо соответствующих органов субъектов Федерации.

Цели создания: интеграция промышленного и банковского капитала. Сама суть ФПГ именно в том, что должна быть представлена часть промышленная и финансовая, поэтому среди участников должны быть организации, занятые в сфере производства (в смысле экономическом, то есть и товаров и услуг) и должны быть кредитные организации обязательно. Вначале были созданы первые ФПГ. Ранее по закону предусматривалась государственная регистрации ФПГ, но естественно не как юр.лиц.


22. Правовое регулирование государственной регистрации предпринимателей.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом. В настоящее время таким законом является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Регистрацию ИП и коммерческих организаций, а также многих некоммерческих организаций, осуществляют территориальные органы Федеральной налоговой службы Министерства финансов РФ.

Отказ в государственной регистрации предпринимателя допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом. Уклонение от регистрации, а также отказ в регистрации могут быть обжалованы в суд. Данные государственной регистрации включаются в единые государственные реестры юридических лиц (ЕГРЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), открытые для всеобщего ознакомления. Субъект предпринимательства считается созданным со дня внесения соответствующей записи в соответствующий единый государственный реестр. Факт государственной регистрации подтверждается выдачей бессрочного свидетельства.

Легализация индивидуальной предпринимательской деятельности. Свободно заниматься предпринимательской деятельностью вправе граждане (а также иностранные граждане и лица без гражданства), достигшие возраста 18 лет, а также несовершеннолетние, вступившие в брак до достижения указанного возраста, либо эмансипированные, т.е. объявленные полностью дееспособными по решению органов опеки или попечительства или по решению суда (ст. 27 ГК РФ). Несовершеннолетние могут зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя с письменного согласия одного из родителей, опекунов и попечителей (ст. 22.1 Закона о регистрации). Закон не определяет возраст таких лиц. Однако необходимо отметить, что у индивидуального предпринимателя возникает обязанность уплаты законно установленных налогов (налога на доходы физических лиц, единого социального налога в случае использовании наемного труда). Российское законодательство устанавливает возможность гражданина самостоятельно отвечать за налоговые, административные, уголовные правонарушения с 16 лет. Для отдельных категорий граждан федеральными законами установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности (например, для государственных служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и др.). Это ограничение вызвано необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Для легализации в качестве ИП физическое лиц обязано предоставить в налоговую инспекцию по месту своего жительства или пребывания документы, определенные ст. 22.1 Закона о регистрации Правовые основы государственной поддержки малого предпринимательства. - student2.ru . После получения полного пакета указанных документов, регистрирующий орган в течении 5 рабочих дней обязан осуществить государственную регистрацию физического лица в качестве ИП путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Не позднее одного рабочего дня выдаются документы, подтверждающие факт проведенной государственной регистрации, форма и требования к которым утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439. Свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП является бессрочным.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

· не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

· не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

· не истек срок, на который данное лицо по вступившему в законную силу приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью в качестве наказания за виновно совершенное правонарушение.

Создание юридического лица.Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

Порядок создания юридического лица включает следующие основные этапы:

1. Принятие решения о создании юридического лица в определенной организационно-правовой форме, которое может быть принято коллегиально или единолично и подлежит документальному оформлению.

Учредителями и участниками хозяйственных товариществ могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Учредителями и участниками хозяйственных обществ могут быть физические и юридические лица. Учредителями государственных и муниципальных предприятий выступают органы исполнительной власти государства (Правительство РФ, правительства субъектов РФ) и органы местного самоуправления.

2.Разработку и утверждение учредительных документов, которые будут являться источником правоспособности создаваемого юридического лица.

Юридическое лицо в зависимости от организационно-правовой формы может действовать на основании устава; учредительного договора и устава; только учредительного договора.

В учредительных документах юридического лица должны определяться: наименование юридического лица; место нахождения; порядок управления деятельностью юридического лица; другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия — иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий и некоторых других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

3. Формирование обособленного имущества юридического лица, которое в зависимости от избранной организационно-правовой формы будет называться уставным (складочным) капиталом или уставным (паевым) фондом. Обособленное имущество может формироваться за счет денег, ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Внесение денег в качестве вклада в обособленное имущество создаваемого юридического лица осуществляется путем их перечисления на специально открытый временный (накопительный) счет в коммерческом банке. Если вносится вклад имуществом или имущественными правами, то составляется справка о приеме на баланс коммерческой организации или акт приема-передачи имущества, которые подписывают руководитель и главный бухгалтер создаваемого юридического лица.

4.Оформление необходимых документов для государственной регистрации юридического лица в налоговых органах. Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях: а) отсутствия необходимых документов, перечень которых утвержден Законом о регистрации; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) если учредителем юридического лица выступает ликвидируемое юридическое лицо или юридическое лицо возникает в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица.

5.Осуществляется постановка созданного юридического лица на учет в налоговых органах по месту его нахождения с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) в порядке, определенном ст. ст. 83—85 НК РФ. Факт постановки на учет удостоверяется свидетельством, которое выдается вместе с документом, подтверждающим внесение записи о созданном юридическом лице в ЕГРЮЛ.

6. Изготавливается печать и угловые штампы (фирменные бланки) юридического лица. Они должны содержать информацию об организационно-правовой форме, полном фирменном наименовании данного юридического лица на русском языке и его месте нахождения. Кроме того, печать должна содержать номер, под которым данное юридическое лицо зарегистрировано в ЕГРЮЛ, а также идентификационный номер налогоплательщика.

7. Осуществляется регистрация созданного юридического лица в органах Федеральной службы государственной статистики с присвоением идентификационных кодов (ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО, ОКОНХ, ОКСФ, ОКОПФ). Коммерческие организации включаются в Единый реестр предприятий и организаций (ЕГРПО).

8. Осуществляется постановка на учет в качестве страхователей в государственных внебюджетных фондах (Пенсионном фонде, Фонде государственного социального страхования, фондах обязательного медицинского страхования). В соответствии с гл. 24 ч. 2 НК РФ все юридические лица, имеющие наемных работников, уплачивают единый социальный налог.

9. Осуществляется открытие расчетного счета в банке. Для этого заключается договор банковского счета с одним из коммерческих банков. При заключении данного договора должны быть представлены копии свидетельства о государственной регистрации и учредительных документов юридического лица, оттиски печати и образцы подписей его руководителя и главного бухгалтера.


23. Вещные права в предпринимательской деятельности.

Для осуществления предпринимательской деятельности предприниматель должен обладать определенным имуществом. Обладание обособленным имуществом на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления — одно из условий для признания организации юридическим лицом (ст. 48 ГК).

Право собственности представляет собой совокупность установленных государством правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих имущество конкретных лиц. Право собственности выполняет определенные функции: устанавливает и закрепляет принадлежность определенного имущества конкретным лицам; определяет круг правомочий собственника в отношении принадлежащего ему имущества; устанавливает правовые средства охраны и защиты интересов собственника. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК). Собственник вправе также использовать свое имущество для предпринимательской деятельности, в том числе путем систематического получения прибыли от пользования имуществом. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Каждое из указанных правомочий может принадлежать не только собственнику имущества, но и другим лицам.

Правомочие владения определяется как основанная на законе возможность иметь у себя данное имущество и фактически обладать им. Правомочие пользования — основанная на законе возможность эксплуатации и хозяйственного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств. Правомочие пользования непосредственно связано с правомочием владения, поскольку пользоваться имуществом можно, лишь владея им.

Правомочие распоряжения означает возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности или состояния (передача по договору или уничтожение имущества). Правомочие распоряжения отличает собственника от иных владельцев имущества, поскольку правомочия владения и пользования имуществом могут принадлежать не только его собственнику. Но некоторые возможности распоряжения имуществом могут быть договором предоставлены и не собственнику.

Имущество может принадлежать лицу не только на праве собственности, но и на основании ограниченных вещных прав. Лицо, имеющее вещные права на имущество, использует его не только в соответствии с законом, но и с указаниями собственника, поэтому его вещное право, в отличие от права собственности, ограничено, поскольку имущество, составляющее объект вещного права, принадлежит на праве собственности другому лицу. Право собственности также можно рассматривать как своего рода вещное право, но более полное и широкое, поэтому иные вещные права на вещь часто называют ограниченными. Вещные права дают возможность не собственнику осуществлять хозяйственное использование имущества для удовлетворения своих потребностей.

Особенностью ограниченных вещных прав является то, что: - они предоставляют лицу возможность владеть, пользоваться и распоряжаться чужим имуществом; - они носят производный и зависимый характер по отношению к праву собственности; - их содержание ограниченно по сравнению с правом собственности; - они защищаются теми же средствами и способами, что и право собственности, в том числе и против самого собственника; - переход права собственности на имущество к другому лицу служит основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество.

Важнейшими вещными правами наряду с правом собственности являются:

1) право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294 ГК);

2) право оперативного управления имуществом (ст. 296 ГК);

3) право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265 ГК);

4) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 ГК);

5) сервитуты (ст. ст. 274, 277 ГК).

На праве хозяйственного ведения имущество принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятиям, которые владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, определяемых ГК иным действующим законодательством (ст. ст. 294—295 ГК). Государственное предприятие владеет чужим имуществом, собственником которого является государство.

Государство как собственник имущества имеет в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных (муниципальных) предприятий, следующие права:

· решает вопросы создания предприятия;

· определяет предмет и цели его деятельности;

· принимает решение о реорганизации и ликвидации предприятия;

· назначает директора (руководителя) предприятия;

· контролирует использование по назначению и сохранность принадлежащего предприятию имущества;

· получает часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Права государственных предприятий в отношении имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения, ограничены. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК). Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Собственник вправе также контролировать порядок использования имущества предприятия, поскольку государственное предприятие имеет специальную правоспособность, т.е. действует только в соответствии с целями, изложенными в его уставе, и поэтому распоряжается закрепленным за ним имуществом исключительно в соответствии с целевым назначением имущества, определенным при его передаче, либо уставом предприятия.

На праве оперативного управления имущество принадлежит казенным предприятиям, а также учреждениям в отношении закрепленного за ними имущества (ст. 296 ГК). В отличие от унитарных и казенных предприятий, учреждение может быть как государственной, так и негосударственной организацией, поскольку собственником учреждения может быть любое лицо (ст. 120 ГК).

Предприятия и учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в ограниченных пределах:

· в пределах, установленных законом,

· в соответствии с целями своей деятельности,

· в соответствии с заданиями собственника,

· в соответствии с назначением имущества.

Права казенных предприятий и учреждений ограничены законодательством в большей степени, чем права унитарных предприятий. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника имущества, а самостоятельно может распоряжаться лишь производимой им продукцией, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ст. 297 ГК). Учреждение также не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (ст. 298 ГК).

Более широкие права предоставлены и собственнику имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением. Собственник вправе изъять излишнее, не используемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК).

Особое внимание надо обратить на то, что плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, являются собственностью собственника предприятия (учреждения) и поступают лишь в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения (п. 2 ст. 2 ГК).

  Право хозяйственного ведения Право оперативного управления
  Унитарные предприятия Казенные предприятия Учреждения
Владение Имущество закрепляется на самостоятельном балансе юридического лица В пределах, установленных законом; в соответствии с целями деятельности; в соответствии с заданиями собственника; в соответствии с назначением имущества. Собственник вправе изъять лишнее неиспользуемое или используемое не по назначению имущество
Пользование В соответствии с целями деятельности и назначением имущества
Распоряжение Самостоятельно распоряжается движимым имуществом, в том числе плодами, продукцией, доходами; с согласия собственника заключает крупные сделки, получает гарантии, выдает поручительства и проч.; с согласия собственника распоряжается недвижимым имуществом Только с согласия собственника. Исключения: самостоятельно реализуют свою продукцию; доходы распределяются по решению собственника Не вправе распоряжаться имуществом. Исключения: самостоятельно распоряжаться доходами, которые учитываются на отдельном балансе; ВУЗ может быть арендодателем недвижимого имущества
Ответственность Самостоятельная ответственность всем закрепленным за предприятием имуществом. Предприятие может быть признано банкротом Ответственность всем своим имуществом. Собственник имущества отвечает субсидиарно. Банкротству не подлежат Ответственность только своими денежными средствами. Собственник имущества отвечает субсидиарно

Ограниченными вещными правами на землю являются право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Особенность вещных прав на землю — то, что они носят долгосрочный характер, возникают только в отношении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (ст. 268 ГК). Следовательно, субъектами данного вещного права могут быть как физические, так и юридические лица.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, имеет право:

1) владеть и пользоваться этим участком в пределах, установленных законодательством и актом о предоставлении участка в пользование;

2) самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен;

3) возводить в целях использования участка здания, сооружения и другое недвижимое имущество, если иное не предусмотрено законом, приобретая на созданное недвижимое имущество право собственности;

4) передавать земельный участок в аренду или безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника участка.

Граждане не имеют права передавать предоставленный в пользование земельный участок по наследству, а юридические лица могут передавать принадлежащее им право постоянного пользования земельным участком в порядке правопреемства при своей реорганизации.

Для обозначения указанных отношений в праве используется термин «сервитут» — право пользования чужой вещью. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка, предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута) (ст. 274 ГК).

Использование чужого имущества (главным образом земельных участков и иной недвижимости) допускается в строго ограниченных случаях, когда удовлетворение законных потребностей лица не может быть достигнуто иначе, как путем использования чужого имущества помимо воли его собственника. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, п

Наши рекомендации