Предмет Российского предпринимательского права. Предпринимательская деятельность.
Предмет Российского предпринимательского права. Предпринимательская деятельность.
Отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (в самом широком смысле), в т.ч. отношения по государственному воздействию на экономику в целом. Большая часть авторов выделяет в предмете 3 блока:
- отношения горизонтальные – предприниматель-предприниматель; основано на юридическом равенстве сторон.
- вертикальные – предприниматель-орган управления; предприниматель противостоит публичной власти. Отношения с элементами властного подчинения. Например, государственная регистрация, антимонопольное регулирование, и т.д.
- внутрифирменные – отношения по организации бизнеса. Создание филиалов, формирование учетной политики, т.д.
- некоторые еще выделяют блоки, например, отношения диагональные, которые содействуют бизнесу. Однако Михайлов не согласен).
Ст. 2 ГК РФ дает легальное определение предпринимательской деятельности. Из определения следуют признаки:
- самостоятельность (можно понимать в имущественном, организационном планах, в планах ответственности);
- рисковый характер;
- систематичность;
- цель – получение прибыли.
Государственная регистрация в большинстве случаев не называется признаком. Это установленная законом обязанность, возникающая при наличии всех признаков.
Предпринимательская деятельность– самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, обязательно зарегистрированными в установленном законом порядке. Решение заниматься предпринимательской деятельностью не может быть навязано извне и является свободным волеизъявлением. Результаты деятельности, успешные или приводящие к негативным последствиям, зависят в основном от действий субъекта, умения реагировать на изменения условий деятельности.
Контроль предпринимательской деятельностиосуществляется государственными органами путем предоставления субъекту права заниматься данной деятельностью и осуществления проверок за CD соблюдением им положений, определенных законодательством.
Предметом предпринимательского праваявляются общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права, которые подразделяются на:
горизонтальные – отношения предприниматель –предприниматель;
вертикальные – отношения предприниматель —орган управления.
В предмет предпринимательского права также входятотношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими отношениями, но не сопровождаемые необходимостью получения прибыли, например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием, отношения по государственному регулированию народного хозяйства, по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, по правовому регулированию качества продукции, товаров и услуг, правовому регулированию ценообразования и т д.
Системам предпринимательского права.
Это логическое расположение норм и институтов права. Это нужно для устранения коллизий. В большинстве отраслей выделяют общую и особенную части. Общая часть – источники, субъекты, объекты (бух.учет), антимонопольное регулирование, несостоятельность (банкротство), общие вопросы государственного воздействия на экономику, защита прав предпринимателей. К особенной части можно отнести институты лицензирования, технического регулирования, в т.ч. сертификации, т.д., регистрация, ценообразование, т.д. Особенность предпринимательского права – часто выделяют специальную часть, третью. В нее можно включить положения об отдельных видах предпринимательской деятельности. Сельское хоз-во, бытовое обслуживание, торговля, т.д. Есть еще особенность системы – система существует только в головах.
Основные принципы:
Общая часть предпринимательского права
Включает в себя.
1) введение в российское предпринимательское право;
2) приметы предпринимательского права;
3) метод предпринимательского права;
4)система предпринимательского права;
5)предпринимательские правоотношения;
6)основные принципы предпринимательского права;
7) история предпринимательского права;
8) государственное регулирование предпринимательской Деятельности;
9) разгосударствление и приватизация государственной и муниципальной собственности;
10)юридическая ответственность за правонарушения
в сфере экономики,
11)защита имущественных прав и интересов предпринимателей (хозяйствующих субъектов), гарантии участников предпринимательского права.
Особенная часть рассматривает правовое регулирование:
1)несостоятельности (банкротства) предприятия;
2) конкуренции и монополии в предпринимательской
деятельности;
3)товарного рынка (качества продукции, работ и ус-
луг);
4)ценообразования;
5) бухгалтерского учета, отчетности и аудита;
6) банковских услуг, расчетов и кредитования;
7) инвестиционной деятельности;
5. Место предпринимательского права в правовой системе России.
Все существующие взгляды сводятся к двум концепциям:
-предпринимательское право – часть гражданского права, то есть несамостоятельная. На данный момент концепция преобладающая. Ст. 2 ГК РФ – гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием.
-право предпринимательское считается самостоятельной отраслью права. Обосновывается той же ст. 2 ГК РФ. Гражданское законодательство не применяется к отношениям, основанным на властном подчинении. ГК как документ частно-правового характера не может применяться для регулирования отношений вертикальных.
Вывод – для комплексного, целостного, системного регулирования всех отношений предпринимательского характера необходимы некие общие начала, принципы такого регулирования. Это возможно лишь при сведении всех общих блоков в один общий предмет единой отрасли права.
Существует еще один взгляд на предпринимательское право – как на комплексное правовое образование вторичного порядка. Выделяют классические отрасли права – гр., уг., т.д. Предпринимательское (из гр., админ.).
Существует идея целесообразности принятия предпринимательского кодекса. На Украине с 2004г. действует хозяйственный кодекс наряду с гражданским.
Обычаи делового оборота.
Обычаи делового оборота применяются тогда, когда законодательно то или иное правоотношение не урегулировано. Согласно ст. 5 Гражданского кодекса РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат положениям законодательства, обязательным для участников правоотношений или договору.
Обычай делового оборота подлежит применению для регулирования предпринимательских отношений в случае, если отсутствует не только норма закона, подлежащая применению в том или ином конкретном случае, но и отношения между сторонами не урегулированы их договором. Обычаи получили широкое распространение при регулировании вопросов внешнеторговой деятельности, при осуществлении морских перевозок.
Для формирования законодательства, регулирующего осуществление предпринимательской деятельности, очень важны акты высших судебных органов Российской Федерации: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Акты высших судебных органов и судебная практика не являются источниками предпринимательского права России, поскольку не содержат норм права, однако также играют важную роль для развития системы источников предпринимательского права, так как способствуют формированию единого правопонимания у субъектов предпринимательской деятельности и государственных правоприменительных органов и созданию единой модели правоприменения.
Исторически правовая система России принадлежит к романо-германской правовой семье, где судебные прецеденты источниками права не являются, но в настоящее время среди отечественных ученых-правоведов ведется дискуссия о признании судебной практики в качестве источников права. Так, например, одна из позиций в данной дискуссии выражена мнением И.В. ЕршовойСм.: Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. - М., 2003. - С. 24. о том, что акты органов судебной власти не могут быть самостоятельными источниками права (исходя из конституционного принципа разделения государственной власти) и должны рассматриваться как средство достижения единообразного понимания и применения источников предпринимательского права. В тоже время, имеет смысл обратить внимание и на позицию, выраженную М.В. КучинымСм.: Кучин М.В. Судебный прецедент как источник права (дискуссионные вопросы) //Российский юридический журнал. - 1999. - № 4. - С. 83., и состоящую в том, что прецедент имеет вспомогательное значение по отношению к закону, его роль заключается в упорядочении отношений, которые не урегулированы, либо не могут быть непосредственно урегулированы законом в силу неясности или неточности законодательных формулировок.
ИП как субъект ПП.
ИП – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, занимающиеся в установленном законодательством порядке предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п.2 ст.11 Налогового Кодекса Российской Федерации).
К важной особенности осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является тот факт, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Государственная регистрация и дальнейшая деятельность индивидуальных предпринимателей регламентируется Федеральным Законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 129-ФЗ, Гражданским кодексом РФ, другими федеральными законами РФ, а также отдельными постановлениями Правительства РФ.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, причём государственная регистрация может быть осуществлена только по месту его официальной постоянной регистрации по месту жительства. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключённых им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об их недействительности.
Если у индивидуального предпринимателя произошло изменение любых сведений, содержащихся в Гос. реестре ИП, он обязан сообщить об этом в регистрирующий орган (ФНС). Для внесения таких изменений необходимо предоставить: 1. Заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по соответствующей форме. 2.Копию документа, подтверждающего изменения. (например, копию паспорта при его замене.) Всё это можно послать по почте ценным письмом с описью вложения, но тогда копия должна быть заверен нотариально. При личной явке в Налоговую инспекцию, сотрудник ФНС сам заверяет копию документа, сверяя с оригиналом. Нотариус не нужен. Изменения в ЕГРИП должны быть внесены в течение 5-ти дней. В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о регистрации, индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРИП, обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по своему месту жительства. Индивидуальный предприниматель должен сообщать об изменении следующих сведений, содержащихся в ЕГРИП: фамилии, имени и отчества; пола; даты и места рождения; гражданства; адреса места жительства в Российской Федерации, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке); данных основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее — основной документ) (в случае, если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации).
ИП обязан платить фиксированный платёж в социальные фонды вне зависимости от дохода. В 2009 году — 7274.40 руб., в 2010 — 12002.76 руб., в 2011 — 16159.56 руб. Сумму налога при упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения "доходы" можно уменьшить на размер этого платежа, но не более 50% от суммы налога. Систем налогообложения четыре, две как и у юр.лиц: УСНО (упрощёнка), ЕНВД И две характерные только ИП: УСНО на основе патента и ОСНО (основная), характерная учётом дохода по оплате, а НДС по методу начисления. Сельскохозяйственные производители (главы крестьянского (фермерского) хозяйства, являющиеся ИП), имеют право применять единый сельскохозяйственный налог.
Статус ИП имеет следующие преимущества по сравнению с регистрацией собственного предприятия: упрощенность процессов создания и ликвидации бизнеса.свободное использование собственной выручки.не платится налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности.упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности. упрощенный порядок принятия решений (не требуется собраний, протоколов и т. п.).заработанные деньги возможно свободно тратить без дополнительного налогообложения (9% на дивиденды). индивидуальный предприниматель, применяющий ЕНВД, имеет фактическую возможность не вести учёт полученного дохода
Основные недостатки: отвечает по обязательствам своим имуществом.не может получать некоторые лицензии (например, на розничную торговлю алкоголем, некоторыми лекарствами или сильнодействующими ядами).согласно сложившейся практике, некоторые крупные (и не очень) компании отказываются работать с ИП.не подходит для совместного ведения бизнеса.требуется постоянное личное участие, так как нельзя назначить «директора».Отчисления на социальное страхование идут только исходя из МРОТ, взятого на начало соответствующего года (в виде фиксированного платежа), даже если деятельности не было.на общем режиме налогообложения необходимо вести двойной учёт из-за того, что НДС считается «по отгрузке», а налог на доходы у предпринимателей - «по оплате». Если первой происходит оплата, то можно сблизить за счёт выписывания счетов-фактур на аванс, но в данном случае усложняется документооборот.
Сходство ИП с юр.лицами.
Необходимость государственной регистрации. Необходимость учета имущества. ИП, как и коммерческая организация, несет повышенную ответственность по своим обязательствам. Ст. 401 – отвечает без вины. Очевидная тенденция – правовой статус ИП все более сближается со статусом организаций. На ИП стали распространяться нормы права, которые ранее касались только юр.лиц. Примеры: гос. регистрация идет в налоговом органе и по схожи правилам. Есть величина – предельный расчет наличными – 100 тыс. Эта величина ранее касалась исключительно юр.лиц. С 2007 года – предпринимателем тоже. В трудовом праве – трудовую книжку ведет и юр.лицо, и ИП.
Медиативное соглашение
1. Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.
2. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.
3. Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже.
4. Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.
Требования к медиаторам
1. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.
2. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, установленным статьей 16 настоящего Федерального закона.
3. Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.
4. Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
5. Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
6. Медиатор не вправе:
1) быть представителем какой-либо стороны;
2) оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
3) осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
4) делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.
7. Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.
Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
1. Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут перед обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.
4. Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с настоящим Федеральным законом быть привлечено к ответственности.
5. По требованию обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, обязано принять меры по охране конфиденциальности информации. При отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав.
43. Понятие, значение и правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности.
Сам термин в праве применяется несколько в разном значении. В праве предпринимательском чаще – в публичном смысле (в отличии от лицензионного договора). Связан с вопросами компетенции, правоспособности предпринимателя. Отдельными видами деятельности можно заниматься лишь на основании специального разрешения, лицензии. (ст. 49, ст. 23 – и ИП). В Союзе лицензирование не получило распространения. Л. По своей сути – это ограничение прав. Некоторые говорят, наоборот, о предоставлении права, но это скорее советский подход. Лицензируется ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, а не субъекты и не объекты прав. Стало развиваться с рыночной экономикой. Это по своей сути механизм рыночный. Долгое время закона не было. Первый – сентябрь 1998г. Сейчас – от 08.08.2001г. « О лицензировании отдельных видов деятельности».
Постановление Правительства РФ от 26.01.2006г. «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».
Лицензирование –понимается как мероприятие, связанное с обращением за лицензией, предоставлением лицензии, с переоформлением документа, подтверждающего наличие лицензии, с контролем за соблюдением лицензионных требований и условий, с приостановлением действия и с аннулированием лицензии.
Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Право, а не как документ. Бумажка – документ, подтверждающий наличие лицензии.
Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Субъектами лицензирования являются: лицензирующий орган, соискатель лицензии – обращающийся, лицензиат - получил уже.
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
гласность и открытость лицензирования;
соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет.
Предмет Российского предпринимательского права. Предпринимательская деятельность.
Отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (в самом широком смысле), в т.ч. отношения по государственному воздействию на экономику в целом. Большая часть авторов выделяет в предмете 3 блока:
- отношения горизонтальные – предприниматель-предприниматель; основано на юридическом равенстве сторон.
- вертикальные – предприниматель-орган управления; предприниматель противостоит публичной власти. Отношения с элементами властного подчинения. Например, государственная регистрация, антимонопольное регулирование, и т.д.
- внутрифирменные – отношения по организации бизнеса. Создание филиалов, формирование учетной политики, т.д.
- некоторые еще выделяют блоки, например, отношения диагональные, которые содействуют бизнесу. Однако Михайлов не согласен).
Ст. 2 ГК РФ дает легальное определение предпринимательской деятельности. Из определения следуют признаки:
- самостоятельность (можно понимать в имущественном, организационном планах, в планах ответственности);
- рисковый характер;
- систематичность;
- цель – получение прибыли.
Государственная регистрация в большинстве случаев не называется признаком. Это установленная законом обязанность, возникающая при наличии всех признаков.
Предпринимательская деятельность– самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, обязательно зарегистрированными в установленном законом порядке. Решение заниматься предпринимательской деятельностью не может быть навязано извне и является свободным волеизъявлением. Результаты деятельности, успешные или приводящие к негативным последствиям, зависят в основном от действий субъекта, умения реагировать на изменения условий деятельности.
Контроль предпринимательской деятельностиосуществляется государственными органами путем предоставления субъекту права заниматься данной деятельностью и осуществления проверок за CD соблюдением им положений, определенных законодательством.
Предметом предпринимательского праваявляются общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права, которые подразделяются на:
горизонтальные – отношения предприниматель –предприниматель;
вертикальные – отношения предприниматель —орган управления.
В предмет предпринимательского права также входятотношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими отношениями, но не сопровождаемые необходимостью получения прибыли, например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием, отношения по государственному регулированию народного хозяйства, по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, по правовому регулированию качества продукции, товаров и услуг, правовому регулированию ценообразования и т д.