Понятие договора перевозки груза.

Реализация заявок, принятых к исполнению осуществляется путем заключения и исполнения договора перевозки груза между перевозчиками и отправителями.

Договор перевозки груза – это договор, в соответствии с которым одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать ему уполномоченным на получение груза лицу (грузополучателя), а другая сторона (отправитель груза) обязуется оплатить за перевозку установленную цену.

Договор является взаимным и возмездным, считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и следовательно относится к числу реальных договоров, в отдельных случаях договор может быть консенсуальный, когда обязуется предоставить ТС раньше получения груза (на морском транспорте – чартер).

Договор носит публичный характер, однако для признания договора публичным необходимо соблюдение условий:

1. перевозка груза транспортом общего пользования в качестве которого признается перевозка, осуществляемая конкретной организацией, если из закона или иных правовых актов вытекает, что она обязана осуществлять перевозки по обращению любого ФЛ или ЮЛ.

2. перечень организации должен быть опубликован в установленном порядке

Перевозочные документы.

Перевозка грузов на ж/д транспорте оформляется накладной и квитанцией о приеме груза, которые являются основными транспортными документами.

Накладная содержит все необходимые сведения о перевозимом грузе, степенью использования грузоподъемности вагонов, скорости перевозки, времени принятия груза к перевозке и т.д. Отсутствие накладной свидетельствует об отсутствии договора перевозки, поскольку договор перевозки относится к числу формальных договоров и его наличие и содержание может быть подтверждено только письменными документами.

Перевозчику предоставлено право проверять правильность сведений, указанных грузоотправителем в накладной. Составляется также и дорожная ведомость, которая вместе с накладной следует с грузом на станцию назначения и остается там.

Корешок дорожной ведомости остается на станции отправителя на морском транспорте оформление договора перевозки в основном осуществляется с помощью чартера и коносамента. Коносамент выполняет 3 функции:

  1. доказательство наличия договора морской перевозки и его содержания
  2. расписки, удостоверяющей принятие груза перевозчиком
  3. товарораспорядительные документы на груз


Коносамент составляется по определенной форме, является товарной ценной бумагой и может быть именным, ордерным или на предъявителя.

На речном транспорте составляются такие же документы, что и на ж/д транспорте. При приеме груза к перевозке на воздушном транспорте составляется грузовая накладная. Причем ей предшествует составление отправителем накладкой отправление переводных составов, грузов, накладная, которая остается в пункте назначения, а грузополучателю выдается накладная отправителя.

На автомобильном транспорте при перевозке грузов товарного характера составляется транспортная накладная.

Стороны в договоре перевозки грузов. Правовое положение грузополучателя.

Субъектами обязательств является перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель. Перевозчиками могут быть лишь конкретные организации или ИП, которые в соответствии с девствующим законодательством вправе осуществлять деятельность, связанную с перевозкой грузов.

Функции грузоотправителя или грузополучателя могут выполнять как ФЛ, так и ЮЛ. В настоящее время нет единого мнения относительно взаимоотношений грузополучателя и грузоотправителя и перевозчиком в договоре. Существуют 3 точки зрения:

1. договор перевозки грузов – договор в пользу третьего лица (грузополучатель). Это договор о вручении исполнения третьему лицу.

2. грузоотправитель и грузополучатель – одна сторона в договоре перевозки груза

3. перевозка грузов – это договор особого рода, в котором грузополучатель – самостоятельный субъект, а не 3 лицо и не единая сторона с грузоотправителем. Договор перевозки – это трехсторонний договор, в котором участники обладают правами и обязанностями.

Права и обязанности сторон.

Перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку в срок, установленный заявкой договор о перевозке или договор об организации перевозки исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Перевозчик должен содержать транспортные средства в технически надлежащем состоянии и перед подачей под погрузку проверить их пригодность для перевозки грузов, пригодность транспортных средств для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется грузоотправителем единолично, либо грузоотправителем и перевозчиком, либо самим перевозчиком.

Грузоотправитель, отправляя продукцию, обязан принимать все зависящие от него меры, обеспечивающие его сохранность при перевозке. Он не вправе погрузить продукцию в любое транспортное средство, не заботясь о сохранности груза в пути. Грузоотправитель должен отказаться от погрузки груза в ТС, непригодное для перевозки данного груза, которое в таком случае считается неподанным в счет суточной нормы.

Ответственность за пригодность транспортных средств в техническом отношении должен нести перевозчик, который их предоставляет, т.к. ТС принадлежат ему и он должен за них отвечать. Определить же пригодность ТС в коммерческом отношении должен грузоотправитель, который загружает груз.

Погрузив груз в ТС, непригодное в коммерческом отношении, данный грузоотправитель несет всю ответственность за сохранность конкретного груза. Обязанностью грузоотправителя является донесение привозной платы.

По общему правилу, провозная плата размер которой определяется тарифами должна быть внесена в пункте отправления одновременно со сдачей груза к перевозке. Кроме того, перевозчик вправе задержать отправку груза, если плата не внесена в установленные сроки. При этом вагоны будут на ответственном простое грузоотправителя.

В случае невнесения причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку груза, подача перевозчику вагонов под очередную погрузку прекращается.

При несвоевременных расчетах за перевозку по причинам, зависящим от грузоотправителя, с него подлежат взысканию % в соответствии со ст.395 ГК РФ.

Кроме этого, в случае уклонения грузополучателем от внесения платы за перевозку груза и иных платежей, причитающихся перевозчику, перевозчик вправе удерживать груз с уведомлением об этом грузополучателя, который обязан в течение 4 суток со дня уведомления распорядится грузом. Если в течение указанного срока грузополучатель не предпримет меры для уплаты и не распорядится грузом, перевозчик имеет право реализовать груз.

Получатель при выдаче ему груза, обязан возместить перевозчику все причитающиеся ему платежи.

Сроки доставки грузов зависят от особенностей работы данного вида транспорта. На ж/д транспорте сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются Министерством транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области экономики.

Грузы считаются доставленными в срок, если до станции назначения они выгружены перевозчиком и доставлена перевозчиком, или если вагоны поданы для выдачи груза получателем до истечения установленного срока доставки.

Грузоотправители могут предъявить к перевозке груза объявления их ценностей. В этом случае при утрате груза или багажа, перевозчик несет ответственность в размере объявленной стоимости груза или багажа. Объявление грузоотправителем ценности груза обязательно при перевозки следующих грузов:

1. драгоценных металлов, камней и изделий из них.

2. музейных и антикварных ценностей

3. предмет искусства и иных художественных изделий

4. грузов для личностных, семейных, домашних и иных нужд и связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

При обнаружении явного несоответствия объявленной стоимости его действительной стоимости, арбитражный суд может рассмотреть вопрос о возможности квалификации действий грузоотправителя как злоупотребление правом.

Грузы, нуждающиеся в закаливании должны предъявляется к перевозке в исправной таре, обеспечивающей сохранность груза и ТС и безопасность движения.

В целях обеспечения сохранности грузов, двери вагонов должны быть опломбированы. Опломбирование осуществляется тем, кто осуществляет погрузку. Опломбирование вскрываемых для таможенного осмотра вагонов осуществляется таможенными органами, которые составляют акт досмотра и прикладывают его к перевозочным документам.

Наши рекомендации