Обычные, существенные и случайные условия договора

Обычные условия договора-это те положения, которые вытекают из нормы закона, регулирующей данные отношения; они включаются во все договоры, независимо от их содержания. Если стороны по какой-то причине не включили в договор обычные условия, то при возникновении спорных вопросов опираются на норму закона.

К существенным условиям относятся лишь те условия, которые характерны для данной сделки, но к другим сделкам они будут вряд ли применимы (например, цена товара за единицу). Именно существенные условия договора составляют тему и содержание обсуждения при переговорах партнеров о заключении сделки.

Случайные условия, в принципе не вытекают из нормы закона и не являются обязательными для включения, но если они включаются в договор по обоюдному согласию сторон, то становятся обязательными для исполнения.

Заключения договора предшествуют переговоры сторон, которые могут вестись в устной форме (например по телефону), путем непосредственной встречи или в письменной форме.

Что такое оферта

Офе́рта (лат. offero — предлагаю) — предложение о заключении сделки, в котором изложены существенные условия договора, адресованное определённому лицу, ограниченному или неограниченному кругу лиц.

По сути оферта – это четко высказанное, чаще всего письменное, намерение заключить договор. Намерение должно быть совершенно определенным, то есть оферта адресуется конкретному лицу или лицам, содержит в себе явную готовность заключить договор и обозначает конкретные условия, на которых он будет подписан. Оферта может быть направлена в виде письма, факса, телеграммы, а также в виде проекта договора.

Предлагающая сторона-оферент, сторона, которой адресовано предложение –акцептант.

Акцепт-согласие на заключение контракта в соответствии с предложением, выраженное в конкретной форме (напр. в гарантийном письме с указанием полных и точных реквизитов, иногда с приложением банковской гарантии).

53. Разновидность оферты

Разновидности оферты:

1) направляемая в ответ на запрос покупателя. Оферент во многом связан условиями запроса

2) направляемая возможным покупателям по инициативе экспортера.

Оферта содержит все основные условия предстоящей сделки:

1. наименование товара

2. количество

3. качество

4. цену

5. условия поставки

6. срок поставки

7. условия платежа

8. характер тары и упаковки

Выделяют 2 вида оферт:

1Твердая оферта-письменное предложение о продаже определенной партии товара, направленное конкретному покупателю.

2Свободная оферта(публичная)-публичная оферта отличается тем, что адресована неопределенному кругу лиц. В ней указаны основные условия договора и четко выражено намерение заключить его с каждым, кто отзовется. Например, если интернет-провайдер делает массовую рассылку с предложением своих услуг, при этом в ней указаны все основные условия (тарифные планы, скорость, скидки и прочее), то это публичная оферта. Он обязан вступить в договорные отношения и предоставить услуги Интернета всем откликнувшимся, если иное не предусматривается самой офертой.

Публичную оферту легко спутать с рекламой. Однако реклама и подобные ей предложения не являются офертой. Реклама, как правило, не содержит достаточно определенных условий для заключения сделки, ее цель – представить в выгодном свете по сравнению с конкурентами свои товары и услуги.

Лизинг

Лизинг-это один из видов имущ-ого найма.Лизинг-комплекс возникающих имущ-ых отношений,связанных с передачей имущ-ва(оборудования, машин,судов идр.) в пользование после его приобретения у производителя(продавца).

Принято выделять три основные формы лизинга: финансовый лизинг, оперативный лизинг (или операционный лизинг) и возвратный лизинг.

При финансовом лизинге в сделке участвуют три основные стороны: лизинговая компания, лизингополучатель и поставщик лизингового имущества. Лизинговая компания покупает имущество у поставщика и передаёт это имущество в пользование лизингополучателю. По окончании договора лизинга имущество переходит в собственность клиента.

Оперативный лизинг (иначе его называют операционный лизинг) отличается от финансового лизинга тем, что по окончании договора лизинга предполагается не переход предмета лизинга в собственность лизингополучателя, а возврат лизинговой компании.

Возвратный лизинг – это форма лизинга, при которой лизингополучатель и поставщик являются одним и тем же лицом. При заключении договора возвратного лизинга организация – собственник имущества продаёт это имущество лизинговой компании и берёт это же имущество в лизинг. Возвратный лизинг позволяет использовать все преимущества и налоговые льготы финансовой аренды (лизинга), а также получить на длительный период (срок действия договора лизинга) оборотные средства для развития текущей деятельности.

Франчайзинг

Франчайзинг — распространенная в мире форма партнерских связей и делового сотрудничества. Франчайзинг(от лат.-льгота, привилегия)- контрактная бизнес форма, в рамках которой продавец франшизы(франчайзор) предоставляет независимому оператору(франчайзи) лицензию на использование брэндов, технологий, ноу-хау, системы управления бизнесом при продаже товаров и услуг, идентифицируемых с его именем и товарной маркой.

Различают несколько видов франчайзинга:

1.Товарный.крупный производитель продает дилеру-франчайзи право на продажу и сервисное обслуживание товаров соответствующей марки; реализация продукции конечным потребителям осуществляется от имени франчайзора (например, система фирменных бензоколонок).

2.Производственный. Продажа франчайзи технологий и сырья для изготовления определенного продукта (например, производство безалкогольных напитков из концентратов по технологии «Кока-Кола».

3. Деловой. Приобретение лицензии на так называемый «бизнес-формат», охватывающий практически все элементы хозяйственного цикла крупного предприятия (например, сеть общественного питания «Макдональдс»).

56.Лицензирование.

Основными субъектами данных отношений выступают лицензиар (обладатель каких-либо определенных прав) и лицензиат (тот, кому такие права передаются на постоянной или временной основе). Лицензиар заключает соглашение с лицензиатом, по которому последнему могут предоставляться права на использование технологии производственного процесса, товарного знака, патента и т. п. в обмен на гонорар или лицензионный платеж. Передача таких прав облегчает лицензиару выход на новый рынок, а лицензиату не приходится начинать «с нуля».

Проектное финансирование.

Проектное финансирование — форма партнерских связей в случаях:

а) когда одна из сторон берет на себя обязательство финансировать реализацию предпринимательского проекта другой стороны, а другая сторона обязуется реализовать такой проект в надлежащей форме;

б) когда одна сторона, имеющая разработанный проект, предлагает другой взяться за его практическую реализацию и обязуется финансировать все работы, связанные с реализацией данного проекта. В обоих случаях вторая сторона обязуется возвратить предоставленный ей кредит обычно в товарной форме, как и при лизинге.

Виды проектного финансирование:

· Финансирование с полным регрессом на заемщика:

применяется, как правило, при финансировании некрупных, малорентабельных проектов. В этом случае заемщик принимает на себя все риски, связанные с реализацией проекта;

· финансирование без регресса на заемщика:

предусматривает, что все риски, связанные с проектом, берёт на себя кредитор. Данные проекты наиболее прибыльные и привлекательные для инвестиций, дающие в результате реализации проекта конкурентоспособную продукцию;

· финансирование с ограниченным регрессом на заемщика.

наиболее распространённая форма финансирования. Все участники распределяют генерируемые проектом риски, следовательно, каждый заинтересован в положительных результатах реализации проекта на всех стадиях его реализации.

58. Бартер. Встречная торговля

Это простой обмен товаров определенной стоимости на другие товары равной стоимости.

Особенности бартера заключаются в следующем: 1) в сделке всегда участвуют два контрагента; 2) контракт составляется один; 3) операции не предполагают денежных расчетов; 4) первым этапом бартерных сделок всегда является согласование стоимости. Это необходимо, чтобы обеспечить эквивалентность обмена, определить сумму страхования товара, рассчитать штрафы при невыполнении обязательств, рассчитать величину уценки при поставке недоброкачественных товаров и т.д.

Все бартерные сделки можно разделить на две группы: вынужденный бартер – обмен, когда предприятие получает такой продукт, который оно не приобретало бы совсем, либо покупало его или его заменитель у других поставщиков, если располагало бы достаточными финансовыми ресурсами; добровольный бартер – обмен, когда предприятие получает продукт, который оно все равно купило бы (при наличии необходимых финансовых ресурсов) у тех же поставщиков.

Встречная поставка.Предприниматель имеет товар, и сбыть его на обычных условиях не может. Но он знает, что в данном товаре нуждается другой предприниматель, который не может оплатить поставку наличными, но позже может поставить другой товар, который необходим первому предпринимателю. Если разрыв во взаимных поставках при этом будет превышать 6 месяцев, то такую операцию можно отнести к встречным поставкам.

Факторинг

Под факторингом понимают систему взаимоотношений, которая устанавливается между предпринимателем и фактор-фирмой. При этом фактор фирма берет на себя погашение дебиторской задолженности предпринимателя (когда такой предприниматель приобретает товар, но не может сразу его оплатить) или покупает у предпринимателя его требование к какому-либо партнеру о платеже (т.е. когда предприниматель осуществляет поставку товара, но покупатель пользуется отсрочкой платежа).

В роли фактор-фирмы часто выступают банки.

Факторинг является одним из элементов универсальной системы финансового обслуживания клиентов, включающей бухгалтерское, информационное, рекламное, сбытовое, транспортное, страховое, кредитное и юридическое обслуживание. За самим клиентом остается практически только производственная функция.

Наши рекомендации