Бизнес в период руководства коммунистической партии.
Все описанные в предыдущем подразделе факторы подготовили базу для социального бунта. Первая мировая война только обострила ситуацию, ослабив экономическую и военную мощь государства. Начали возникать локальные конфликты, но в этот период появляется лидер противостоящей правительству партии большевиков. Назревающий вооружённый переворот получает централизованное управление в лице В.И.Ленина и идеологическую основу на базе учения К. Маркса. Ленин гарантировал возможность низшим классам стать во главе государственных органов после переворота и тем самым обеспечил поддержку с их стороны. В итоге, царская власть в России была свергнута, а её место заняла партия большевиков.
Становление нового правительства было отмечено революцией, насильственной национализацией предприятия и гражданской войной. Всё это привело к ликвидации сложившихся ранее деловых отношений и связей, а также ввергло экономику в состояние крайней разрухи. После укрепления власти большевиков с стране было проведено множество различных реформ.
Столкнувшись с послевоенным кризисом, коммунисты подошли к его разрешению с позицией теории Маркса и Ленина. В первую очередь была ликвидирована частная собственность и предпринимательство, т.е. бизнес в России, как таковой, прекратил своё существование. Следующим шагом стало установление бестоварных отношений между предприятиями, а также между предприятиями и населением. Каждая организация получала обязательный план производства и сбыта. Считалось, что, спрогнозировав потребности людей, их можно обеспечить всем необходимым путём раздачи директив производителям. Финансовые институты были закрыты за ненадобностью. Однако в итоге, большевики столкнулись со следующими проблемами:
-возникли теневые рынки, где продукция обменивалась по схеме бартера;
-склады оказались переполнены продуктами, в то время как население их недополучало;
-бестоварная схема потребовала увеличения бюрократного аппарата;
-стали возникать факты мошенничества.
Таким образом, усилия восстановить экономику подобным способом не увенчались успехом из-за того, что прогнозы потребностей населения не соответствовали действительности.
Концепции бизнеса.
Концепция-это система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких либо явлений, понимание чего-либо.
Концепции:позитивная, прагматическая и критическая.
Позитивная концепция.
-бизнес-общественно полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей.
-бизнес-трактуется как основное содержание экономики, является чертой жизни людей в целом.
-бизнес-это система ведения дела.
-бизнес-создание продукции, нужной людям. Бизнес-это работа.
-бизнес-это центральная магистраль в нашей социально-экономической системе.
-бизнес-это система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний.
-бизнес-это то, как мы живём.
-бизнес-деятельность людей, направленная на получение доходов ил прибыли.
-ради дохода бизнесмен готов использовать любые приёмы поведения. Погоня за прибылью означает навязывание собственных интересов другим людям.
-честный человек должен быть озабочен не приращением личных доходов и не продвижением по карьерной лестнице, а исключительно духовным обогащением в сочетании с принесением себя в жертву ради благополучия других и построения будущего.
-бизнес-явление неизбежное в контексте развития общества, необходимое как самим бизнесменам, стремящимся удовлетворить свои корыстные интересы, так и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность насыщать свои потребности в товарах и услугах.
-понимание противоречивости бизнеса как экономического явления не сопрягается с выдвижением требований юридического и морального искоренения этих противоречий.
Родовые признаки бизнеса.
1.Обмен деятельностью между субъектами экономики.
2.Стремление каждого участника предпринимательской деятельности навязывать другим свои интересы, когда другие отказываются принимать условия сделки, тем самым добиться относительно лучших условий существования по сравнению с другими субъектами.
3.Стремление участников сделки реализовать свои интересы независимо от того, реализуются ли при этом интересы других участников сделки.
4.Необходимость отстаивания интересов.
5.Инициаотивный характер деятельности участников сделки, выражающийся способностью принимать решения и идти на риск.
6.Способность, готовность участников сделки идти на персональный риск для успешного проведения сделки.
7.Способность, готовность и умение проводить различные приёмы долгого общения, с целью достижения наибольшей выгоды.
8.Способность предпринимать шаги в различных направлениях с целью обеспечения выгодной позиции для последующего проведения избирательных приёмов делового общения.
9.Способность дифференцировать вероятные и действительные результаты сделок.
10.Способность определять приоритеты деятельности и подчинять им логику делового общения.
Субъекты бизнеса.
Понятие «субъект» означат «совершающий действие». Т.е. в бизнесе это лицо, принимающее активное участие в деловых отношениях. Оно является носителем прав и ответственности.
В современном бизнесе все его субъекты связаны системой обмена благами. Связующими звеньями этой системы выступают различного рода рынки.
Предприниматели, которые ведут различного рода деятельность с целью удовлетворения эгоистических и общественных интересов.
Наемные работники, непосредственно создающие блага, процесс производства которых организован предпринимателем. Наемные работники осуществляют свою деятельность на возмездной основе.
Государственные структуры является регуляторами деловых отношений. Они воздействуют на всех участников бизнеса при помощи различных экономических и законодательных механизмов.
Потребители фактически объединяют все предыдущие группы, поскольку и предприниматель, и наемный работник, и государственный служащий, являясь участником предпринимательской или государственной структуры, создает спрос на потребительском рынке, для удовлетворения своих личных потребностей, т.е. выступая как индивидуальный потребитель.
Среди потребителей можно выделить так называемых пассивных потребителей, т.е. субъектов которые не создают продукт, но потребляют его (дети, пенсионеры).