История Российского бизнеса.

Понятие и виды бизнеса.

Экономика и бизнес. Основные определения.

Экономика-это понятие, охватывающее макро- и микроуровни производства, обмена деятельностью и потребления продукции, отражающее законы и закономерности развития отношений между людьми.

Бизнес -конкретная характеристика отношений, развивающихся между совершенно определёнными субъектами, в том числе – форм индивидуального и группового соперничества в определённых исторических условиях и на основе определённого законодательства.

Назначение бизнеса и предпринимательствасостоит в том, чтобы в условиях рыночной неопределённости находить возможности эффективного использования ограниченных ресурсов, за которые идёт конкурентная борьба.

Макроэкономические условия возрастания роли предпринимательств:

-предпринимательство является одним из главных факторов создания полноценной рыночной среды

-существенным предпринимательством является масштаб деятельности (предприятия)

Доминирующие тенденции в эволюции предпринимательства:

1)индивидуальное потребительское поведение, отражаемое в дифференциации спроса

2)развитие новых технологий (информационных, коммуникационных)

3)глобализация конкуренции

Концепции бизнеса.

Три концепции бизнеса:

1)позитивная (суть состоит в том, что весь бизнес рассматривается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, цель. которой является производство товаров и услуг для других людей).

2)критическая(исходит из того, что бизнес- это деятельность людей, направленная на получение доходов ил прибыли. Ради дохода бизнесмен готов использовать любые приёмы поведения.

3)прагматическая(заключается в том, что бизнес рассматривается как явление, необходимое как самим бизнесменам, стремящимся удовлетворить свои корыстные интересы, так и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность насыщать свои потребности в товарах и услугах).

В основе экономического развития общества лежат человеческие потребности и блага, с помощью которых он может удовлетворить свои потребности.

-всё, в чём нуждается человек, чем он удовлетворяет свои потребности, называется благо.

-благами могут быть как вещи, так и действия, в которых нуждается человек.

В настоящее время различают блага:

-данные природой и производственные

-потребительские и инвестиционные

-частные и общественные

-воспроизводимые и невоспроизводимые

-свободные и ограниченные

Человек-это активная, движущая сила. Ему от природы присущи качества, которые так специфически реализуются в условиях ограниченности материальных благ, что возникает бизнес.

Субъективные интересы побуждают нас находить нужды и потребности других членов общества, так как, удовлетворяя их, мы добиваемся своих эгоистических целей.

Склонность к обмену-важнейшее человеческое свойство, лежащее в основе устройства экономической жизни общества.

Обмен-ключевое звено бизнеса:

-выгода движет человеком, когда он вступает в отношения обмена

-без обмена бизнес не существует

-через обмен человек получает возможность приобрести то, что ему необходимо для удовлетворения своих потребностей

Отношения обмена делают возможным разделение и специализацию труда, что позволяет добиться экономии рабочего времени при изготовлении продуктов. Эти отношения, существу, создают экономическую систему.

В разделе труда синтезируется эгоистическая и коллективистская природа человека.

Концепции бизнеса.

Концепция-это система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких либо явлений, понимание чего-либо.

Концепции:позитивная, прагматическая и критическая.

Позитивная концепция.

-бизнес-общественно полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей.

-бизнес-трактуется как основное содержание экономики, является чертой жизни людей в целом.

-бизнес-это система ведения дела.

-бизнес-создание продукции, нужной людям. Бизнес-это работа.

-бизнес-это центральная магистраль в нашей социально-экономической системе.

-бизнес-это система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний.

-бизнес-это то, как мы живём.

История Российского бизнеса. - student2.ru

История Российского бизнеса. - student2.ru

-бизнес-деятельность людей, направленная на получение доходов ил прибыли.

-ради дохода бизнесмен готов использовать любые приёмы поведения. Погоня за прибылью означает навязывание собственных интересов другим людям.

-честный человек должен быть озабочен не приращением личных доходов и не продвижением по карьерной лестнице, а исключительно духовным обогащением в сочетании с принесением себя в жертву ради благополучия других и построения будущего.

История Российского бизнеса. - student2.ru

-бизнес-явление неизбежное в контексте развития общества, необходимое как самим бизнесменам, стремящимся удовлетворить свои корыстные интересы, так и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность насыщать свои потребности в товарах и услугах.

-понимание противоречивости бизнеса как экономического явления не сопрягается с выдвижением требований юридического и морального искоренения этих противоречий.

Родовые признаки бизнеса.

1.Обмен деятельностью между субъектами экономики.

2.Стремление каждого участника предпринимательской деятельности навязывать другим свои интересы, когда другие отказываются принимать условия сделки, тем самым добиться относительно лучших условий существования по сравнению с другими субъектами.

3.Стремление участников сделки реализовать свои интересы независимо от того, реализуются ли при этом интересы других участников сделки.

4.Необходимость отстаивания интересов.

5.Инициаотивный характер деятельности участников сделки, выражающийся способностью принимать решения и идти на риск.

6.Способность, готовность участников сделки идти на персональный риск для успешного проведения сделки.

7.Способность, готовность и умение проводить различные приёмы долгого общения, с целью достижения наибольшей выгоды.

8.Способность предпринимать шаги в различных направлениях с целью обеспечения выгодной позиции для последующего проведения избирательных приёмов делового общения.

9.Способность дифференцировать вероятные и действительные результаты сделок.

10.Способность определять приоритеты деятельности и подчинять им логику делового общения.

Субъекты бизнеса.

Понятие «субъект» означат «совершающий действие». Т.е. в бизнесе это лицо, принимающее активное участие в деловых отношениях. Оно является носителем прав и ответственности.

В современном бизнесе все его субъекты связаны системой обмена благами. Связующими звеньями этой системы выступают различного рода рынки.

История Российского бизнеса. - student2.ru

Предприниматели, которые ведут различного рода деятельность с целью удовлетворения эгоистических и общественных интересов.

Наемные работники, непосредственно создающие блага, процесс производства которых организован предпринимателем. Наемные работники осуществляют свою деятельность на возмездной основе.

Государственные структуры является регуляторами деловых отношений. Они воздействуют на всех участников бизнеса при помощи различных экономических и законодательных механизмов.

Потребители фактически объединяют все предыдущие группы, поскольку и предприниматель, и наемный работник, и государственный служащий, являясь участником предпринимательской или государственной структуры, создает спрос на потребительском рынке, для удовлетворения своих личных потребностей, т.е. выступая как индивидуальный потребитель.

Среди потребителей можно выделить так называемых пассивных потребителей, т.е. субъектов которые не создают продукт, но потребляют его (дети, пенсионеры).

Товарищества Общества

- полное - акционерное - с ограниченной ответст.

- на вере (коммандитное) - с дополниетльной ответсвенностью

Полное товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенными между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. В наименование полного товарищества должны присутствовать имена всех его участников и слова "полное товарищество". Или имя одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество". Лицо может быть участником только одного полного товарищества.

Управление в полном товариществе осуществляется по общему согласию всех участников, каждый участник полного товарищества имеет один голос, каждый участник товарищества вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел.

Ведение дел полного товарищества

- Каждый участник ПТ вправе действовать от имени товарищества

- При совсмстном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласи евсех участников товарищества

- Если ведение дел товарищества поручается его участниками одному или некоторым из них, остальные участники для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника , на которого возложено ведение дел.

Товарищество на вере - товарищество в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, свзанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участие в осуществлении товариществом предпринимтельской деятельности.

История Российского бизнеса. - student2.ru

Права и обязанности вкладчика

Права

- получать часть прибыли товарищества

- знакомиться с годовыми отчетами товарищества

- по оканчании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад

- передать свою долю или ее часть другому вкладчику или третьему лицу

- учредительным договором могут предусматривается и иные права вкладчика

Обязанности

- свидетельство об участии

- внести вклад

Общество с ограниченной ответственностью - учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники ООО отвечают по его обязательсвам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

История Российского бизнеса. - student2.ru

Управление в обществе

- высшим органом общества является общее собрание участников общества

- все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества

- каждый участник общества имеет на общем собрании участников ООО число голосов, пропорциональное его доле.

- уставолм общества может быть предусмотрено образование совета директоров

Компетенция общего собрания участников общества

- определение основных направлений деятельности общества

- изменение устава общества и внесение изменений в учредительный договор

- образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий

- избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии общества (ревизор)

- утверждение годовых отчетов и годовых бух. балансов

- принятие решения о распределении прибыли участниками

- принятие решения о реоорганизации или ликвидации общества

Понятие и виды бизнеса.

Экономика и бизнес. Основные определения.

Экономика-это понятие, охватывающее макро- и микроуровни производства, обмена деятельностью и потребления продукции, отражающее законы и закономерности развития отношений между людьми.

Бизнес -конкретная характеристика отношений, развивающихся между совершенно определёнными субъектами, в том числе – форм индивидуального и группового соперничества в определённых исторических условиях и на основе определённого законодательства.

Назначение бизнеса и предпринимательствасостоит в том, чтобы в условиях рыночной неопределённости находить возможности эффективного использования ограниченных ресурсов, за которые идёт конкурентная борьба.

Макроэкономические условия возрастания роли предпринимательств:

-предпринимательство является одним из главных факторов создания полноценной рыночной среды

-существенным предпринимательством является масштаб деятельности (предприятия)

Доминирующие тенденции в эволюции предпринимательства:

1)индивидуальное потребительское поведение, отражаемое в дифференциации спроса

2)развитие новых технологий (информационных, коммуникационных)

3)глобализация конкуренции

Концепции бизнеса.

Три концепции бизнеса:

1)позитивная (суть состоит в том, что весь бизнес рассматривается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, цель. которой является производство товаров и услуг для других людей).

2)критическая(исходит из того, что бизнес- это деятельность людей, направленная на получение доходов ил прибыли. Ради дохода бизнесмен готов использовать любые приёмы поведения.

3)прагматическая(заключается в том, что бизнес рассматривается как явление, необходимое как самим бизнесменам, стремящимся удовлетворить свои корыстные интересы, так и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность насыщать свои потребности в товарах и услугах).

В основе экономического развития общества лежат человеческие потребности и блага, с помощью которых он может удовлетворить свои потребности.

-всё, в чём нуждается человек, чем он удовлетворяет свои потребности, называется благо.

-благами могут быть как вещи, так и действия, в которых нуждается человек.

В настоящее время различают блага:

-данные природой и производственные

-потребительские и инвестиционные

-частные и общественные

-воспроизводимые и невоспроизводимые

-свободные и ограниченные

Человек-это активная, движущая сила. Ему от природы присущи качества, которые так специфически реализуются в условиях ограниченности материальных благ, что возникает бизнес.

Субъективные интересы побуждают нас находить нужды и потребности других членов общества, так как, удовлетворяя их, мы добиваемся своих эгоистических целей.

Склонность к обмену-важнейшее человеческое свойство, лежащее в основе устройства экономической жизни общества.

Обмен-ключевое звено бизнеса:

-выгода движет человеком, когда он вступает в отношения обмена

-без обмена бизнес не существует

-через обмен человек получает возможность приобрести то, что ему необходимо для удовлетворения своих потребностей

Отношения обмена делают возможным разделение и специализацию труда, что позволяет добиться экономии рабочего времени при изготовлении продуктов. Эти отношения, существу, создают экономическую систему.

В разделе труда синтезируется эгоистическая и коллективистская природа человека.

История Российского бизнеса.

Основные этапы:

-Предпринимательство на Руси до XV века

-Российское предпринимательство периода XV-XIX веков

-Бизнес в России дореволюционного периода

-Бизнес в период руководства коммунистической партии

-Предпринимательство постсоветского периода

Предпринимательство Руси XV века.

-Объединение торговли и промышленности вокруг городов

-Активная торговля и производственная деятельность монастырей

-Появление артелей

-Ростовщичество

-Свод законов «Русская, правда»

Российское предпринимательство периода XV-XIX веков

-«Хождение за три моря» Афанасия Никитина

-протекционистская политика по отношению к отечественным производителям

-Реформы Петра I -рост индустриального предпринимательства

-Первый русский банк- Дворянский заёмный банк

-Гильдии купцов, выпуск бумажных денег

Предпринимательство на Руси до XV века

В Древней Руси торговые и промышленные объединения образовывались вокруг городов.

Такая тенденция взяла своё начало ещё до Крещения Руси. С принятием христианства бизнес столкнулся с идеологическими противоречиями. Православная религия разрешает зарабатывать деньги только своим трудом.

Тем не менее духовенство не стало препятствовать дальнейшему развитию предпринимательства, более того церковь становится одним из субъектов деловых отношений.

Торговые операции проводились на ярмарках, играющих роль современных бирж. Ярмарки выполняли функции регулятора, распределителя ремёсел и промышленности. Купцы и промышленники этого периода создавали объединения (артели) для коллективной работы. Такая форма объединений давала большое количество преимуществ, такие преимущества: возможность получения кредита, охрана торговых караванов(грузов) , централизованный контроль за оформлением документов. В рамках артелей начала формироваться страховая система, каждый купец выплачивал определённую сумму старосте, который в случае потери имущества при перевозке, выплачивал компенсацию владельцу. В дальнейшем староста начал использовать аккумулируемые, таким образом средства, для дополнительного дохода (это было аккредитование и инвестирование в другие предприятия).

Предпринимательство Руси XV века.

Бурное развитие предпринимательской деятельности способствовало появлению ростовщичества, но ростовщики того времени давали деньги слишком под большой процент. В связи с этим в 1113 году в Киеве произошло восстание, участники которого, разгромили дома ростовщиков. После этого Владимир Мономах запретил брать за предоставление ссуды более 20%. Видя успехи российского бизнеса, государство пошло ему навстречу и издало закон, который поддерживал предпринимательскую деятельность и способствовал сохранению справедливости в деловых отношениях.

Свод законов «Русская правда».

В это время разграничивались экономические понятия (возвратность, платность, длительность операций, краткосрочность, условия страхования и т.д.…) Процветает ростовщичество банковской системы, осуществляется страхование вкладов(имущества).

Российское предпринимательство периода XV-XIX веков

Этот исторический период ознаменовался широким распространением международной торговли и ростом промышленности. Особый вклад в международные торговые отношения внёс русский купец Афанасий Никитин, который установил торговые контакты с Персией и Индией.

В XVII веке усиливается взаимосвязь купечества с промышленностью и сельским хозяйством.

Протекционизм-защита отечественного производителя. Государство начало проводить протекционистскую политику по отношению к отечественным производителям. Протекция-защита. (Например: с иностранных купцов взымались повышенные пошлины и им запрещалось заниматься розничной торговлей).

Рост индустриального предпринимательства в России был обусловлен реформами Петра I.Им были разработаны программы поддержки бизнеса, которые предполагали различного рода льготы и преимущества( беспроцентные ссуды для предпринимателей, освобождение от пошлин и податей, гарантированный государственный заказ и гарантированное обеспечение рабочей силы).

Следующий шаг в развитии российского бизнеса связан с именем Елизаветы Петровны. В 1754году ею был подписан указ, который положил начало первому русскому банку- «Дворянский заёмный банк». В этом же году была запрещена деятельность ростовщиков, а банковская ставка остановилась на уровне 6% годовых. Дальнейшее развитие российского бизнеса было обусловлено нововведениями Екатерины II.Она отменила многие ограничения на торговлю и ликвидировала монополию. В это же время появляются гильдии купцов, а так же произошёл выпуск бумажных денег, который упростил систему расчётов, который увеличил товарооборот и стал стимулом для развития кредитных отношений. Благодаря этим преобразованиям, экономика России вышла на передовые позиции в мире.

Наши рекомендации