Типы и стратегии конкурентного поведения
В зависимости от обстоятельств фирма может использовать любой тип конкурентного поведения.
1. Креативное. Система действий конкурентов складывается из мероприятий, направляемых на создание новых рыночных отношений, обеспечивающих превосходство над соперниками.
2. Приспособленческое. Состоит в учете инновационных изменений и в попытках упреждений действий соперников, связанных с модернизацией производства. Предприниматель копирует в максимально сжатые сроки достижения своих соперников.
3. Обеспечивающее (гарантирующее). Такое конкурентное поведение основано на стремлении предпринимателей к сохранению и стабилизации на будущее достигнутых позиций на рынке за счет повышения качества продукции, привлекающех потребителей, видоизменения ассортимента, предложения дополнительных услуг, которые связаны с гарантийным обслуживанием.
Все действия фирмы подчинены конкурентной стратегии. Система действий фирмы подчинена этой концепции, направленной на достижение конечных целей. Всякая фирма применяет две стратегические установки – установку на монополизацию рынка (стратегия монополизации) и на вхождение своей деятельности в единый процесс функционирования рынка (стратегия интеграции). Согласно первой установке действия направлены на уменьшение числа конкурентов, вторая предполагает стабилизацию собственного положения путем уменьшения степени риска за счет долгосрочного и краткосрочного сотрудничества с другими фирмами в форме корпорации. Выбор стратегии производится в зависимости от ролевой и содержательной функций фирмы в процессе конкурентного взаимодействия.
Если идет речь о ролевой функции фирмы, то выделяются следующие типы конкурентов.
1. Лидеры. Вынуждены отражать атаки других лидеров и использовать аналогичные приемы фронтальной, комплексной, т. е. по нескольким направлениям сразу (реклама, цены и др.), и фланговой борьбы (по одному направлению).
2. Претенденты на лидерство. Обнаруживают значительный атакующий потенциал. Атака на позиции лидеров может иметь фронтальный либо фланговый характер.
3. «Ведомые». Не вступают в конкуренцию с 1 и 2 группой, идут по пути, проторенному лидерами.
4. Новички. Ставят целью поиск рыночной ниши и закрепление в ней.
В соответствии с содержательной функцией выделяются следующие типы конкурентов.
1. Крупные высокоустойчивые компании, осуществляющие массовое производство.
2. Специализированные компании, закрепляющиеся в определенных нишах.
3. Мелкие, а также средние фирмы, осуществляющие массовое производство, благодаря чему опережают соперников.
4. Мелкие универсальные фирмы, использующие эффект гибкости и высокой маневренности в конкуренции с другими компаниями.
БИЗНЕС-ПЛАН: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Бизнес-план – план создания новой фирмы, путей выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности. Долгосрочная стратегия предприятия должна базироваться на бизнес-плане. Он должен содержать виды деятельности, которыми предприятие планирует заняться.
Применение выбранного метода в ближайшем будущем и долгосрочной перспективе; раздел основных показателей финансово-экономического состояния предприятия; раздел информации о целях деятельности предприятия, определенных количественно и по времени достижения; раздел, характеризующий рынок сбыта продукции предприятия; раздел, характеризующий производственно-технологическую и инновационную политику предприятия; раздел, посвященный кадровой политике и управлению персоналом, заключающий сведения по организационному строению предприятия, которое обязано отвечать целям и задачам, данного предприятия; о системе руководства; количеству кадров и условиях их отбора; об оплате труда и основаниях трудовой деятельности, а также об организации труда, обучении работников и социальной инфраструктуре; – оценка риска и страхование от него.
Бизнес-план, с одной стороны, серьезный аналитический документ, с другой – средство рекламы, поэтому он пишется в деловом стиле, язык письма должен быть понятен финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу; информация обязана быть четко сформулированной, емкой и в то же время краткой.
Бизнес-план необходим для:
1) разработки общей концепции, генеральной стратегии развития предприятия (организации);
2) оценки и контролирования процесса развития основной деятельности предприятия;
3) привлечения денежных средств (ссуды кредиты) со стороны;
4) привлечения к реализации планов развития предприятия, осуществлению планов возможных партнеров, которые могут вкладывать собственный капитал или технологию. Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов.
1. Характеристика предприятия (общие сведения).
2. План финансового оздоровления (краткие сведения).
3. Финансовое состояние предприятия (анализ).
4. Операции по возвращению платежеспособности и содействию результативной хозяйственной деятельности.
5. Рынок и конкуренция.
6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия.
Таким образом, бизнес-план включает в себя.
1. Введение.
2. Описание предприятия (организации).
3. Описание продукции (работы, услуги).
4. Анализ рынка.
5. Конкуренция.
6. Маркетинговый план.
7. План производства.
8. Финансовый план.
9. Приложения.
ПЛАН МАРКЕТИНГА
Для достижения целей предприятия в области реализации продукции, задаваемых важнейшими экономическими показателями (объемом продаж, массой прибыли, уровнем рентабельности, размером рыночной доли предприятия и т. п.), разрабатывается и проводится маркетинговая политика. Ее основу составляют цели маркетинговой деятельности предприятия. Формулирование целей маркетинга начинают с пояснения базовых критериев предприятия на рынке выпускаемой продукции.
Для этого нужно ответить на определенные вопросы, которые помогают выделить основные ориентиры производственно-хозяйственной деятельности предприятия в создавшихся рыночных условиях.
1. Какие изменения произошли на рынке производимой продукции? Получить ответ на данный вопрос можно на базе ревизии движения реализации продукции и технологий маркетинга, уточнив, изменился ли рынок по размеру, его составу, географическому расположению и способу реализации товаров; открылись ли ниши на рынке и используются ли они; что предпринимают конкуренты и что в их работе выделяется от работы анализируемого предприятия; как изменилось распределение долей рынка между предприятиями; насколько точно известны потребности покупателей; соответствует ли маркетинговая деятельность предприятия реально существующему рынку.
2. В каком направлении должно развиваться предприятие? Ответ на этот вопрос нужно начинать с формулировки общих целей предприятия на ближайшую перспективу.
В итоге нужно иметь четкое представление о том, в чем состоят приоритеты движения и какой тип деятельности в общей специализации предприятия выполняет роль: основного, приносящего основную массу дохода; наиболее обещающего с точки зрения возможных инвестиций; «буфера» при непредусмотренных ухудшениях условий деятельности по иным направлениям; кандидата на постепенное сворачивание; на какие условия реализации (объемы продаж, ассортимент, условия оплаты и др.) необходимо ориентировать маркетинг предприятия; на основе какого типа стратегии обязана основываться маркетинговая деятельность (насыщение рынка, развитие рынка и его изменение, разработка новых товаров, диверсификация).
3. Каким образом перейти в новое состояние? Главным моментом здесь становятся способы и методы достижения намеченных целей и их осуществимость, т. е. определение: задач в области товарной и ценовой политики, организации каналов распределения продукции, использования средств стимулирования реализации; количественного и качественного состава службы маркетинга, которая должна реализовать намеченные цели; системы обеспечения и обслуживания ее деятельности; направлений повышения квалификации менеджеров-маркетологов; методов контроля маркетинговой деятельности.
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Этот раздел бизнес-плана должен обобщить материалы остальных разделов и представить их в стоимостном выражении.
В случае если данные хорошо проанализированы, то это позволяет создать проект, привлекательный для инвестора. Финансовый план состоит из трех частей.
1. Сводный прогноз доходов и расходов, который делается, по крайней мере, на первые 3 года. При этом данные за первый год представляются в помесячной разбивке. Сводный прогноз включает в себя такие индикаторы, как прогнозируемый объем продаж, себестоимость продаваемой продукции и разные статьи расходов.
Задача – показать, как будет происходить процесс формирования и изменения прибыли. Если из этого плана будет ясно, что при этих издержках возможно получить прибыль, предприятие получит шанс на успех.
2. Прогноз денежной наличности. Основная задача – провести проверку синхронности, а также поступления и расходования денег. Очень часто вполне рентабельные предприятия настигает банкротство только потому, что именно в нужный момент у них не хватило денежных средств. Прогноз денежной наличности основывается на плане поступлений и выплаты денег. Если выяснится, что для какого-то периода выплаты превышают поступления, необходимо своевременно исправить это положение.
3. Сводный баланс активов и пассивов предприятия следует составлять на начало и конец первого года реализации проекта. Этот баланс обычно тщательно изучают работники коммерческих банков, с целью оценить, какие суммы предполагается положить в активы разнообразных видов и за счет каких пассивов предприятие намерено финансировать создание либо приобретение данных активов.
Вторым подразделом финансового плана является стратегия финансирования. Предполагает ответы на следующие вопросы.
1. Сколько необходимо средств для реализации проекта?
2. Откуда намечается поступление этих инвестиций?
3. Какую часть потребленных средств планируется получить в форме кредита, а какую часть предполагается привлечь в форме паевого капитала?
4. На какие цели намечено израсходовать инвестиции?
5. Что конкретно планируется приобрести?
6. Каким образом с помощью использования инвестиций предполагается повысить прибыльность предприятия?
7. Когда намечено получить первую прибыль. Для этого делается прогноз точки окупаемости (так называется состояние, при котором итог между всеми расходами и доходами должен быть равен нулю)?
8. Какова прибыльность инвестиций? Подготовленный соответствующим образом финансовый план может служить основой для комплексного поэтапного анализа развития предприятия, выполнения проекта.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
Организационный план представляет собой раздел бизнес-плана.
Он дает характеристику уровня управления фирмой, квалификации и опыта работы предпринимателя и персонала.
В этом разделе бизнес-плана следует дать ответы на некоторые вопросы.
В организационном плане следует показать организационную структуру фирмы, заключающуюся вследующих пунктах:
1) организованная схема управления;
2) порядок координации деятельности подразделений и взаимосвязь, которая существует между ними, а также прочие вопросы организации.
Другими словами, в этом разделе бизнес-плана нужно рассмотреть организационную схему фирмы, которая демонстрирует связи, а также разделение ответственности в рамках фирмы.
Как правило, на стадии, когда происходит еще только планирование и организация фирмы, число ее участников невелико. Но немаловажно, чтобы уже с самого начала план развития организационной структуры фирмы был четким. Кроме того, для обеспечения эффективной деятельности фирмы, необходимо внимательно отнестись к подбору и оценке персонала.
Для этого требуется:
1) определить ближайшие потребности фирмы в персонале, хотя, конечно, в процессе развития бизнеса произойдут неизбежные изменения;
2) выяснить, какие сотрудники будут способны выполнять определенные функции;
3) проанализировать взаимоотношения между сотрудниками коллектива, а также то, как будут устанавливаться для них задачи. Важно подробно разъяснить в организационном плане, как будет проводиться набор работников, их подготовка и оплата труда. Должны быть охарактеризованы личные и деловые качества управляющего состава фирмы, ведь от него будет полностью зависеть осуществление сформулированной в бизнес-плане концепции развития фирмы. Кадровая политика руководства фирмы, как правило, уделяет пристальное внимание принципам отбора сотрудников, а также найма (контрактная система, пожизненный найм, испытательный срок и пр.); планированию профессиональной подготовки, повышению квалификации сотрудников и переподготовки кадров; выбору способа и периодичности оценки качества работы сотрудников; системе продвижения их по служебной лестнице.
Таким образом, данный раздел бизнес-плана направлен на выявление следующей информации.
1. Организационная структура фирмы, а также ее развитие.
2. Владелец фирмы и его квалификация.
3. Персонал фирмы и его квалификация.
4. Методы и формы поощрения и ответственности персонала.
5. Менеджеры, консультанты. Целесообразно также в данном разделе бизнес-плана кратко изложить сведения, касающиеся технических средств управления и обработки экономической информации, необходимой для управления фирмой.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
Раздел, характеризующий производственно-технологическую и инновационную политику предприятия.
Главная задача данного раздела – доказать будущим инвесторам, что экономический потенциал предприятия высок и может обеспечить производственную программу, предусмотренную бизнес-планом. Он должен содержать информацию о местонахождении предприятия; сведения об объеме выпуска продукции с самого начала выпуска, а также на период от 1 года до 5 лет; о производственных мощностях (балансе мощностей, коэффициент сменности оборудования и применения мощностей и т. д.). Он должен и содержать информацию о долгосрочных активах (земля, основные производственные фонды, их состояние и потребность); о технологическом уровне производства, насколько он соответствует современным требованиям, развитии НИОКР; о контроле за производством, имеющихся гарантиях качества продукции, исследовании причин потерь и простоев в производстве, существующих способах учета затрат материалов, труда и прочих элементов себестоимости продукции, (например, брака); о действующем производственном кооперировании и материальном обеспечении производства; об охране окружающей среды; о государственном и юридическом управление в сфере производства определенной отрасли народного хозяйства.
Главные вопросы, которые требуют ответа.
1. Где будет происходить изготовление продукции – на уже работающем предприятии либо вновь созданном?
2. Какие потребуются для изготовления продукции производственные мощности и каким образом они будут увеличиваться (уменьшаться) с каждым годом?
3. Какое оборудование потребуется и где планируется его приобрести?
4. Где, у кого, на каких условиях будет происходить закупка сырья, материалов и комплектующих изделия?
5. Какова репутация поставщиков и имеется ли опыт работы с ними?
6. Предполагается ли существование производственной кооперации и с кем?
7. Возможно ли лимитирование объемов производства либо поставок ресурсов?
8. Какова схема производственных потоков, иными словами, откуда и куда поступают все виды сырья и комплектующих, где, в каких цехах они перерабатываются в продукцию? Необходимо также затронуть вопросы транспортировки, складирования и т. д.
9. Насколько удовлетворяет требованиям схема производственных потоков?
10. Какие есть возможности переналадки оборудования с изменением ассортимента выпускаемой продукции?
11. Какова система контроля качества?
12. Каковы система утилизации отходов, а также затраты на экологические нужды? Если предполагается создать торговое или сервисное предприятие, то в этом разделе описывается процесс закупки партий товаров, существующая система контроля за уровнем товарных запасов, а также представляется план складских помещений.