Вопрос № 17. Методы разработки стратегий. Стратегические матрицы, кривые опыта.
Процесс выработки стратегии начинается со сбора и анализа информации о состоянии внешней среды и положении дел в организации, ее сильных и слабых сторонах. Совокупность такого рода информации представлена в базе стратегических данных. Их анализ позволяет оценить положение фирмы в данный момент и перспективы ее развития. Для стратегического анализа и формирования стратегий в настоящее время широко используются прогнозы, различного рода матрицы и «кривые» опыта.
Кривые опыта позволяют оценить внутренние факторы организации
Более распространенными методами оценки отрицательных и положительных воздействий среды на будущую деятельность фирмы являются методы построения матриц. Матрицы представляют собой таблицы, состоящие из 2-3 строк и столбцов, которые содержат характеристику основных сторон организации и ее окружения. В ячейке (квадранте), образованной пересечением строки и столбца, содержится оценка положения организации и формулировка стратегии действий. Наиболее известными являются матрицы: Бостонской консультативной группы (БКГ); «Мак-Кинси» (компании «Дж.Электрик»); SWOT-матрица и пр.
Матрица указывает на четыре основные позиции бизнеса (товара):
- высококонкурентный бизнес на быстрорастущих рынках – идеальное положение «звезда»
- высококонкурентный бизнес на зрелых, насыщенных, подверженныхзастою рынках (приносящие устойчивые прибыли «дойные коровы», или «Денежные мешки») – хороший источник наличности для фирмы
- не имеющие хороших конкурентных позиций, но действующие на перспективных рынках «знаки вопроса», чье будущее неопределённо
- сочетание слабых конкурентных позиций с рынками, находящимися в состоянии застоя, - «собаки» - отверженные мира бизнесаСреди основных недостатков можно назвать то, что эта матрица не всегда правильно позволяет оценивать возможности бизнеса. Так, для единицы, определенной как «собака», может порекомендовать уход с рынка, в то время как внешние и внутренние изменения в состоянии изменить позицию бизнеса.
Вопрос № 27. Сущность, принципы и методы планирования.
Стратегии организации находят свое воплощение в ее планах, т.е. документах, в которых отражаются прогнозы ее развития, промежуточные и конечные цели ее функционирования и развития, механизмы координации деятельности, распределения ресурсов, поведения в чрезвычайных ситуациях.
Планирование представляет собой определение оптимальных путей производства и реализации продукции, осуществления работ и оказания услуг, а также увязку ресурсов и потенциала предприятия с целями его развития, как во временном периоде, так и со способами их достижения.
Но планирование будет действенным только в том случае, если оно будет отвечать следующим требованиям:
- во-первых, планирование должно отвечать на вопросы: что, когда и как может произойти и что в этом случае следует делать и что производить;
- во-вторых, планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития предприятия в связи с изменениями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для их выполнения
- в-третьих, планирование должно способствовать повышению рентабельности деятельности предприятия. А также должно обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем интересы собственников предприятия, его учредителей, акционеров, государства, самих работников.
Реализация этих требований предполагает, что планирование в процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам. Это:
- гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;
- непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, (1- в части систематического пересмотра планов, сдвигая период планирования (например, после завершения отчетного месяца, квартала, года) и 2- осуществления кратко-, средне- и долгосрочного планирования);
- комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- многовариантность, т.е. возможность выбора наилучшего из альтернативных вариантов достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды и больше присуще прогнозированию, которое может осуществляться двумя способами: на основе анализа результатов прошлых периодов и на основе предвидения ситуации руководителем.
Основными методами определения плановых показателей являются:
- нормативный – основывается на нормах расхода ресурсов (материальных, денежных, трудовых) на производство единицы продукции;
- бюджетный (балансовый) – сбалансированность между производством материальных ресурсов и финансовыми ресурсами;
- методы, основанные на математических и статистических моделях (н., линейное программирование, корреляционный и регрессионный анализ, метод экстраполяции).