Управление информационными ресурсами
Информация является основой для постоянного совершенствования деятельности предприятия.
Информация – это значимые данные
Одним из современных принципов менеджмента качества является управление на основе объективных фактов, но это невозможно, если информация в системе обеспечения качества сама не рассматривается как ресурс и не является объектом управления. Информационные ресурсы – это совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных. Для эффективного управления информационными ресурсами на предприятии необходимо:
· идентифицировать свои потребности в информации;
· идентифицировать внутренние и внешние источники информации;
· проводить своевременную оценку адекватности информации;
· использовать информацию при реализации стратегии и целей;
· гарантировать соответствующую безопасность и конфиденциальность.
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал предприятия, который включает также комплекс научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других служб и подразделений, обеспечивающих информационное обслуживание процессов на предприятии на базе современных информационных технологий.
Важнейшими компонентами информационных ресурсов являются:
· техническая и технологическая составляющая– это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитые компьютерные сети;
· нормативно-правовая составляющая– это документы: приказы, стандарты, нормы и т.д., которые обеспечивают регулируют взаимодействие производителей и распространителей информационных продуктов и услуг;
· информационная составляющая– это справочно-поисковые средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.
При разработке информационного обеспечения следует использовать разработанные стандарты, где устанавливаются требования:
· к унифицированным системам документации;
· к унифицированным формам документов различных уровней управления;
· к составу и структуре реквизитов и показателей;
· к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документации.
Однако, несмотря на существование унифицированной системы документации, при обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс недостатков:
· чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;
· одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;
· работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;
· имеются показатели, которые создаются, но не используются.
Поэтому устранение указанных недостатков является одной из задач менеджеров по качеству в области информационного обеспечения.
При разработке информационного обеспечения целесообразно использовать схемы информационных потоков. Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выбрать меры совершенствованию всей системы управления.
Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает:
· исключение дублирующей и неиспользуемой информации;
· классификацию и рациональное представление информации.
|
Уровни управления
| |||||||||
| |||||||||
|
Рис. 6.1. Пирамида уровней управления, отражающая возрастание власти, ответственности, сложности и динамику принятия решений
Следует выявить, какие показатели необходимы для принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется.
Для создания информационного обеспечения необходимо:
· ясное понимание целей, задач и функций всей системы управления организацией;
· выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;
· совершенствование системы документооборота;
· наличие и использование системы классификации и кодирования;
· владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;
· создание массивов информации на машинных носителях, что требует современного технического обеспечения.