Роль руководства при обеспечении качества

В области качества все вопро­сы, связанные с ответственностью руководства предприятия, должны решаться в неотложном порядке. Это отнюдь не слу­чайно. Руководители, и прежде всего — руководители высшего звена предприятия, являются распорядителями материальных, трудовых и финансовых ресурсов. По данным зарубежных ис­следователей, успешное решение проблемы качества на 85% за­висит именно от высшего звена руководства.

Согласно концепции стандартов ИСО, руководители высше­го звена предприятия персонально участвуют в решении про­блемы качества и берут на себя ответственность за проведе­ние политики в данной области.

Высшее руководство – это лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне

Основная задача руководителей предприятия сводится к це­ленаправленной деятельности по объединению и координации всех функциональных и производственных подразделений, по обеспечению качества выпускаемой продукции, удовлетворяю­щей требования и ожидания потребителей больше, чем продук­ция конкурентов.

Ответственность высшего руководства в области качества включает:

· разработку политики и целей, а также руководство организа­цией;

· обеспечение организационной структурой и ресурсами;

· поддержание в рабочем состоянии текущей деятельности;

· достижение постоянного улучшения.

Политика в области качества

В условиях рыночной экономики каждое предприятие само­стоятельно вырабатывает и реализует свою политику. Она провозглашает намерения руко­водства предприятия по защите его интересов и призвана ориен­тировать процесс принятия решений на достижение поставлен­ных целей в течение длительного периода времени. Политика предприятия свидетельствует о том, что его руководство при­держивается четко обозначенных подходов и принципов, бази­рующихся, как правило, на определенной философии. В рамках общей политики предприятия принято выделять его экономиче­скую, коммерческую, социальную и техническую политику, а также политику в области качества.

Политика в области качества – это общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством

Политика в области качества согласуется с общей политикой предприятия и обеспечивает основу для постановки целей в области качества. На основе общей политики каждое структурное подразделе­ние предприятия устанавливает свои цели и задачи в области качества.

Сформулированная в документе, подписанном высшим руко­водителем, т. е. закрепленная документально, политика пред­приятия в области качества дает возможность всем работни­кам, а также потребителям и поставщикам получить отчетливо представление об официальном отношении руководства пред­приятия к качеству. По политике в области качества можно судить о месте, которое занимает или стремится занять пред­приятие среди производителей аналогичной продукции. По ней можно также судить об отношении предприятия к потребителям. Отсутствие ясной политики делает деятельность предприятия в области качества неопределенной и непредсказуемой. Поэтому в концепции стандартов ИСО политика в области качества вы­ступает как первооснова системы качества.

Главная цель политики предприятия в обла­сти качества может быть определена как стабильное обеспе­чение качества продукции и услуг, удовлетворяющих требо­ваниям и ожиданиям потребителей. На основе главной цели конкретизируются цели, относящиеся к таким ключевым свой­ствам качества, как функциональная пригодность, эксплуата­ционные характеристики, безопасность и надежность.

Концентрированным выражением политики выступает девиз предприятия в области качества. Для обеспечения надлежащего эффекта восприятия девиз дол­жен отвечать следующим требованиям: быть четким (доступ­ным для понимания), лаконичным (одна — две фразы), вырази­тельным (афористичным).

Политика предприятия в области качества оформляется в ви­де письменного заявления (декларации) и подписывается руко­водителем предприятия; следует иметь в виду, что подписание заявления о политике заместителем руководителя предприятия или любым другим должностным лицом умаляет его значение. Политика в области качества излагается кратко и доступным для понимания языком.

Политика предприятия в области качества, как и обязатель­ства руководства, доводятся до каждого работника предприя­тия. Это достигается путем:

· обсуждения положений политики на совещаниях коллекти­вов функциональных и производственных подразделений пред­приятия,

· разъяснения сущности политики в ходе учебы по качеству,

· ознакомления с политикой при приеме на работу,

· наглядной агитации в местной печати и на радио, телевиде­нии, а также посредством плакатов и транспарантов, размещен­ных в производственных и служебных помещениях и в местах, обеспечивающих восприятие информации максимально возмож­ным числом работников и посетителей (проходная, приемная, актовый зал, столовая и др.).

Контроль и анализ политики в области качества осуществля­ет руководство предприятия. По результатам анализа прово­дится, если в этом возникает необходимость, корректировка от­дельных ее положений или устанавливаются новые.

Планирование качества

Политика предприятия в области качества обеспечивают основу для постановки целей в области качества.

Цели в области качества– это то, чего добиваются, или к чему стремятся в области качества

Цели в области качества базируются на политике в области качества и устанавливаются как для предприятия в целом, так и для всех его функциональных и структурных подразделений.

Высшему руководству следует разработать цели в области качества, которые направлены на улучшение деятельности предприятия. При разработке этих целей руководству следует учитывать:

· фактические и будущие потребности организации и обслуживаемых рынков;

· соответствующие выводы анализа со стороны руководства;

· фактические характеристики продукции и показатели процессов;

· уровни удовлетворенности заинтересованных сторон;

· результаты самооценки;

· сравнение с лучшими достижениями, результаты анализа конкурентов, возможности для улучшения;

· ресурсы, необходимые для достижения целей.

Устанавливаемые цели должны быть измеряемыми, чтобы способствовать результативному и эффективному анализу системы менеджмента качества, проводимому руководством. Цели в области качества необходимо систематически анализировать и пересматривать по мере необходимости.

Руководству необходимо также взять на себя ответственность за планирование качества продукции организации. Это планирование следует направить на определение процессов, требующихся для результативного и эффективного достижения целей и выполнения требований к качеству.

Исходными данными для результативного и эффективного планирования являются:

· стратегия предприятия;

· установленные цели предприятия;

· определенные потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон;

· оценка данных о характеристиках продукции;

· оценка данных о показателях процессов;

· оценка соответствующих рисков и данных об их уменьшении и т.д.

Выходные данные планирования качества продукции для предприятия определяют процессы жизненного цикла продукции и вспомогательные процессы, включающие:

· необходимые навыки и знания работников;

· ответственность и полномочия для осуществления планов улучшения процессов;

· необходимые ресурсы, такие, как финансовые ресурсы и инфраструктура;

· методы оценки достижения улучшения деятельности предприятия;

· потребности в улучшении, включая средства и методы;

· потребности в документации, включая записи.

Наши рекомендации