Понятие системы обеспечения качества
Понятие «системы качества» в концепции стандартов семейства ИСО 9000 имеет двойную трактовку. Согласно первой - это система административного управления (общего руководства) качеством, распространяющаяся на все виды уже выпускаемой предприятием продукции, а также на те виды, которые могут выпускаться в будущем. Эта система удовлетворяет прежде всего внутренние потребности предприятия в административном управлении. Будучи хорошо отлаженной, система качества служит надежным средством рационализации работ в области качества с точки зрения снижения издержек, увеличения прибыли и уменьшения риска, связанного с последствиями от выпуска некачественной продукции. Система общего руководства качеством является частью общей административной системы предприятия; она реализует свои, никем более не выполняемые, функции.
Вторая трактовка термина «система качества» относится только к конкретному виду продукции. В данном случае система качества выступает как средство, обеспечивающее стабильность качества конкретной продукции. Это дает основание называть такую систему «системой обеспечения качества». Система обеспечения качества охватывает лишь ту часть системы общего руководства качеством, которая демонстрируется потребителю или органу по сертификации. Таким обрезом, система обеспечения качества соотносится с системой общего руководства качеством как частное с общим. При выпуске предприятием нескольких разных видов продукции система обеспечения качества на каждый такой вид выступает как подсистема системы общего руководства качеством.
Система качества является неотъемлемой частью общей системы административного управления предприятием. Она имеет множество внутренних и внешних связей, по которым проходит большое количество сигналов. Система качества увязана с другими подсистемами общей системы управления предприятием: с целевыми подсистемами (поставок продукции, ресурсов, социальным развитием персонала, охраной окружающей среды), функциональными подсистемами (стратегическое планирование, подготовка производства, управление технологическими процессами, сбыт продукции, управление финансами, подготовка персонала и др.) и подсистемами обеспечения управления (правовой, информационной, нормативной, делопроизводства). Система качества имеет свои цели. функции и ресурсы, свое информационное и нормативное обеспечение. Связь с остальными системами управления предприятием осуществляется в процессе работ, выполняемых в течение всего жизненного цикла продукции.
Применение на предприятии стандартов ИСО вызывает необходимость приведения системы административного управления качеством в соответствие с требованиями и рекомендациями этих стандартов. При этом следует учитывать ряд особенности системы качества.
Система качества — это такая система, определяющими компонентами которой являются организационная структура, процедуры, процессы и ресурсы. Отсутствие любого из этих компонентов делает систему качества неполноценной.
Система качества — система, ориентированная на требования потребителя к качеству продукции. Поэтому она должна включать в себя механизм, обеспечивающий постоянное изучение существующих требований и ожиданий потребителя в области качества.
Система качества — система бизнеса, нацеленная на успех в конкурентной борьбе, который приходит к тем предприятиям, которые предлагают продукцию более высокого качества и более полно удовлетворяют потребности настоящих и потенциальных заказчиков.
Система качества — инструмент реализации политики предприятия в области качества. Это означает, что система не может проектироваться вне такой политики.
Система качества — социально-экономическая система; объектом управления при такой системе выступает весь персонал предприятия. При этом разработчики системы должны широко использовать философию качества TQM, опираться на опыт и традиции, сложившиеся в коллективе.
Система качества — информационно насыщенная система, в которой обращается огромный массив разнообразной информации. Поэтому система качества должна обеспечить рационализацию и упорядочение информационных потоков.
Система качества — система, обеспечивающая точность, согласованность, своевременность и полноту принимаемых решений в области качества. Поэтому в системе качества следует четко определить порядок подготовки, принятия, исполнения, контроля и оценки эффективности решений на всех иерархических уровнях административного руководства качеством.