Сбор материалов для дипломного проектирования

После утверждения темы проектирование начинается с подбора научной литературы. Большую помощь в этом могут оказать предметные каталоги и библиографические справочники библиотеки вуза, а также техническая библиотека предприятия, на котором проходит практику студент.

До выезда на преддипломную практику студенту целесообразно на основании задания составить, пользуясь консультациями и советами руководителя, рабочую программу по сбору необходимых материалов.

В период до прохождения практики ему следует приступить к детальному изучению литературных источников, начиная с литературы, помогающей раскрыть экономическую сущность исследуемой задачи: учебников и учебных пособий, инструктивных материалов и журнальных статей.

Второй этап работы над дипломным проектом начинается с изучения действующей системы планово-экономической и финансовой работы предприятия, сбором и обработкой исходной информации во время прохождения студентом преддипломной практики. От качества работ на этом этапе во многом зависит своевременное и качественное написание дипломного проекта.

Исходную информацию следует подбирать по каждому разделу (главе, параграфу). Это обеспечит полноту собранного материала. Отобранная информация подвергается постепенной обработке с последующим обобщением в виде таблиц, графиков, схем, рисунков.

После систематизации и изучения литературы, сбора и обработки информации, характеризующей производственно-хозяйственную деятельность предприятия, начинается этап написания дипломного проекта.

В отдельных случаях при согласовании с руководителем могут быть изменены и уточнены названия параграфов. Это может быть вызвано последующим детальным изучением поставленной задачи, тем, что по отдельным вопросам не оказалось материалов или, наоборот, имеются новые данные, представляющие практический интерес.

Содержание дипломного проекта

Как уже отмечалось, содержание дипломного проекта во многом определяется его темой. Тема проекта должна соответствовать, как правило, профилю работы будущего специалиста и отвечать современным требованиям рыночной экономики.

В соответствии с темой проекта студент при помощи руководителя определяет основное направление и круг вопросов, подлежащих разработке, последовательность изложения материала.

Однако, независимо от названия темы, дипломный проект должен содержать примерно следующие разделы:

1. Введение – 5 % от общего объема дипломного проекта.

2. Теоретическое исследование прикладного характера или состояние и динамика развития исследуемого объекта– 15 % (один из вариантов).

3. Технико-экономический анализ исследуемого объекта и изыскание путей совершенствования его деятельности – 35 %.

4. Проектная часть – 25 %.

5. Безопасность и экологичность проекта – 15 %.

6. Выводы и предложения – 5 %.

7. Графическая часть.

8. Библиографический список.

Во введении дипломного проекта освещается роль и значение объекта исследования, исходя из современного этапа развития отрасли, дороги или региона, обосновывается народнохозяйственное значение и актуальность выбранной темы, делается постановка задачи, конкретное очертание вопросов, подлежащих разработке в дипломном проекте.

В первой главе (разделе) по выбору студента рассматриваются:

1. Современные научные подходы в рыночных условиях при реформировании отрасли в теории и практике по проблемам, рассматриваемым в дипломном проекте (повышения производительности труда, снижения расходов, использования ОПФ, повышения эффективности производства и т.д.).

Или

2. Анализ состояния и динамики развития исследуемого объекта за рассматриваемый период (объем производства, реконструкция, научно-техническое перевооружение, состояние ОПФ, структурная перестройка, совершенствование системы управления и т.д.).

Во второй главе (разделе) дается технико-экономический анализ исследуемого объекта, приводятся особенности производственно-хозяйственной деятельности рассматриваемого объекта, технико-экономические показатели, характеризующие развитие производства, а также приводится структура и динамика экономических показателей, характеризующих работу предприятия: объемные и качественные показатели, трудовые показатели, эксплуатационные расходы и себестоимость продукции, финансовая деятельность предприятия, другие показатели, обусловленные темой дипломного проектирования.

Анализ и технико-экономические мероприятия проекта должны быть направлены на выявление резерва повышения эффективности производства и качества работы, на организацию режима экономии трудовых, материальных и топливно-энергетических ресурсов, использование передовой техники и организации труда.

В третьей главе (разделе) – проектная часть, студент, исходя из анализа, должен выполнить самостоятельную исследовательскую работу по решению конкретных технико-экономических задач. В экономическом обосновании проекта дается подробная характеристика предлагаемых организационно-технических мероприятий направленных на совершенствование управления производством на соответствующем предприятии (организации).

В зависимости от выбранной темы дипломного проекта студент предлагает решение различных производственных задач, например, улучшения использования локомотивного и вагонного парка, увеличения веса поезда, снижения эксплуатационных расходов, повышения производительности труда и качества транспортных услуг и т.д.

Все производимые студентом расчеты должны базироваться на прогрессивных нормах затрат труда, расходов материалов, топлива и электроэнергии.

В данной части для решения поставленных заданием задач могут применяться экономико-математические методы и современные информационные технологии.

Расчет экономической эффективности должен базироваться на типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений и внедрения новой техники, приводится полный перечень показателей экономической эффективности.

Кроме непосредственного исследования, в каждой дипломной работе в разделе «Безопасность и экологичность проекта» анализируются вопросы охраны труда и техники безопасности на предприятии, предлагаются и всесторонне обосновываются рекомендации по улучшению и оздоровлению условий труда.

Студент-дипломник дает анализ опасных и вредных производственных факторов, действующих на данном предприятии (цехе, бригаде, рабочем месте), рассматривает состояние охраны труда и техники безопасности, разрабатывает меры по улучшению и повышению безопасности труда, предлагает организацию высокоэффективного и безопасного ведения работ. Данный раздел основывается на материале, характеризующем санитарно-гигиенические условия труда, и данных по травматизму и профессиональным заболеваниям, собранных в период преддипломной практики.

В данном разделе могут быть рассмотрены решения следующих вопросов:

- экономическая эффективность мероприятий по улучшению микроклимата, снижению шума и вибрации, внедрению средств электробезопасности и других мероприятий;

- определение потерь от производственного травматизма и профзаболеваемости;

- оценка роста производительности труда на предприятии от мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда;

- экономическая оценка экономических мероприятий по защите окружающей среды от вредного воздействия объектов транспорта и др.

Выводы и предложения составляются по содержанию глав. Выводы должны быть, с одной стороны краткими и целенаправленные, с другой – обоснованными и аргументированными. Они должны обязательно содержать итоговые расчетные данные, предложения учитывать не только характер исследования, но и перспективу развития объекта. Выводы и предложения могут содержать и рекомендации, которые, как правило, носят организационно-методический характер.

Графическую часть проекта составляют иллюстрации к пояснительной записке, часть которых (не менее 6 листов) выполняется на листах чертежной бумаги формата А-1 и она служит приложением к проекту. Здесь приводятся главным образом материал, характеризующий материально-техническую базу предприятия, уровень технико-экономических показателей его работы, итоговые расчеты экономической эффективности проектируемых мероприятий.

В пояснительной записке проекта должен быть приведен список использованной литературы. Студент самостоятельно подбирает необходимые учебники по данной теме, учебные пособия, а также специальные монографии, периодическую литературу (журналы, обзорная информация и др.). Общую направленность этих поисков дает руководитель дипломного проекта.

Для подбора литературы первоначально составляется библиографический список. В него включают наиболее важную литературу, вышедшую в последние годы. В процессе ее изучения и работы над дипломом может возникнуть необходимость в дополнительных источниках, поэтому к концу завершения работы над проектом этот список существенно пополнится.

3 Контроль выполнения, рецензирование и представление дипломного проекта к защите

Для обеспечения своевременного выполнения дипломного проекта декан распоряжением по факультету устанавливает сроки отчета студентов о ходе выполнения работ. Кафедра осуществляет систематический контроль за ходом проектирования, получая сведения от руководителя проекта. Руководитель в присутствии дипломника оценивает имеющиеся у него материалы и характеризует состояние дела. Итоги хода проектирования обсуждаются на заседании кафедры, в каждом случае принимаются конкретные решения, направленные на устранение обнаруженных недостатков.

При грубых нарушениях графика выполнения работ руководитель проекта имеет право отказаться от проведения консультаций для студента, а выпускающая кафедра – выдвинуть обоснованное предложение об отстранении студента от выполнения дипломного проектирования.

Законченный дипломный проект подписывается студентом-дипломником и консультантами на титульном листе пояснительной записки и чертежах. После этого дипломный проект передается руководителю.

Руководитель проекта проверяет качество содержания и оформления проекта. При полном соответствии содержания утвержденному заданию он подписывает титульный лист, ватманские листы с иллюстративным материалом и дает развернутый отзыв. В письменном отзыве руководитель проекта отмечает:

- полноту раскрытия дипломного проекта;

- актуальность рассматриваемых вопросов;

- практическую ценность рекомендаций дипломника;

- отношение студента к работе и его умение самостоятельно решать важнейшие вопросы экономики, выявлять внутренние резервы производства.

Кроме того, руководитель дает общую оценку дипломному проекту и делает заключение о возможности допуска дипломника к защите на ГЭК и присвоения студенту квалификации экономиста-менеджера.

Заведующий кафедрой при наличии на титульном листе всех подписей руководителя проекта и консультантов, а также отзыва направляет проект на внешнюю рецензию. Список внешних рецензентов определяется кафедрой и утверждается деканом факультета. В качестве рецензентов привлекаются ведущие специалисты транспорта, научных и проектных организаций, а также профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений.

В рецензии отмечается соответствие содержания дипломного проекта теме, заданию и предъявляемым требованиям. Оценивается качество выполнения проекта и указываются все достоинства и недостатки, в частности отмечается:

- актуальность темы (по заданию дороги, предприятия, кафедры) и соответствие выполненного проекта заданию;

- глубина разработки вопроса (фундаментальное или поисковое исследование);

- уровень теоретической подготовки студента и умение использовать свои знания при решении практических задач (содержание элементов НИРС);

- использование передового опыта;

- экономическая обоснованность принимаемых в проекте решений;

- качество графических разработок и оформления пояснительной записки;

- практическая ценность дипломного проекта и возможность его использования на производстве.

В заключении рецензии дипломный проект оценивается по балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и высказывается мнение рецензента о возможности присвоения дипломнику квалификации экономиста-менеджера. Если проект может быть рекомендован к внедрению в производство, то это отмечается в рецензии.

После рецензирования дипломный проект передается заведующему кафедрой. Заведующий кафедрой на основании представленных материалов решает вопрос о допуске проекта к защите, делая об этом соответствующую запись на работе и в форме №28.

В случае, если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите дипломного проекта, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя проекта и консультантов.

К защите дипломного проекта не допускаются студенты:

- не выполнившие полностью учебный план;

- не сдавшие в срок законченный проект;

- представившие дипломные проекты, не отвечающие требованиям по своему содержанию или оформлению;

- не представившие отзывы руководителя дипломного проекта или рецензию, оформленные в соответствии с представленными требованиями.

Решение кафедры в случае не допуска студента к защите представляется на утверждение ректору университета.

Студент, не выполнивший работу в установленный для него срок, отчисляется из университета, как не выполнивший учебный план.

Наши рекомендации