Дэвид Кирнс и трансформация «Xerox»
Дэвид Кирнс (David Kearns), в прошлом председатель совета директоров и главный исполнительный директор Xerox, может служить отличным примером лидерства в качестве. Проблемы, возникшие у компании в начале 1980-х гг. были многочисленны и типичны для многих американских производителей, впервые столкнувшихся с серьезной иностранной конкуренцией. К своему ужасу Xerox обнаружила, что японские компании могут продавать копиры в Соединенных Штатах примерно по той цене, которая соответствует затратам Xerox на их производство. Из-за этого их прошлая львиная доля рынка копиров и копировальных услуг резко уменьшилась до очень скромных восьми процентов. К тому же в это время Xerox вряд ли имела повод для самодовольства: производительность у нее росла каждый год примерно на 7—8 %. Кирнс пришел к выводу, что, для того чтобы Xerox сравнялась с конкурентами, нужен прирост порядка 18 %.
Примерно в это же время Кирнс прочитал книгу Филиппа Кросби Качество бесплатно (Quality is Free) и пригласил Кросби выступить перед руководителями компании. Призывы Кирнса к изменениям управленческая команда вначале встретила в штыки, заявив, что они делают и так уже все, что могут. Кирнс ответил им, что их усилия по изменению Xerox напоминают попытки «толкать мокрую лапшу». Наступило время для более решительных действий.
В 1983 г. команда топ-менеджеров Xerox разработала новый подход к качеству, который они назвали «Лидерство через качество» (Leadership through Quality). Основным принципом нового подхода была идея, что качество следует определять на основе удовлетворения потребителей, а не внутренних стандартов. Если потребители не удовлетворены, требуемое качество не достигнуто. Вторым принципом стала сфокусированность на процессах, а не только на выпускаемой продукции.
В прошлом при плохих результатах обычно старались обвинить кого-то и прибегали к призывам лучше выполнять свои задачи. Такой подход был заменен другим, где основное внимание уделялось изучению процесса, при помощи которого производилась продукция, и его совершенствованию.
Чтобы действовать в соответствии с этими принципами, были использованы несколько приемов. Xerox, возможно, лучше всего известна своим масштабным использованием бенчмаркинга, процесса сравнения ваших операций с лучшими приемами, выполняемыми в других компаниях. В Xerox бенчмаркинг используют для сравнения с лучшими образцами, в какой бы отрасли их ни удалось отыскать. Так, Xerox осуществил бенчмаркинг своих процессов работы со счетами с аналогичными приемами в American Express, а процесс дистрибьюции — с L.L. Bean.
Чтобы продемонстрировать верность этим принципам, Кирнс и его управленческая команда первыми прошли вновь разработанный курс профессиональной подготовки по проблемам качества. После этого они стали учителями для следующего уровня руководителей, а затем подготовка таким же способом была проведена в масштабах всей организации. В ходе действий, представляющих крупное отступление от традиций, каждый старший менеджер должен был сам принимать звонки от потребителей раз в месяц. Менеджеры Xerox на дежурстве даже прерывали свои заседания, чтобы ответить на подобные звонки.
Хотя усилия Кирнса во многом способствовали улучшению дел, он считал, что лидерство должно (и в этом случае так оно и было) также обеспечиваться и другими источниками, в том числе действиями Объединенного профсоюза работников текстильной и швейной отраслей, в который входят производственные работники Xerox.
Сотрудники также усвоили, насколько важно добиться, чтобы профсоюзные лидеры были в полной мере привлечены к процессу качества в ходе управленческих усилий. Если менеджеры хотят, чтобы у всех сотрудников Xerox было светлое будущее, необходимо добиться мощной и получаемой на основе всесторонней информации поддержки со стороны профсоюзных руководителей, разделяющих видение менеджеров и понимающих, какие изменения необходимо сделать, что становится важной составляющей лидерства. Необходимо доверие друг другу.
Рост конкурентоспособности Xerox был действительно впечатляющим. Рыночная доля, доходы и прибыли в значительной степени восстановились. В 1980 г. Xerox стала одной из первых компаний-победителей и за высокие достижения общенационального уровня по показателям качества получила награды как в США, так и Канаде.
Кирнс уверен, что Xerox — скорее всего, первая американская компания в отрасли, на которую стали ориентироваться японцы, чтобы сохранить рыночную долю без помощи введения тарифов или правительственной поддержки. Несмотря на восстановление позиции и награды, Кирнс и сегодня не отказывается от принципа постоянного совершенствования: «Мы, конечно, очень довольны, что получили эти награды, но следует признать, что еще очень далеки от совершенства. Мы узнали, что стремление к качеству — это гонка, в которой нет финиша. Мы видим разворачивающуюся бесконечную спираль все более усиливающейся конкуренции и все более требовательных потребительских ожиданий».
В 1991 г. Дэвида Кирнса на посту председателя совета директоров Xerox сменил Пол Аллер (Paul Allaire). Теперь Кирнс работает в Министерстве образования США и занимается внедрением качества в американских школах.
Вопросы для обсуждения
1. Как Дэвид Кирнс исполнял роли лидера в достижении качества в Xerox?
2. Применим ли подход Кирнса в широких масштабах или в других ситуациях потребуются принципиально иные подходы?
3. Кирнс начал практику, когда старшие менеджеры лично принимали звонки от потребителей, имеющих проблемы из-за продукции компании. Позвоните президенту организации, клиентом которой вы являетесь, и сообщите о проблеме качества или обслуживания, с которой вы сталкиваетесь. Примет ли президент ваш звонок? Откликнется ли президент или кто-то из топ-менеджеров на ваш звонок? (Если вам это вдруг удастся, поздравьте этого человека с ответственным подходом к бизнесу и максимально конструктивно изложите свою проблему.)
4. Проследите аспекты, с которыми Xerox столкнулась, после того как Кирнс покинул компанию (например, можно обратиться к прошлым номерам журнала Fortune и другим периодическим изданиям по бизнесу). Какое влияние лидерство оказало на эту компанию?
Сила лидерских команд
Когда группа топ-менеджеров предприятия Plant Hammond компании Georgia Power решила стать командой, каждый из них был совершенно уверен, что они уже фактически команда и хорошо работают друг с другом. В начале 1995 г. группа топ-лидеров состояла из десяти человек трех управленческих уровней и двух отдельных лиц, вносивших свой вклад в ее работу. Управленческий стиль был во многом тем же самым, что в течение многих лет в отрасли коммунальных услуг. Для него была характерной ставка на цепь подчиненности в отношении большинства принимаемых решений, когда самые важные из них принимались только одним или двумя руководителями. Результаты деятельности бизнеса сообщались «только тому, кто должен это знать». Большую часть деятельности каждое подразделение осуществляло независимо от других, самостоятельно принимая все решения.
Так управленческий стиль вполне подходил для бизнеса коммунальных услуг с учетом предъявляемых к требований. Этот бизнес был относительно предсказуемым и структурируемым, так как норма дохода здесь определялась регулирующими положениями, к тому же региональный рынок был защищен, и они на 100 % контролировали доступ к своим распределительным сооружениям. Однако в начале 1990-х гг. из-за нерегулирования в области коммунального хозяйства там начались очень масштабные изменения. Это потребовало принципиального пересмотра всей работы и управления ресурсами lant Hammond.
В начале 1990-х гг. на предприятии, приблизительно, на треть сократили численность работников, что привело к снижению числа управленческих уровней и менеджеров на каждом уровне. В начале 1995 г. родительская организация Southern Company начала процесс трансформации, чтобы улучшить характеристики предприятия и стать конкурентоспособной. Процесс трансформации потребовал большего внимания к результатам бизнеса на всех уровнях и формирования организационной культуры, которая могла бы соответствовать условиям неопределенности и конкуренции.
После того как менеджеры предприятия лучше разобрались с требованиями, необходимыми для будущей деятельности, они решили, что структура, процессы и культура предприятия должны измениться. Для того топ-менеджеры должны были решить, как надо работать в таких условиях, чтобы улучшить характеристики на всех уровнях. Требовались процессы, позволяющие управлять рисками при принятии решений и добиваться консенсуса по дальнейшим действиям. Одним из первых шагов в ходе трансформации стало создание новой организационной структуры. Структура обеспечивала сфокусированность «снаружи внутрь», то есть определяла производственные функции основных внутренних заказчиков и объединила виды деятельности на предприятии в несколько функциональных групп.
Однако менеджеры предприятия знали, что лишь изменения значков на организационной схеме недостаточно, чтобы привести к фактически! преобразованиям. Летом 1995 г. менеджер предприятия и девять других сотрудников предприняли первый шаг к тому, чтобы стать командой. Для этого они уточнили отдельные роли и сферы ответственности членов новой команды и начали формировать командные взаимоотношения. Члены команды согласились, что роль каждого участника лидерской команды должна предусматривать «общую ответственность плюс функциональную сфокусированность». Топ-менеджеры предприятия больше не могли принимать решения исходя лишь из представлений своих отделов. Фактически от менеджеров потребовали учитывать влияния их решений не только на все предприятие, но и на всю операционную систему Southern Company.
Каждый член команды теперь нес ответственность за руководство отдельными видами деятельности по трансформации, которыми занималась команда в целом. Команда начала проводить регулярно однодневные сессии-совещания, в ходе которых обсуждались стратегические производственные проблемы и принимались решения. Особенно крупный шаг в области развития эта управленческая команда сделала в 1996 г., когда сформулировала ожидания, связанные со своей деятельностью, и представила их всем своим организациям в ходе анализа стратегического плана компании. Включение этих ожиданий в отчетные документы заставило менеджеров на местах основываться на них.
Команда отыскала несколько инструментов, полезных для ее работы и развития. Одним из этих инструментов стал план общей работы, предназначенный для нескольких целей: 1) обеспечить интеграцию усилий и отслеживание результатов деятельности команды; 2) добиться отчетности каждого члена команды; 3) способствовать делегированию задач, которые традиционно менеджер предприятия выполнял сам; 4) определить каждого члена команды, помочь определить стратегические аспекты. Каждый член команды взял на себя ответственность за выполнение конкретных частей плана работ.
Команда использовала различные инструменты для оценивания, чтобы понять индивидуальные стили работы членов команды и учесть их в своем взаимодействии. Каждый член команды обсуждал свои оценки на открытом форуме. В результате члены команды взяли на себя обязательство провести необходимые изменения и оказывать друг другу поддержку. Каждый член команды сформулировал свой план развития, основываясь на различных оценках и сценариях, с которыми он познакомился.
Поскольку одной из стратегий предприятия было улучшение подготовки управленческой команды, команда работала с привлечением внешнего консультанта, чтобы увидеть свои сильные и слабые стороны. Консультант наблюдал действия каждого члена команды в различных рабочих ситуациях, обеспечил установление обратной связи с каждым из участников и высказывал свои предложения. Это упражнение выполнялось достаточно долго. Каждый член команды еще раз проанализировал свою оценку работы в группе и просил высказаться коллег и дать ему рекомендации. Консультант также обеспечивал обратную связь по групповым процессам и работал совместно с внутренним консультантом по улучшению процессов, обеспечивающих командную работу.
Вопросы для обсуждения
1. Какие уроки, по вашему мнению, компания усвоила в результате трансформации своей лидерской системы и перехода к командной работе?
2. Какие условия, по вашему мнению, необходимы для того, чтобы управленческие команды стали настоящими командами, а не просто группами независимых функциональных менеджеров, которые взаимодействуют друг с другом?
3. С какими проблемами, скорее всего, сталкиваются лидерские команды?