Самоуправляемая команда на сыроварне
Понедельник. Шесть часов утра. «Зеленая» команда сменяет «серебряную», которая отработала 12-часовую смену на предприятии R.G. Bush компании Schreiber Foods. Schreiber — второй по величине производитель сыра в Америке. На предприятии Bush (расположенном возле Темпы, шт. Аризона) за производство сыра, который затем на других предприятиях перерабатывается в готовый продукт, отвечают 53 работника. Предприятие Bush действует очень эффективно, каждую неделю выпуская около миллиона фунтов сыра. Это достигается благодаря современной производственной технологии управления и использованию самоуправляемых команд. Помимо «зеленой» и «серебряной» команд на предприятии есть также «красная» и «синяя» команды, команды эксплуатации, поддержки и управления.
Процесс, за который отвечает «зеленая» команда из шести человек, включает операции конденсирования, выпаривания, наполнения, упаковки и паллетизации. Как только смена началась, выделенные посредники из двух команд обсудили потенциально серьезную проблему кислотности сыра, которая была выявлена ночью. В процессе контроля, расположившись перед панелью с множеством компьютерных экранов, измерительной аппаратуры и счетчиков, принимают участие два члена команды. Они измеряют показатели за последние несколько часов и сверяются с графиком профилактического обслуживания оборудования. Другие трое сегодня находятся в упаковочной и будут заниматься ручной работой: собирать упаковки из картона, наполнять их сыром и размещать на паллетах. Члены команды переходят с одной операции на другую, решая самые разные задачи, в том числе играя роль коммуникатора, который чаще всего взаимодействует с руководителем команды на предприятии.
Члены команды стали выполнять и функции консультантов, не входя в команду, помогающих ей по мере необходимости. На этом предприятии практика ротации работ рассматривается как более важный принцип работы, чем наличие более квалифицированных сотрудников на конкретном рабочем месте. Ларри — наиболее технически подготовленный человек в команде, но сегодня он заполняет емкости с сыром.
Команда в течение смены решает ряд проблем. Так, с помощью компьютера Тим, который находится в «штабе» управления, узнает о проблеме с испарителем. Тим вызывает Томми, который на несколько минут прекращает работу с емкостями, отыскивает засорившийся контрольный клапан и очищает его. Затем возникает проблема с кислотностью; сейчас показатель настолько низок, что выходит за пределы спецификации. Ситуация осложняется тем, что выявлено также несколько порций пригоревшего сыра. Испаритель надо остановить для чистки, и команде требуются рекомендации эксплуатационной команды, чтобы выполнить более масштабную чистку, но этим, впрочем, в любом случае пришлось бы вскоре заняться.
Команда хочет вернуться в процесс как можно быстрее, так как остановка испарителя стоит компании денег, а сыр, не соответствующий спецификации, приведет к тому, что выплата команде будет снижена. После того как фильтр заменен и очистка проведена, процесс можно возобновить.
Во время работы команда постоянно находится в информационном потоке. На электронном табло, шириной примерно метр, регулярно обновляются различные показатели, в том числе соответствие стандартам, производственные параметры и жалобы заказчиков. На доске объявлений дается информация о количестве использованного сырья, работе системы стимулирования и т.д. В контрольном помещении висит плакат с надписью: «Делай все правильно с первого раза». Члены «зеленой» команды постоянно общаются друг с другом. Помимо своей повседневной рабочей коммуникации команда ежемесячно собирается на совещание, чтобы обсудить цели, проблемы, графики и прочие вопросы, требующие внимания. Кроме того, проводятся совещания по коррективным действиям команды, совещания коммуникаторов и по схемам стимулирования. Члены команды правильно относятся ко всем этим совещаниям, считая, что это та цена, которую они должны заплатить за получение необходимых полномочий и командную работу, так как полагают, что это лучше, чем вариант, когда все решения принимают менеджеры.
Недавно в команде впервые был уволен один сотрудник. Это было особенно тяжело, потому что для многих он был другом, тем не менее команда его уволила. У него была отличная техническая подготовка, но он часто прогуливал. Они сделали все возможное, чтобы удержать его, но проблемы с работой продолжались, и команда решила, что должна с ним расстаться.
Тэд, новый член «зеленой» команды, так в обобщенном виде выразил отношение команды к самоуправлению.
«Попав сюда, я вскоре понял, что это именно то, что мне нужно. Мне вовсе не требуется босс, который смотрит за моей работой. Я знаю, как работаю. Мне всегда казалось глупым, когда один взрослый человек стоит над душой других взрослых. Я еще понимаю это, когда вам 14 лет, но я взрослый, и в Schreiber меня уважают».
Вопросы для обсуждения
1. Опишите, каким вы представляете себе день на сыроварне, где используется более традиционная организация труда: никаких команд, наличие мастера, большее число выделенных отдельных работ. Как это отличается от дня «зеленой» команды на предприятии Schreiber, с которым вы познакомились? Укажите преимущества и недостатки обоих подходов.
2. В главе утверждалось, что члены команды должны распределяться по тем видам работ, которые они могут выполнять лучше всего. Однако на примере «зеленой» команды видно, что члены команды перемещаются с одного вида на другой независимо от своих навыков и умений. Считаете ли вы такой подход правильным? Почему?
3. В чем заключается работа менеджера на предприятии подобного рода? Хотели бы вы работать менеджером на таком предприятии?